Рефераты. Государство, право, экология






В противовес теориям “предела роста”, “экологического динамизма”, стабилизированного развития, нулевого развития и т.д., имеется концепция перехода к новому взаимоотношению общества и природы - управлению процессами природы. Как считают учёные, необходимо внести существенные изменения в известную формулу производства “товар - деньги” на “природа - товар - деньги - природа”. Необходимо приступить к созданию принципиально новой оболочки Земли-биосферы, состоящий из физической среды и включённых в неё технических устройств, контролирующих и в значительной степени оберегающих её.

3. Принимая во внимание единство и целостность природной среды, охрана и рациональное использование не могут замыкаться рамками одного или нескольких государств: Чистота атмосферы одного государства не может быть обеспечена, если соседние государства имеют загрязненную атмосферу.

Природа, как интернациональный объект, требует интернационального подхода к использованию и охране её , достижение этой задачи возможно при объединении всех государств земного шара.

Признавая приоритет норм международного права в охране и использовании природных богатств, экологическая концепция в тоже время отрицает необходимость создания особого надгосударственного международного органа, который был бы наделён властными полномочиями и контролировал рост народонаселения в странах и другие вопросы, являющиеся исключительно делом суверенных государств.

Данные основные положения экономической концепции не являются неизменными , но они совершенствуются с изменением обстановки на земном шаре и в межгосударственных отношениях. Так, новое мышление включает объективный анализ процессов, событий и явлений и нахождение оптимальных решений по вопросам, имеющим глобальный характер.

4. К сожалению, знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество “лицом к лицу” столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидной сейчас, когда тучи военного конфликта нависают над землёй. Ресурсы земли не умножаются, а иссякают . Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится всё меньше. Превращаются в пески плодородные земли - главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают знать о себе химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих всё живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют парниковый эффект, истощают вокруг планеты озоновый слой. “Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее будет означать конец ее”, - говорит писатель Афанасьев. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. - М, 1995 г., с. 1

Среди букета кричащих обще планетарных проблем и экологическая и проблема бурного роста населения земли, грозящей обернуться серьёзными последствиями для всей цивилизации, и обострение экологической ситуации, связанная прежде сего с близким исчерпанием нефтегазовых богатств и общая нехватка в слаборазвитых странах продовольствия, чередующаяся с голодными лихолетьями . Это также эскалация этнических конфликтов в современном мире, сохранение во многих странах нищеты, возникновение эпидемий и т.д.

5. Однако и это ещё не всё. Человеческий род, как и в прежние века , то тут, то там преследует кровь , слёзы, вызванные малыми войнами, отсутствием демократии, разумом бандитизма и т.д. Естественно, что в мире есть страны ,для которых эти проблемы практически не характерны. Однако в целом для человечества они очень существенны и справедливо называются глобальными.

Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание всемирной культуры , с таким трудом возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты -Земли. Во всяком случае этот процесс очень ярко проявляется в нашей стране. Десятилетиями мы отворачивались от мировых духовных поисков. В результате мы не только многое утратили из сокровищницы великого культурного наследия нашего отечества, но и до обидного мало почерпнули от мировых культурных ценностей.

Сегодня в мире сложилась можно сказать парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в тоже время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: “Быть или не быть?” Так может быть человек достиг “не тех” высот, сделал “не те открытия”, создал “не ту“ цивилизацию? Об этом сегодня спорят в мире.

Итак, опасность глобального экологического кризиса как таковая вызывает необходимость целенаправленной деятельности человека по обеспечению экологической безопасности. В науковедческом аспекте это требует объединения учёных самых разных специальностей, в том числе и юристов. В учении о функциях государства функция по обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план как общесоциальная, общечеловеческая и общецивилизационная.

Экологическое состояние России.

Экологическое состояние России отмечается благоприятными природными условиями, являющимися основой развития экономики, науки и др. Вместе с тем в целом ряде регионов России экологическая ситуация катастрофична. После аварии на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации в 14 областях (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская, Пензенская, Тамбовская, Смоленская, Ульяновская, Тюменская) и в Мордовской республике образовались зоны загрязнения площадью 55.1 тыс.кв.м. Катастрофическая экологическая обстановка сложилась в Уральском регионе. Для России жизненно важна актуальность неотложных мер по обеспечению экологической безопасности Урала. В частности, речь идет об оптимальном сочетании пропорций общественного воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, о научно обоснованных социально-экономических критериях оценки качества окружающей среды, увязанных социально-политическими целями перспективного развития республики и т.д.

Экология России - это и ее земельный фонд. Состояние земельных территорий повсеместно ухудшается, их деградация и опустынивание приобретают все более значительные масштабы. Наиболее ярким примером опустынивания являются территория Черных земель и Кизлярских пастбищ, где образовалась и прогрессирует пустыня. За последние 5 лет площадь, занятая песками, только в Калмыкии возросла на 47.7 тыс.га.

В феврале 1993 года утверждена "Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 годы", которая разработана на основе постановления Правительства РФ от 15 июля 1992 года "О мониторинге земель". Программа предусматривает поэтапное введение на территории РФ мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения, устранения последствий негативных процессов. Основными задачами мониторинга земель на 1993 -1995 г.г. являются: формирование нормативно-правовой и научно-методической базы мониторинга земель, ландшафтно-экологическое районирование территории РФ с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и системам их воздействия на состояние земель, совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель, формирование организационных структур мониторинга земель.

Итак, даже на примере России видно, как экологический императив напоминает нашему обществу о его неразрывной связи с живой и неживой природой, о той угрозе, которая несет с собой игнорирование ограниченности компенсаторных возможностей биосферы. И если до недавнего времени еще можно было представить процесс общественного развития в двухмерной системе координат, где учитывались лишь социальные и экономические параметры, а природа рассматривалась как лежащая за границами управляемой системы, то сейчас необходим переход к трехмерной системе координат, включающей, кроме названных еще и экологическую (природные ресурсы) подсистему, но общество взаимосвязано с государством, а государство и право, будучи порождением общества, формой его существования не могут остаться безучастными к природе. Поэтому государство охраняет общество и природу.

В экологической политике государства РФ выделяется два связанных между собой направления: во-первых, мероприятия, нацеленные на то, чтобы при обеспечении высоких темпов экономического развития страны прекратить дальнейшее наращивание загрязнения окружающей природной среды и не допустить появления новых факторов, отрицательно влияющих на нее, во-вторых, мероприятия, необходимые для того, чтобы постепенно уменьшить, а затем полностью прекратить загрязнение окружающей среды и другое отрицательное воздействие на нее со стороны уже функционирующих хозяйственно-технических объектов.

Первое направление реализуется главным образом реализуется в сфере отношений по капитальному строительству. Именно здесь для проведения поисковых проектно-конструкторских, строительно-монтажных и других работ, связанных с созданием новых заводов, фабрик, цехов, агрегатов, машин, и т.п. особенно важны меры по выполнению профилактических требований, связанных с охраной окружающей среды. Второе направление предполагает проведение мероприятий по реконструкции и обновлению действующих заводов, фабрик, машин, механизмов, замене на них устаревших технологий более прогрессивными, которые в достаточной степени учитывают требования экологической безопасности, оснащение действующих предприятий эффективными очистительными системами и т.д. Такие меры нацелены на снижение уровня загрязнения атмосферы и водоемов, более рациональное использование полезных ископаемых, земель, вод, лесов, ресурсов растительного и животного мира.

На сегодняшний день в России сложилась определенная система государственного экологического управления. Это, в основном, отраслевая система, при которой контроль за использованием природных ресурсов возлагается на тех, кто добывает и использует эти ресурсы. О том, что подобная практика показала свою полную несостоятельность, известно давно. Однако какие-либо альтернативные предложения длительное время оставались без внимания.

Здесь нужна консолидация специализированного общегосударственного управления в области охраны природы при сохранении общего руководства делом охраны природы в целом со стороны верховных органов власти и ведомственно-отраслевого управления. Существует и государственный экологический контроль, который в отличие от государственного экологического мониторинга, который ограничивается сбором, обобщением, оценкой и передачей информации о природной среде, представляет собой один из видов организационно-управленческой, административной деятельности государства, его задачей является проверка выполнения всеми министерствами и ведомствами, государственными и общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами планов и мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей природной среды, установленных нормативов вредного воздействия на нее, действующего природоохранительного законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.