Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота по месяцам еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте – 124,0%, за второй квартал – соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал – 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал – 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса потребителей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Анализ розничного товарооборота по товарным группам.
Розничный товарооборот ТЭУП «Горизонт»
по товарным группам за 2001-2002 г.г.
Товарные
группы
2001 год
2002 год
2002г. в % к 2001г.
сумма млн. руб.
удельный
вес, %
в действующих
ценах
в сопоставимых
в сопоставимых
цепях
в действующих ценах
удельный вес ,%
сумма тыс.
руб.
удельный вес, %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
372,1
14,2
447,0
14,4
376,2
14,0
120.1
101,2
Колбасные
изделия
340,8
13,0
403,4
342,7
12,8
118,4
100,6
Рыба
76.1
2,9
90,3
77,3
2,8
118,7
101.6
Хлеб и хлебобулочные изделия
97.0
3,7
114,9
3,2
98,8
118.5
101,9
Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни
214,8
8,2
248.7
8,0
212,2
7,9
115,8
98.8
Пиццы
68,2
2,6
80,9
69,8
118,6
102.3
Табачные изделия
81.3
3,1
99,3
84,0
122,1
103,3
Кондитерские изделия
157,3
6,0
186,8
160,5
5,9
118.8
102.0
Пиво
117,9
4,5
136,6
4,4
117,5
4.4
115,9
99,5
Мороженое
62,7
2,4
74,7
64,2
2.4
119,1
102,4
Водка и ликероводочные изделия
314,4
12,0
375,7
12,1
323,5
119.5
102,9
Вина, шампанское, коньяк
283,0
10,8
329,3
10.4
281,2
10,5
116.4
99,4
Прочие продовольственные
товары
264,7
10,1
321,8
10,4
304,8
11,4
121,6
115,1
Непродовольст-венные товары
170,4
6,5
195,8
6,3
168,3
Всего товаров
2620,7
100,0
3105,2
2681,5
118,5
. „
102,3
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам хлебобулочные изделия − на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк − на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2001 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот.
На развитие розничного товарооборота предприятия общественного питания оказали следующие факторы:
· обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда
торговых работников;
· состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По ресторану «Горизонт» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 8.
Таблица 8.
Продуктовый баланс по ТЭУП «Горизонт» за 2001 -2002 г.г.
(суммы в млн. руб.)
Показатели
Отклонение в сумме (+,–)
Влияние на изменение товарооборота (+,–)
Запасы товаров на начало года
209,2
243,0
+33,8
Поступление товаров
2656,3
3169,3
+513,0
Прочее выбытие товаров
1.8
1,0
-0,8
+0,8
Запасы товаров на конец года
306,1
+63,1
-63,1
Величина товарооборота предприятия
+484,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16