Рефераты. Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)






Мы рассмотрели вопрос доверия россиян к деятельности законодательных органов власти, однако современная ситуация в России характеризуется существенным подрывом общественного доверия к журналистике. «Многие социологические опросы последних лет подтверждают, что основные упреки в отношении СМИ сводятся к недостоверности появляющейся информации, нарушении журналистами норм профессиональной этики, односторонности в освещении фактов и явлений окружающей жизни, излишней сенсационности. Общая неудовлетворенность массовой аудитории содержанием СМИ свидетельствует о том, что они не в полной мере соответствуют ее прагматическим ожиданиям, недостаточно учитывают ее психологию. Для решения проблемы массового доверия к СМИ необходимо строить их содержание с учетом запросов аудитории. Между тем, сама аудитория не однородна, в ней присутствуют многообразные, подчас противоположные суждения по самым различным вопросам окружающей жизни. Ключевая задача СМИ заключается в том, чтобы по возможности учесть весь спектр общественных интересов, предоставив всем социальным группам право высказаться по тому или иному поводу. Важным в связи с этим видится умение любой редакции аккумулировать различные точки зрения по тому или иному поводу и удовлетворять запросы аудитории в обратной связи. Тем самым реализуются потребность самой аудитории в получении необходимой информации» Стровский Д.Л. Политическая традиция как основа профессиональной деятельности журналиста // Журналистика и политики. Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С.9..

3.2 Исследуемые печатные СМИ

Основной задачей данной исследовательской работы является анализ ведущих российских изданий с целью определения объективности и полноты освещения деятельности законодательной власти Российской Федерации. Для анализа мы взяли три ведущих российских печатных издания разного формата, а именно: «Российскую газету» как представителя «официальной» прессы, «Известия» - «качественной», и «Комсомольскую правду» - представителя «массовой» прессы.

Дадим краткую характеристику этих изданий.

«Российская газета» - ежедневная общественно-политическая общенациональная газета новой России. Учредитель - Правительство Российской Федерации. Газета издается с 11 ноября 1990 года, выходит на 8-16 полосах формата А2. Тираж 431569 экземпляров. «Российская газета» имеет статус официального публикатора государственных документов. Законодательные акты РФ вступают в силу после публикации в «Российской газете» (Официальным опубликованием Федерального Конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете". Статья 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"). «Российская газета» публикует качественную разностороннюю информацию для широкого круга читателей, профессиональные аналитические материалы и комментарии, тематические обзоры, текущие события в стране и за рубежом, новости политики, экономики, общественной жизни, науки, культуры, спорта. « Успешно справляясь с задачами рупора правительства, газета остается востребованной у всех политически активных и неравнодушных» Е.Баханов. Ростовчане ставят оценку «Российской газете» // Журналист, 2006, №8. - С.18.. Газета распространяется на всей территории Российской Федерации. У «Российской газеты» - 14 региональных представительств, газета печатается в 32 городах России и СНГ и имеет 38 корпунктов в стране и за рубежом.

Генеральный директор: Горбенко Александр Николаевич

Главный редактор: Фронин Владислав Александрович

Адрес редакции: 125881, Москва, ул. Правды, 24

URL: www.rg.ru

Вообще, роль «Российской газеты» особая: на нее, как на официальное издание, ложится особая ответственность за то, чтобы доносить до населения, причем последовательно, ясно, и всесторонне позицию государства. С помощью «Российской газеты» государство должно объяснять суть и необходимость новых законопроектов, возможные последствия их реализации для разных групп населения. Это как бы дополнительная, особая функция официального издания. И если «Российская газета» претендует на роль серьезного качественного издания, то в ней, конечно же, должны быть разные точки зрения, серьезный объективный анализ, мнения экспертов. Посмотрим, так ли это на самом деле?

«Известия» - Ежедневная общественно-политическая газета. Выходит с марта 1917 года. Периодичность - 6 раз в неделю, кроме воскресенья, тираж 263.650 экз. Ежемесячное приложение «Закон», и выходящие с разной периодичностью тематические вкладки: «Туризм», «Страхование», «Недвижимость», «Банки» и др.

Адрес редакции: 127994, г.Москва, ул.Тверская, д.18, корп.1.

Главный редактор: Владимир Мамонтов.

URL: www.izvestia.ru

«Комсомольская правда» - общенациональная ежедневная газета. Выходит с мая 1925 г. Самый большой тираж в России и СНГ 27 млн. экз. 2 000 000 читателей ежедневно.

Главный редактор, генеральный директор: Сунгоркин В.Н.

Адрес редакции: 125866, Москва, улица Правды, 24

URL: www.kp.ru

Газета «Известия» в освещении проблем во многом сходна с «Российской газетой», но между этими изданиями имеется и ряд различий. Так, например, одно из них связано с объемом и периодичностью информации. Также разница заключается, в частности, в тематике публикаций. Различие же между «Комсомольской правдой» далее читать сокращение «КП» как «Комсомольская правда» - прим. автора. и «Российской газетой» с «Известями» кроется в читательской аудитории. Читатель «Известий» и «Российской газеты» - это чаще всего интеллигент, который стремится познать действительность во всей ее полноте и независимости. Если «Российская газета» и «Известия» руководствуются при отборе материалов принципами общественной значимости и типичности событий, то «КП» и другие «массовые» СМИ ориентируются, прежде всего, на те материалы, которые содержат в себе «изюминку» и интересны читателю не с практической, а с «бытовой», «потребительской» точки зрения. Газета часто гонится за «разоблачениями». Но надо отдать «КП» должное: в таких случаях ее материалы приобретают определенную социальную значимость.

На наш взгляд, определить, насколько полно и объективно газета справляется с информативно-аналитической функцией при освещении деятельности органов законодательной власти Российской Федерации можно, ответив на следующие вопросы:

1) Как освещается в СМИ деятельность данных структур, какой имидж власти создается? Каков характер публикаций? (документы, разъяснения, комментарии, мнения, дебаты)

2) Как часто и в каких формах мнения, позиции, вопросы читателей, связанные с деятельностью депутатов попадают на страницы газеты?

3) Отслеживает ли газета реакцию властей на проблемы, затронутые читателями, следит ли за развитием событий?

4) Однобоко или взвешенно, объективно подходит издание к освещению законотворческой деятельности, дает ли возможность высказаться представителям разных точек зрения?

5) Как часто и в каких формах читатели могут пообщаться через газету с представителями власти, задать депутатам свои вопросы и получить на них ответы?

Ответы на эти вопросы были получены, прежде всего, в результате контент-анализа изданий, который позволил определить, какую функцию выполняют печатные издания в освещении деятельности законодательной власти и насколько печатные средства массовой информации разнопланового характера качественно освещают эту деятельность. Метод контент-анализа наиболее точно и объективно помог провести данное исследование. Ещё в 80-е годы известный советский социальный психолог Семенов В.Е. относил к преимуществам метода «достижимость высокой степени надежности получаемых данных; возможность исследования социальных явлений ». Семенов В.Е. Качественно-количественный анализ документов // Методы социальной психологии. М., 1977. С. 43-60

Временной период исследования составил промежуток времени с августа 2006г. по май 2007г.

В качестве единиц анализа (ЕА) были выбраны публикации, посвященные деятельности субъектов законодательной власти (статьи о самой деятельности, материалы о готовящихся законопроектах, интервью с представителями Законодательного Собрания РФ и другие материалы, касающиеся любой деятельности органов законодательной власти).

В публикациях исследовались как официально - информативная сторона деятельности депутатов, т.е. предоставление информации о целях и задачах разрабатываемого законопроекта, о событиях и новостях из «белого дома», так и комментарии, различные мнения специалистов, экспертов и простых читателей в области деятельности законодательной власти. В публикациях исследовалось, кто является автором, каков жанр публикации.

Необходимо также было выявить, как газеты отслеживают развитие актуальных проблем и растянутых во времени событий, связанных с деятельностью органов власти; обращаются ли редакции к ним повторно, неоднократно, следят ли за тем, как чиновники доводят или не доводят свои решения до логического конца. С этой целью в ходе контент-анализа выяснялось, как часто газеты ссылаются на предыдущие выступления, свои либо других СМИ. Кроме того, повторные публикации специально фиксировались и без ссылок, просто по факту повторного обращения издания к одному и тому же событию.

То, насколько данное издание способствует участию граждан, своих читателей в выражении своего мнения по поводу работы народных избранников, вовлеченность населения страны в процесс обсуждения всех положительных и отрицательных сторон новых и будущих законов, в значительной мере можно выявить с помощью анализа жанров и авторов публикаций. Так, если среди авторов публикаций газеты часто встречаются читатели (имеются в виду не журналисты и не представители власти), если газета периодически использует такие жанры, как письмо, обзор писем, блиц-опрос, вопрос-ответ, анкета, материалы «прямых линий» с читателями См.: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М, 2000; Средства массовой информации и судебная власть в России. - М., 1998. - С. 24., то можно с большой долей уверенности утверждать, что газета активно способствует привлечению читателей к обсуждению проблем организации работы власти. Такому выводу также может способствовать тот факт, что журналисты в своих публикациях часто ссылаются на мнения читателей.

Результаты исследования ряда основных категорий анализа могут быть представлены в виде таблиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.