Оглавление
1. Исходные данные
2. Расчет годовых объемов работ
3. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
4. Расчет численности рабочих
5. Расчет числа постов
6. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения
7. Определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТО
8. Определение состава и площадей помещений
9. Расчет площади территории
10. Определение потребности в технологическом оборудовании
Исходными данными для технологического; расчета являются:
- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам – NСТО;
- количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год – d;
- годовое количество продаваемых автомобилей – Nп;
- среднегодовой пробег автомобиля – Lг;
- число рабочих дней в году станции – Драб г;
- продолжительность смены – Тсм;
- число смен – С.
В качестве примера ниже рассматривается технологический расчет станции обслуживания автомобилей семейства ВАЗ, для которой приняты исходные данные, приведенные в табл. 1.
Таблица 1. Исходные данные (пример заполнения)
Марка авто
Nсто
d
Nп
Lг
Драб. г
Тсм
С
Форд
900
1
980
12000
280
8
1.6
Годовой объем работ СТО может включать услуги (работы) по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей и их предпродажной подготовке.
Годовой объем работ по ТО и ТР (в чел.-ч.):
, (1)
где NСТО – годовое количество условно обслуживаемых на СТО автомобилей данной марки; Lг – среднегодовой пробег автомобиля, км; ТТО-ТР =2,3 – удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч. / 1000 км.
Годовой объем работ ТО и ТР проектируемой СТО:
чел.-ч.
Годовой объем уборочно-моечных работ (в чел.-ч.):
, (2)
где Nз.умр – число заездов в год на УМР; tумр – средняя трудоемкость УМР, чел.-ч. [2, 6].
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.:
. (3)
Если на СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР согласно [2] может быть принято из расчета одного заезда на Lз = 800…1000 км пробега.
Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг:
. (4)
Для нашего примера
заездов;
заездов.
Годовой объем работ УМР (в чел.-ч.):
, (5)
где tEО – средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной (0,15..0,25) и ручной мойке (0,50), чел.-ч. [2, 6].
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел.-ч.):
, (6)
где tпв – разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч. [2, 6].
Для рассматриваемого примера
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел.-ч.):
, (7)
где Nз пк – число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова; tпк – разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел.-ч. [2, 6].
Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 5 лет, т е 0,2…0,3 заезда в год:
. (8)
В нашем случае принимаем:
Годовой объем работ по предпродажной подготовке (в. чел.-ч.):
, (9)
где Nп – количество продаваемых автомобилей в год; tпп – трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (3,0…3,5 чел.-ч.).
.
Результаты расчета годовых объемов работ в табл. 2.
Таблица 2. Годовые объемы работ, чел.-ч.
Виды воздействий
Т
Тто-тр
Тумр
Тпв
Тпк
Тпп
24840
2340
180
810
2940
31110
Кроме работ, приведенных в табл. 3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10-15 % от общего объема работ СТО.
Для нашего примера объем вспомогательных работ составит:
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т п, предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно – гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др), выполнению обойных работ и т п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения:
, (10)
где Т – общий годовой объем работ СТО, чел.-ч.; j – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (j = 1,15); Кп – доля постовых работ в общем объеме (0,75..0,85); Драб г – число рабочих дней в году; Тсм – продолжительность смены; С – число смен; Рп – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Рп = 0,9.. 1,1); hп – коэффициент использования рабочего времени поста (hп = 0,9).
рабочих постов.
Используя данные, производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл. 3).
Таблица 3. Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Виды работ
Распределение объема работ ТО и ТР по видам
Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения
На рабочих местах
На произв. участках
%
Диагностические
5
1556
100
ТО, смазочные
29
9022
Регулир-е по установке углов упр. колес
ремонт и регулировка тормозов
По приборам системы питания
70
1089
30
467
Электротехнические
80
1244
20
311
Кузовные и арматурные
10
3111
75
2333
25
778
аккумуляторные
2
622
62
90
560
Шиномонтажные
Ремонт узлов, систем и агрегатов
50
Окрасочные
0
Обойные
156
Слесарно-механические
2489
Итого
23706
7404
Страницы: 1, 2, 3, 4