Регулирование основного прибора 1М относительно ДП судна необходимо производить периодически при устранении постоянной поправки и после замены чувствительного элемента.
Постоянная поправка пеленгованием удаленного предмета или створа, истинные пеленги которых известны. Для устранения поправки ослабить болты, крепящие нактоуз к основанию, и по шкале кремальеры развернуть нактоуз на число градусов, равное постоянной поправке, которая должна быть выбрана с точностью до ± 0,5 °.
Выставка курсовых линий пеленгаторных репитеров производится в случае, если поворотная часть пелоруса будет сбита относительно установленного положения. Курсовая линия 0 ° -130 ° азимутального кольца центрального пеленгаторного репитера, находящегося на верхнем мостике, в ДП судна по гюйсштоку. Пеленгаторные репитеры на крыльях мостика выставляются в ДП по центральному репитеру.
Выставка курсовых линий 0 ° - 180 ° репитеров относительно ДП судна выполняется с точностью до ± 0,25 ° .
VIII. Дистанционное управление корректором:
Проверяют механизм дистанционного управления корректором вместе с настольным корректором.
Проверку начинать с проверки механики при включенном питании.
Отсутствие механических заеданий в настольном корректоре прибора 1М проверяют с помощью маховичка ручной установки, который вращают так, чтобы индекс шкалы корректуры на крышке корректора прошел от 0 до 30 деления и обратно.
После этой проверки установить индекс по шкале на крышке корректора на деление 15. Открыть прибор 24 и вращением оси сельсина установить стрелку в среднее положение по шкале скорости. Поставить на место предохранители 130 и 131 в приборе 4Д и включить однофазный ток.
При нажатии кнопок правой (+) или левой (-) стрелка в приборе и индекс в корректоре должны идти в соответствующих направлениях, если происходит противоположное движение стрелки или индекса нажатой кнопке, то проверить правильность подключения двигателя. Стрелка сельсина и индекс корректора должны двигаться плавно без скачков.
При отработке двигателем корректора нового значения поправки курса в приборе 34Н загорается сигнальная лампа «Отработка корректуры».
Запрещено снимать и передвигать корректор, так как нарушается согласованность картушек корректора с показанием ЧЭ.
IX. Проверка работы курсографа:
Перед проверкой курсографа заправить бумагу на лентопротяжном механизме, стеклянные баллончики перьев промыть и залить чернилами.
Нажать педаль разрывателя цепи ротора сельсина и, вращая от руки валик принимающего, установить на курсографной бумаге курсы – 0 °, 90
°, 180 °, 270 °, проверяя на каждом указанном курсе точность перехода четвертного пера в следующую четверть, которое должно переходить в тот момент, когда курсовое перо прошло от своего крайнего положения курсограф середине курсограммы не более 0,5 ° для курсов 90 °, 180 °,
270 ° и не более 1 ° для 360 ° . изменение движения курсового пера происходит с черты, соответствующей 0 °-180 ° и 90 °-270 ° .
Согласовать курсограф с прибором 1М. для этого тумблер «Приемник курса» в положение «Выкл.» и ключом согласовать показания катрушки репитера с основным прибором, после этого тумблер в положение
«Включено».
Ленту курсограммы согласовать по времени (производить каждый раз при запуске системы и замене курсовой бумаги). Для согласования используют поперечные линии, нанесенные на ленте.
Завести часовой привод лентопротяжного механизма курсографа.
Завод производить 1 раз в 4 суток. Необходимо убедиться в запуске часового механизма.
X. Проверка сигнальной системы:
Проверка сигнальной линии рассгласования следящей системы производится при периодических проверках всей гирокомпасной системы и при замене сигнальных неоновых ламп.
Для проверки надо в усилителе прибора 9Б (медленно рассогласовать) поставить тумблер в положение «Выключено». Вручную за валик двигателя прибора 9Б медленно рассогласовать следящую систему с
ЧЭ. При рассогласовании 0,7 °-2,5 ° в приборах типа 34, 10М, 9Б загораются сигнальные лампы с надписью «Рассогласование следящей системы». Если лампы не загораются при согласовании, их следует заменить.
XI. Отключение тока:
В приборе 4Д необходимо проверить работу токового сигнализатора, который включает сигнальные лампы «Отключение тока» в приборах 10М и
34Н при изменении тока в любой фазе трехфазного тока 120В, 330Гц на величину ±0,25А.
Работа токового сигнализатора проверяется закорачиванием двух фаз на резистор 400-600 Ом, 25В или извлечением одного из предохранителей любой линии.
Регулировка токового сигнализатора производится так:
1. При номинальном значении тока в трехфазной линии (120В, 330Гц) подвижный контакт изменением натяжения пружины устанавливается в среднее вертикальное положение.
2. Зазаор между подвижными и неподвижными контактами установить из расчета, чтобы замыкание контактов произошло при отключении тока
±0,25А. Эту операцию можно производить во время пускового режима гироматоров, когда эти токи повышены. XII. Отклонение температуры:
Регулировка системы охлаждения прибора 1 М сводится к регулировке термосигнала и терморегулятора. Термосигнал регулируется при замене термореле и изменении рабочего температурного режима поддерживающей жидкости. Следует 2-3 раза проверить работу замыкателей ревуна, изменяя для этого температуру поддерживающей жидкости в пределах от +37° до 41° С и при необходимости подрегулировать.
В южных широтах при необходимости для обеспечения работы компаса разрешается температуру поддерживающей жидкости до 46° ±2° С, при этом для хранения положения ЧЭ при этой температуре следует добавить
100-140 см3 глицерина.
Температура охлаждающей воды должна быть не выше 29° , для южных широт не выше 33°. XIII. Проверка чувствительности, скорости отработки и колебательности СС.
Указанные параметры проверяются при проведении периодических проверок всей гирокомпасной системы, при замене/ремонте приборов 9Б и при изменении проводимости поддерживающей жидкости.
После прихода ЧЭ в меридиан, что проверяется по курсограмме и пелинговании (сохраняется постоянство пелинга в течение 20 мин.) приступают к проверке чувствительности и времени отработки следящей системы.
Исполнительный двигатель прибора 9Б вручную рассогласовать на
0,3° -0,5°, валик отпустить и по шкале заметить отсчет.
Разность отсчетов характеризует чувствительность следящей системы и не должна превышать 0,2°. Время отработки следящей системы проверяется следующим образом: отключение 30-й и 31-й жилы или путем закорачивания фазы 28 с клеммами 30 или 31 в приборах 1М, 9Б рассогласовать следящую систему от установившегося положения на 120°-
130° . закорачивание прекратить. Когда следящая система отработает угол 20°-30° и наберет скорость, пустить секундомер. С этого момента измеряется время отработки угла 90°, по окончании этой отработки секундомер остановить. Замер времени отработки повторить при заводке следящей системы в обратную сторону. Время отработки следящей системой угла 90° как в одну, так и в другую сторону должно быть не более 20 сек., разность по времени отработки в разные стороны не должна превышать 4 сек.
Одновременно со временем отработки проверяется число колебаний следящей системы у положения равновесия, для этого измеряется число
«прохождений» следящей системой положения равновесия, которое следящая ситема должна проходить не более 5 раз с усилителем 9Б. Если время отрабтки окажется больше указанного предела, следует проверить величину момента трения в приборах 9Б, 1М и принимающих.
Кривая затухающих колебаний
Снятие и обработка кривой затухающих колебаний необходимы для определения параметров ЧЭ.
Кривая затухающих колебаний позволяет:
1. Определять численное значение периода затухающих колебаний;
2. Определить время прихода ЧЭ в меридиан с заданной точностью для различных начальных углов отклонения от меридиана;
3. Судить об устойчивости компаса в меридиане.
Кривая затухающих колебаний графически представляет собой закон колебаний гиросферы в азимуте. Необходимым условием для снятия кривой является полная неизменность курса судна. Поэтому кривую нужно снимать, когда судно отшвартовалось или в доке.
В случае отклонения параметров ЧЭ, выявленных при обработке кривой затухающих колебаний, следует решить вопрос о годности данного
ЧЭ.
Навигационная эксплуатация гирокомпаса
Действия при неисправности в ситеме.
При неисправности того или иного узла системы следует выяснить причину и устранить неисправность в последовательности: a) Проверить целостность предохранителей, служащих для защиты неисправного узла, b) Проверить, нет ли механических заеданий, c) Проверить, нет ли обрыва в проводе, d) Обратить внимание на специфические неисправности узла.
В случае, если произойдет отказ всей системы или по каким либо- причинам выйдет из строя гирокомпас необходимо предпринять вахтенным помощникам следующие действия: a) Перейти на ручное управление рулем и сделать отметку на курсограмме, b) Задать рулевому курс по магнитному компасу, c) Доложить капитану, d) При использовании технических средств навигации учитывать влияние отказа гирокомпаса, e) Проверить исправность и чистоту оптической передачи магнитного компаса.
Действия вахтенного помошника при плавании в высоких широтах.
При изменении скорости судна и широты места вахтенный помощник должен произвести дистанционный ввод данных из прибора 34Н в прибор
1М. Для этого необходимо: a) Вращением ручки на левой стенке прибора в окне крышки установить шкалу скорости хода судна для широты района плавания, b) Нажать соответствующую кнопку «Скорость хода» и удерживать в этом положении, наблюдая за движением стрелки индекса по шкале скорости, c) Кагда стрелка-индекс достигнет необходимого деления на шкале скорости, соответствующего действительной скорости судна, топустить кнопку.
Существует возможность использовать корректор и при плавании в высоких широтах (более 75°). Это обуславливается тем, что скорость судов в высоких широтах обычно не превышает 20 узлов и остается неиспользованным большой участок скорости. Поэтому на штурманском пульте устанавливают условное значение широты и скорости, отличных от действительных значений, но определяющих то же значение скоростной девиации.
Требования РШС к курсографу.
Поправка курсрграфа определяется по временным отметкам на курсрграмме, которые ставят по фактическому времени, как правило во время вахты, скрепляя их подписью. Расхождение времени по курсрграмме и судовым часам за вахту не должо превышать 10 мин.
Если имеются сомнения в стабильной работе курсрграфа, дополнительные отметки на курсограмме ставят во всех случаях, когда может понадобиться расшифровка курсограммы: при отходе от причала, съемке с якоря, подходе к полосе тумана и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5