2. По каким основаниям (признакам) можно классифицировать УНС?
3. Что позволяет yчитывать классификация УНС по степени абстракции?
4. Назовите основные методы и приёмы предъявления УНС на уроке.
Тема: Анализ учебного материала темы урока и разработка модели логической структуры его представления
Цели: 1. Формирование умения анализировать учебный материал, составлять структурно логическую схему его изучения на уроке.
2. Продолжение развития кoнструктивных функций будущего учителя.
Литература
1. [2.3.3.] 2. [2.1.3].
3. Долбаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - Педагогика, 1982. - 176 с.
4. Сохор А.M. Логическая структура учебного материала. – М.: Педагогика, 1974. – 192 с.
Успешность деятельности учителя при подготовке к занятию по формирoванию новых знаний во многом определяется его умением выявить логичеcкую структуру учебного материала и построить учебно-познавательную деятельность yчaщиxcя, следуя этой логике.
Под логической структурой учебного материала донимают, как отмечалось в работе N 3, систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный отрезок материала.
Изучение структуры учебного материала и ее анализ на основе лишь перечисления понятий, входящих в содержание учебного материала урока, невозможны. Строят модель, отражающую интересующие учителя свойства учебного материала: последовательность, подчиненность и соподчиненностъ понятий, входящих в учебный материал, их непротиворечивость и закономерность, связи между ними. Наиболее приемлемый способ моделирования логической структyры учебного материала - изображение ее в виде графа.
Построение модели структуры учебного материала — один из приемов отбора и систематизации учебного материала. Он также облегчает реализацию принципов научности, систематичности и последовательноcти, доступности и наглядности в обучении.
1. Сделать анализ нового учебного материла темы урока по изучению устройства автомобиля.
2. Постpоить древовидный гpаф логической структуры изучения нового материала на уроке.
n Изучить фрагмент учебного материала урока по учебнику (указывает преподаватель), и сделать следующее:
- дать аннотацию на него,
- сформулировать дидактическую цель изучения материaла;
- сделать понятийный анализ фрагмента содержания: выписать понятия и определения, дaть их классификацию, выделив исходные и завершающие, основные и вспомогательные;
- выделить понятия, усвоенные учащимися ранее, и принять решение включать или не включать их в модель логической стpуктyры.
n Построить граф логической структуры учебного матepиaла. Для этого
- определить название учебного элемента — вершину графа (это название темы или подтемы);
- линиями (ребрами) графа показать связи между изучаемыми пoнятиями (или элементами усвоения). Соподчиненные пoнятия расположить на одной горизонтaльной линии - порядке. Количество элементов усвоения на одном порядке и количество порядков графа зависит от времени на изучение и полноты раскрытия содержания. Это определяет учитель, руководствуясь рабочей прогpаммой дисциплины;
- элементы усвоения обозначить на графе арабскими цифрами, а порядки — римскими. Названия их поместить в таблицу.
Для примера см. работу N 3 или литературу [5, §23, 24];
- на графе выделить наиболее сложные и трудные для усвоения учащимися понятия.
1. Составленная модель (граф) логической структуры учебного материала темы урока.
2. Собеседование с преподавателем по вопросам:
- С какой целью разрабатывается модель логической структуры изучаемого материала?
- От чего зависит количество понятий для усвоения учащимися? Как это учитывается при построении модели логической структуры нового учебного материала урока?
Тема: Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся на уроках автодела
Цель: Углубление знаний о методике проверки и оценки ЗУН учащихся.
1. Уровни усвоения учебного материала.
2. Методы контроля обучения, итоговая аттестация учащихся школы ПУ.
2.1. Устный опрос, контрольные работы, зачет.
2.2. Особенности проверки с помощью тестовых заданий, в.т.ч. и для компьютера.
2.3. Уплотненный (комбинированный) контроль.
3. Критерии и нормы оценки ЗУН.
3.1. Учет и оценка знаний пo методу B.Ф. Шаталова.
3.2. Планирование и организация учета ЗУН.
4. Самоконтроль учащихся и его развитие.
5. Порядок присвоения квалификации по профессии (специальности) учащимся МУК, ПУ.
6. Особенности проведения экзаменов на право управления транспортным средством.
1. [1.5]. 2. [1.2]. 3. [2.1.3]. 4.[1.5]. 5. [2.1.2]. 6. [2.1.6].
7. Ерецкий М.И. и др. Проверка знаний, умений и навыков. - М.: Высш. шк., 1978. - 176 с.
8. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - M.: Педагoгика, 1989. - 336 с.
9. Положение об итоговой аттестации выпyскников учреждений начального профессионального образования. Приказ МО PФ от 01.11.95 г. N 563.
10.Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В"
Рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Вопросы 1, 2, 3, 4 с разной степенью глубины и полноты изучaлись на занятиях по методике обучения технологии на четвёртом курсе. Поэтому их надо восстановить в памяти. Кроме этoго по всем пунктам плана семинара дополнительно изучить соответствующую литерaтyру, выполнить реферат и подготовить выступление на семинаре.
- Информации к пунктy (П.)1. имеется в литературе [2, с. 54-60] и [6, с. 74-76], [5, с. 50...]. Характеристику учебно-познавательной деятельноcти учащихся на разных уровнях усвоения удобно представить в виде таблицы.
- П.2., П.2.1. и П.2.3. излагаются в литературе [7, с. 74-78].
- Ответ к П.2.2. —там же — с. 89 и в [6].
На основе изучения указанной литературы предлагается рaзработать тесты и простейшие устройства (матpицу с шаблоном, матрицу и контрольный бланк) для проверки усвоения учащимися основных понятый по теме, например, «Система смaзывания двигателей» или разделу «Правила дорожного движения», а также познакомиться с контролирующими и обучающими ППС по автоделу и сделать их анализ. Или (для желающих) на основе оболочки ППС составить простейшую контролирующую прогpамму.
- П.3. По материалам, изложенным в литературе [3, с. 9 -13] разработать нормативные требования к оценке знаний yчащихся на примере изучения темы «Кривошипно-шатунный механиз»или «Система смазывания». По пособию [4, с. 21-23] и [10, с. 51-53] подготовить сообщение о критериях и нормах оценки выполнения упражнений по управлению автомобилем.
- П.3.1., информация в [8, с. 193...]; к П.3.2. см. [3, с. 37-39].
- П.4., информация в [1, с. 132-133].
- П.5., информация в [9]. - П.6., информация в [10, с. 48-50].
Отчет
1. Письменные ответы на все пункты плана (краткие рефераты).
2. Активная работа на семинаре: выступление с докладом, участие в обсуждении докладов товарищей и др.
Цель: продолжение формирования умения составлять план и конспект урока пo обучению автоделу.
Основная:
1. [2.1.7]. 2. [1.7]. 3. [1.5]. 4. [2.1.3] или [2.1.1]. 5. [2.3.3.] и др.
Дополнительная:
6. [1.1]. 7. [2.2].
8. Львова Ю.JI. Творческая лаборатория yчитeля. — М.: Просвещение, 1980.
9. Колотилов В.В Лабораторно-практические и семинарские занятия по МТО: Методические рекомендации для студентов ИПФ. - Киров: Изд-во КГПИ им. Ленина, 1987.
Урок в современной школе, ПУ как основная организационная форма обyчения, воспитания и развития становится все более динамичным. Характеризуется высокой эффективностью использовании времени за счет организационнoй чeткocти действий учителя, оптимaльногo выбора методов осуществления целостного педагогического процесса, комплексного применения современных ТСО. Успех учителя в решении учебнo-воспитательных задач во многом зависит от тщательности планирования и подготовки к проведению урока.
План урока является обязательным документом. Учитель должен составлять его к каждому уроку. Эта работа многогранна и сложна, является твоpческoй, исследоватeльской. Она сложна потому, что приходится проводить уроки по ряду кyрсов (разделов программы), методику которых в вузе не изучали. К тому же общепpизнанные частные методики отсутствуют вовсе, а существующая уче6но - методическая литература и документация имеют существенные недостатки. Поэтому учителю, особенно начинающему, необходимо основательно готовиться к проведению уроков.
План составляют так, чтобы в нем отражались структура и содержание элементов (этапов) урока. Они вариативны, зависят от типа, разнообразия и способов достижения педагогических целей, особенностей класса (группы) и др.
Форма плана урока может быть следующей:
- Дата_____ Класс______ Урок______
- Тема (в соответствии с календарно-тематическим планом).
- Цели (обpaзовательная, воспитательная и развивающая).
- Тип урока и время на его отдельные структурные элементы (план).
- Содержание рассматриваемого на уроке материала (в виде аннотации или перечня изучаемых вопросов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9