Подготовка судовых технических средств навигации к работе в рейсе выполняется в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. С приходом аппаратуры в рабочее состояние, проверяются ее технические параметры. Аппаратура считается в рабочем состоянии, если ее параметры в рабочем режиме соответствуют техническим условиям завода-изготовителя, устанавливаются или уточняются поправки приборов. Также приборы укомплектовываются ЗИПом (обязательно).
Рабочее состояние технических средств проверяется следующим образом:
для гирокомпаса – постоянством контрольных пеленгов береговых ориентиров, если за время стоянки он не выключается;
для приемоиндикатора СНС – наличием индикации данных о последних обсервациях;
для приемоиндикатора РНС- постоянством отсчетов навигационного параметра.
В печатающих устройствах проверяется наличие бумаги, включаются тумблеры датчиков и видов печати, делается контрольная распечатка, устанавливается выбранный интервал печати для портовых вод. Кроме того, устанавливаются показания времени курсографа, делается контрольная распечатка, на курсограме делается отметка времени.
Проверяется наличие времени, бумага в эхолоте и при необходимости устанавливается сигнализация опасной глубины. Выбираются датчики информации навигационного комплекса или видеопрокладчиков, очищается оперативная память ЭЦВМ.
Включается сигнализация автоматического контроля для удержания судна в заданной полосе движения.
Ограничения характерные для технических средств и способов навигации.
Магнитный компас. Недостатком магнитного компаса является то, что девиация меняется с изменением широты района плавания и перевозимым грузом. Правильность табличных значений девиаций контролируется путём сличения показаний магнитного и гироскопических компасов. Девиация уничтожается по необходимости (с обязательным составлением таблицы девиации), как правило, не реже одного раза в год. Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать - 3°, а у путевого - 5°.
Гироазимуткомпас. Основным недостатком гироазимуткомпаса является возможность неожиданного ухода из меридиана, в режиме «Гирокомпаса», при маневрировании. Достоверность информации гирокомпаса следует систематически контролировать путём сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения выполняются каждый час, а при приближении к опасности – чаще. Также, для того чтобы избежать неожиданный уход из меридиана, необходимо переключить на режим «Гироазимута», перед началом маневрирований. Постоянная поправка гироазимуткомпаса определяется после: длительной стоянки судна; ремонта периферийных приборов; выявления изменения поправок; периодически, во время плавания судна. Расхождение времени по курсограмме не должно превышать 10 минут за вахту. Если при разовом определении поправки в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2° или средняя величина 4 – 5-ти определений поправок отличается от постоянной поправки более чем на 1°, следует принять меры к выяснению причин такого расхождения.
Лаг. Лаг как и всякий прибор дает показания с некоторой ошибкой. Для того чтобы измерить действительное расстояние с помощью лага, пройденное судном, показания лага следует исправлять соответствующей поправкой. Поправка лага называется величина выраженная в процентах, и служащая для перехода от расстояния, показанного лагом, к фактически пройденному судном расстоянию относительно воды.
Радиолокационная станция. РЛС имеет большие систематические погрешности угломерного устройства. Также недостатком РЛС является значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличия теневых секторов. Если теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо периодически отворачивать с курса для их просмотра. Поправки угломерного и дальномерного устройства определяются на стоянке судна по точечным ориентирам. Радиодевиация определяется и компенсируется не реже одного раза в год.
Эхолот. Поправка эхолота определяется путём сличёния глубин измеренных эхолотом с глубинами, измеренными ручным лотом по обоим бортам судна в районе установки вибраторов. Перед измерением глубин проверяют частоту вращения исполнительного двигателя эхолота и размеренность ручного лота.
Хронометр. По последовательным значениям поправок хронометра ежесуточно вводится ход хронометра, который не должен превышать 4-х секунд при суточной вибрации хода до 2,5-й секунд. Ход секундомера проверяется по хронометру. Часы и лента риверсографа согласовываются с хронометром один раз в сутки. Допустимое расхождение не более 20 секунд.
Приёмоиндикаторы РНС. Правильность информации приёмоиндикатора РНС контролируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств. При этом возможно проверка индикатора каждого канала РНС путём определения линий положения, параллельных изолиний радионавигационного параметра нанесённых на радионавигационную карту.
Приёмоиндикаторы СНС. В приёмоиндикаторах СНС точность спутниковой обсервации зависит от различая систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта.
Обслуживание судового навигационного оборудования включает в себя комплекс мероприятий направленных на обеспечение в период навигации постоянной готовности к действию «безотказной работе».
При внешнем техническом осмотре проверяют состояние и исправность дверок, блокировок, крепления, окраски и амортизации.
При внутреннем осмотре проверяют состояние и исправность монтажных проводов, и их крепление, механической прочности, деталей узлов, и блоков систем, контактов поверхностей и остальных разъемов.
Во время технических осмотров, выполняемых при включенной аппаратуре, проверяют соответствие показаний всех измерительных приборов номинальным значениям, контролируют исправность ламп и полупроводниковых приборов.
2. Проектирование перехода
2.1 Подъём карт
При подъёме карт выполняется как минимум следующее:
- обводятся красным карандашом опасные для данного судна изобаты и отдельные опасности с учётом его осадки, приливоотливных и сгонно-нагонных колебаний уровня моря;
- наносятся границы территориальных вод, запретных для плавания и постановки на якорь районов и районов действия местных правил;
- приводится к году правил магнитное склонение;
- пересчитываются для высоты мостика своего судна и отличаются на карте дугами окружностей от маяков дальность видимости огней маяков;
- намечаются приметные ориентиры для визуальных и радиолокационных обсерваций;
- отмечаются границы действия радиомаяков вдоль пути судна, надписываются их позывные и частоты;
- предвычисляются и отмечаются вдоль линии пути сведения об освещённости.
2.2 Предварительная прокладка
После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу:
Таблица 2.1 – Предварительные расчёты перехода
№
п/п
ИК
Плавание
S мили
V (уз)
Время
На курсе
Точки поворота
Ориентир, ИП (Д)
в момент поворота
Т оп.
Т суд.
φс.(N)
λc(Е)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Выход из порта
15.00
01.09.
2006
45°02,0
35° 24,2
Мк Феодосийский 125 ° (0,8)
166°
6,3
9.0
00.42
15.42
44° 58,0
35° 30,0
Мк Ильи 291° (5,9)
232º
350
9,0
38.53
06.35
03.09.
41 °18,0
29° 08,0
Мк Румели 1930/15,0
194°
6,0
00.40
07.15
41°14,0
Мк Румели 2700/0,9
Мк Анадолу 1380/1,3
210°
2,0
00.13
07.28
41°12,3
29°07,5
Мк Филь 1230/0,4
Мк Чалы 3030/0,4
223°
1,9
00.12
07.40
41° 10,9
29 °05,0
Мк Дикиликия 3030/0,2
Мк Кавак 1330/0,3
219°
07.52
41°09,4
29°03,5
Мк Бююкдере 2950/0,6
Мк Мола 1280/0,8
180 °
0,55
00.04
07.56
41°08,9
Мк Мола 900/0,7
Мк Киреч 2240/0,2
146°
08.08
41°07,4
29°04,8
Мк Еникей 2770/0,2
Мк Гюмюшсую760/0,9
218°
1,5
00.09
08.17
41°06,3
29°03,6
Мк Канлиджа 1000/0,3
180°
1,1
00.07
08.24
41°05,0
Мк Ашыян 2650/0,2
225°
0,6
08.28
41°04,5
29°03,0
Мк Кандиллии1020/0,3
Мк Бебек 3120/0,2
0,4
00.03
08.31
41°04,1
Мк Кандиллии 740/0,3
Мк Акынты 2600/0,2
207°
1,2
00.08
08.39
41°03,0
29°02,3
Мк Дефтердар2830/0,3
Мк Бейлербейн 1550/0,4
232°
2,4
00.16
08.55
41°01,6
28°59,7
Мк Салыпазары
3060/0,4
Мк Кызкулеси 1200/0,4
184°
1,8
00,12
09.07
40°59,6
28°59,5
Мк Инджи 1020/1,1
Мк Ахыркапы 3430/0,7
182°
6,7
00,45
09.52
40°55,2
28°52,8
Мк Емилькей 322 ° (3,0)
255°
78,0
08.40
18.32
40°46,2
27°37,0
Мк Домуз 170.5° (6,0)
245°
31,0
03.27
21.59
40°25,9
26°44,6
Мк Гелиболу 246°(3.0)
232.5°
3,3
00,22
22.21
40°23,9
26°41,2
Мк Гелиболу 348° (0,8)
6.4
00,43
23.04
40°18,2
26°36,0
Мк Каракова 300° (0,6)
230°
8,2
00,55
23.59
40°13,6
26°22,8
Мк Акбаш 258° (1,8)
243°
4.2
00.28
00.27
04.09.
40°11,6
Мк Эджедбад 244° (1.4)
174°
3.3
00.49
40°08,5
26°23,2
Мк Намазгях 312° (0.4)
226°
5.8
00.39
01.28
40°04,2
26°17,8
Мк Каранфиль 26° (1.6)
236°
7,2
00.48
02.16
40° 01,9
26 °12,5
Мк Кумкале 194/°1,5
268°
9,9
01.06
03.22
40° 01,5
26 °00,0
Мк Тавшан 150°/6,0
208°
142
15.53
19.15
37° 55,0
24 °33,0
Мк Мандилли 318°/1,4
20,0
02.13
21.28
37° 41,7
24° 17,1
Мк Айос-Николайос 140°/2,1
211°
90,0
10.00
05.09.
36° 25,5
23° 17,4
Мк Малеас 290/°4,5
264°
39,5
04.23
11.51
36° 20,0
22° 18,0
Мк Тенарон 76°/12,0
286º
02.44
07.09.
37° 56,4
15 °34,0
Мк Реджо-де Калабрия 42°/4,6
26°
18,0
02.00
04.44
38° 12,3
15° 38,2
Мк Пеццо 96°/2,3
43°
4,3
00.29
05.13
38° 15,4
15 °43,2
Мк Педоро 265°/3,8
323°
01.00
06.13
38° 22,0
15° 32,0
Мк Милаццо 238° (13,2)
96,0
10.40
16.53
38° 12,2
13° 30,0
Мк Дзаферано 180 ° (4,3)
229°
7,1
00.47
17.40
38° 07,6
13° 23,6
Мк ДЛ Пр 5с 5М 269° (1,0)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14