Рефераты. Требования, предъявляемые к применению правовых норм






Требования, предъявляемые к применению правовых норм

Министерство внутренних дел

Юридический институт

Пермский факультет

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по теории государства и права

Тема: Требования, предъявляемые

              к применению правовых норм

 

 

 

 

Курсовую работу выполнил:

слушатель 1 курса, заочного обучения











План работы


Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1.    Применение права: понятия, основные стадии, правоприменительные акты. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.    Законность и справедливость в применении правовых норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3.    Обоснованность и целесообразность в применении правовых норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

4.    Эффективность правоприменения. . . . . . . . . . . 16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . 28




















Введение


Для освещения требований, предъявляемых к применению правовых норм, необходимо разобраться в самом понятии - правовые нормы.

Право - это система общеобязательных норм. Нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных признаваемых государством источниках и являются общеобязательными, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения[1].

Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормативного функционирования общества. В нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан. Право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Охранительная функция правовых норм направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

Право лишь тогда выполняет свою социальную функцию регулятора общественных отношении, когда осуществляется в реальной действительности. Жизнь норм права заключается не только и не столько в их наличии, сколько в функционировании, реализации. Лишь в движении права от возможности к действительности, в воплощении правовых предписаний в реальных поступках и действиях людей обнаруживается его назначение, действенность и эффективность. Реализация права - это активное, социально-полезное и юридически значимое действие. Требования, предъявляемые к применению правовых норм, отражены и закреплены в Конституции Российской Федерации, законах и подзаконных актах.






























Применение права: понятие, основные стадии,

правоприменительные акты

 

Применение права происходит в том случае, если юридическая ситуация не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Применение санкций образует исключительную прерогативу государства. Реакция государства на правонарушение - не единственный пример правоприменительной деятельности. Она имеет место и когда суд разрешает спор о праве гражданском, когда государство принимает решение о назначении дня референдума или выборов Президента; когда государство издает правовой акт об образовании, реорганизации или ликвидации исполнительно-распорядительных органов или о назначении на должность того или иного лица; когда государственные органы награждают орденами отличившихся граждан; когда на основании тех или иных юридических норм гражданину назначается пенсия, выдается ордер на жилплощадь и т.д. Как видно из приведенных примеров, а их число можно умножить, правоприменительная деятельность проявляется в самых разнообразных формах.

Все эти различные юридические действия можно объединить в единое явление, обозначаемое понятием "применение норм права"[2]. Что же их объединяет? Во-первых, применение юридических норм выступает на авансцену жизни права лишь в тех случаях, когда они не могут реализоваться либо из-за правонарушения, либо из-за того, что субъективные права и обязанности не посредственно не вытекают из закона. Во-вторых, правоприменение предполагает распространение на отдельные жизненные обстоятельства (казусы) юридических норм. Иными словами подведение отдельных жизненных случаев под общие правила поведения - юридическую норму. В-третьих, правоприменение во всех своих формах выражается в принятии постановлений (вынесений) по конкретному делу компетентными органами государственной власти.

Обобщая вышеизложенное, применение права можно определить как властную деятельность по разрешению юридических дел, которая завершается индивидуальным решением, принимаемым на основе юридических норм.

В теории правоприменения, наиболее развернутой логической структурой правоприменительного процесса является деление его на следующие стадии:

1.    Установление и изучение фактических обстоятельств, сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; их исследование, то есть установление их достоверности и достаточности.

2.    Выбор и анализ нормы права (выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоятельство; проверка подлинности текста нормы права; проверка правил действия норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц).

3.    Толкование нормы права (установление смысла и содержания нормы права).

4.    Принятие решения (определение юридических последствий для субъектов рассматриваемых отношений).

5.    Вынесение акта применения нормы права и обеспечение его исполнения[3].

В сфере правоприменения основным средство фиксации результата уяснения смысла и содержания указанных высказываний (суждений, умозаключений, выводов) является акты правоприменения. Акты применения права характеризуют результат правоприменительной деятельности и отражают ее основные свойства: они принимаются компетентными органами, имеют государственно-властный характер, содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, обладают юридической силой и обеспечиваются государственным принуждением, порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения, служат средством государственно-властного преобразования общественных отношений.

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью опреде­ления наличия или отсутствия субъективных прав или юриди­ческих обязанностей и определения их меры на основе соот­ветствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезнос­ти в механизме правового воздействия на общественные отноше­ния. Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результа­тивность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера этой результативности) свидетельствует об их эффективности. Она может быть высокой, значительной, средней степени, недостаточной, низкой. Выявление эффектив­ности правоприменительного акта связано со сложным делом определения всех целей акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями, учетом неизбежных издержек.

Эффективность правоприменительных актов проявляется в том, что они приносят определенный результат совместно с другими средствами (в том числе нормативными) социального (в том числе правового) воздействия. Но эффективность правопри­менительных актов следует прежде всего видеть в выполнении ими своих собственных целей, своей роли в общей системе средств воздействия на поведение людей.

Полная эффективность правоприменительных актов достига­ется тогда, когда все его цели — и ближайшие, и отдаленные, и конечные — выполнены с наименьшим ущербом для общества, с меньшими экономическим затратами, в наиболее краткий срок.














Законность и справедливость

в применении правовых норм


Законность - строгая и неуклонное соблюдение норм права. Законность, как явление зародилось вместе с государством и правом, поскольку любое гражданское общество, государство в своей деятельности опирается на право, а поэтому заинтересованно в соблюдении правовых норм. Законность не существует вне времени, вне пространства, вне общества, она всегда является порождением того или иного общественного строя. Требование законности прогрессивны, если их реализация способствует развитию общества, и наоборот реакционны, если речь идет об исполнении антидемократического законодательства[4].

Соблюдение законности означает, что необходимо применять норму права, прямоотносящуюся к рассматриваемому случаю, делу, строго следовать ее точному смыслу, не выходить за ее пределы. Правовые нормы должны применяться всегда, когда имеются обстоятельства, предусмотренные нормой права[5].

Законность, как она понимается в современной российской науке права - "Это конституционный принцип государства, заключающийся в том, что все организации и граждане в своей деятельности точно и неуклонно исполняют законы и основанные на них подзаконные акты".

В свете развиваемой нами концепции права предложенное определение законности нуждается в существенной корректировке.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.