Рефераты. Структура государственного механизма






В федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко определены общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это:

-        государственная и территориальная целостность РФ;

-        распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

-        верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

-        единство системы государственной власти;

-        разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

-        разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

-        самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

-        самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Ниже на рисунке 2 представлены принципы деятельности органов государственной власти.

Рис. 2. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ

Так же выделяются органы государственной власти с особым статусом.

Федеральные органы государственной власти с особым статусом:

-        Прокуратура Российской Федерации

-        Счетная палата Российской Федерации

-        Центральный Банк Российской Федерации

-        Центральная избирательная комиссия РФ

-        Уполномоченный по правам человека

-        Российская Академия наук

Федеральные органы с особым статусом не входят ни в одну из трех отраслей государственной власти, но, тем не менее, осуществляют значительные государственные функции и являются составной частью механизма осуществления власти.

Прежде всего - это Прокуратура Российской Федерации, которая представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (рис. 3).

Порядок формирования и полномочия Счетной палаты регулируются Конституцией РФ, федеральным законом от 18 ноября 1994 г. "О Счетной палате РФ", другими нормативными правовыми актами.

Счетная палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
 Основные задачи Счетной палаты заключаются в организации и осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.


Рис. 3. Прокуратура РФ

Центральный банк создается и в определенной степени контролируется Государственной Думой. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ. По Конституции только Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка, и он же может поставить перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка. Государственная Дума назначает также членов Совета директоров Центрального банка. И хотя в назначении и освобождении от должности председателя Центрального банка участвует Президент и Государственная Дума, Центральный банк по своему правовому положению является абсолютно автономным и самостоятельным органом государственной власти, не являясь ни органом законодательной, ни исполнительной власти.

Центральная избирательная комиссия РФ является постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти.

Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет свою деятельность на основе федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г. с изменениями от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ и по проведению референдума Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, и срок ее полномочий - 4 года. Формируется она особым способом. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной Думой. Кандидатуры на эти должности предлагают депутатские объединения. Пять членов назначаются Советом Федерации. Кандидатуры на эти должности предлагают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, и пять членов Центральной избирательной комиссии назначает персонально Президент РФ. Из своего состава Центральная избирательная комиссия путем тайного голосования избирает председателя, заместителя председателя и секретаря.

Уполномоченный по правам человека. Конституция закрепляет положение о том, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. Более детально порядок его назначения, полномочия и порядок их осуществления регулируются федеральным конституционным законом "О Уполномоченном по правам человека" от 27 февраля 1997 г.  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на свою должность Государственной Думой сроком на пять лет в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Российская Академия Наук в соответствии с федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. имеет государственный статус, учреждается федеральными органами власти, финансируется из федерального бюджета.

 По закону структура Российской Академии Наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций устанавливаются ими самостоятельно. Во главе академий стоят избираемые ими самостоятельно путем тайного голосования президиумы и Президенты академий. Академии создаются, реорганизуются и упраздняются по представлению Правительства РФ законодательными органами РФ. К отраслевым академиям наук относятся Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных наук, Академия образования, Академия архитектуры и строительных работ, Академия художеств, которые вместе с Российской Академией Наук являются самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства Российской Федерации и на основе собственных уставов.

3. ОРГАНЫ ВЛАСТИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Представительным (законодательным) органом государственной власти в Томской области является Государственная Дума Томской области, в составе которой 42 депутата (дата основных выборов -16 декабря 2001 года, срок полномочий - 4 года – до декабря 2005 года). Они избираются по мажоритарной системе гражданами РФ, проживающими на территории Томской области.  Председатель – Борис Алексеевич Мальцев.

Исполнительную власть (Администрацию) Томской области возглавляет губернатор Виктор Мельхиорович Кресс.

Руководителем томского городского органа местного самоуправления является глава Администрации (Мэр) города Томска.

Верховной судебной инстанцией Томской области является Томский областной суд (ТОС).

Политическая ориентация населения за последние пять лет практически не менялась. На выборах депутатов Государственной Думы Томской области 16 декабря 2001 года в представительный орган региона прошли в основном кандидаты, представляющие томский бизнес, крупные предприятия и вузы. Предполагается что и на ближайших выборах картина повторится

В целом политическую ориентацию населения (избирателей) Томской области можно считать проправительственной.

Основным нормативным правовым актом Томской области является ее Устав, или Основной закон Томской области (принят Томской областной Думой 26.07.95 г., в ред. 01.12.2000 г.).

В целом региональный Устав соответствует положениям действующего российского законодательства и международным нормам, достаточно регламентирует структуру и полномочия органов региональной власти и порядок прекращения их деятельности, закрепляет основы местного самоуправления в регионе и деятельность судебной власти, создает необходимые предпосылки и условия для обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности. В Уставе предусматриваются гарантии прав и свобод человека и гражданина, поддержка и развитие воспитания, образования, культуры и науки, охрана здоровья населения и окружающей природной среды и социальная защита населения.

Имеются отдельные отступления от положений действующего законодательства, однако ситуация в этом отношении в регионе не меняется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.