Рефераты. Становление системы местного самоуправления в РФ






p> Применение III модели обеспечивает бесконфликтность функционирования всей системы местного самоуправления, так как наличие на уровне коллегиального органа, состоящего из глав муниципальных образований, позволяет еще до принятия решения согласовать интересы всех участвующих сторон. При этом в максимальной степени учитываются интересы "слабых" муниципальных образований и формируется механизм их приоритетного развития.
Данная модель, так же как и II модель дает возможность укрепления органов местного самоуправления на уровне поселений и максимальное влияние населения на решение вопросов местного значения.

IY модель обеспечивает формирование системы местного самоуправления на основе существующего административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и позволяет закрепить существующую централизованную модель местного самоуправления. Однако применению этой модели усугубит процесс становления самостоятельных хозяйств муниципальных образований и не позволит населению эффективно влиять на решение вопросов местного значения. Кроме того, применение этой модели влечет за собой возникновение множественности бюджетов и, как следствие, соподчиненность органов местного самоуправления. Что является прямым нарушением закона.
Внедрение данной модели при наличии достаточно крупных поселений приведет к бесконечному делению финансов и полномочий между органами местного самоуправление и не будет стимулировать формирования налогооблагаемой базы на территории муниципального образования.

Применение Y (условно - земской) модели предполагает разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для определения условий и норм организации этой модели необходима ее экспериментальная отработка.

В принятом в первом чтении законе Томской области “О местном самоуправлении в Томской области” за основу были взяты две основные модели.

1. Поселенческая модель

Муниципальным образованием является населенный пункт (город, поселок, село, деревня и др.) или небольшая группа населенных пунктов, связанных между собой общей инфраструктурой, общей налогооблагаемой базой
(сельсовет).

В этом случае, в населенном пункте, сельсовете свои органы местного самоуправления (выборный представительный, администрация и иные), свой устав, свой самостоятельный местный бюджет. Все местные налоги и сборы зачисляются в этот местный бюджет (включая и те, что сегодня отчисляются в этот местный бюджет). Глава муниципального образования избирается в соответствии с уставом муниципального образования всем населением или представительным органом из своего состава.

В сельском районе образуется территориальное управление администрации области, финансируемое из областного бюджета (смета расходов). Через него
Губернатор и Администрация области: организуют взаимодействие с органами местного самоуправления и прежде всего бюджетное; осуществляют контроль за выполнением государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами; реализуют областные программы социально-экономического развития территории.

Глава (руководитель территориального управления) района назначается
Губернатором области.

2. Районная модель

Муниципальным образованием при выборе этой модели являются города
Томск, Северск, Стрежевой, Кедровый и каждый сельский район. В этом случае, в городе, сельском районе свои органы местного самоуправления, свой устав, свой единый (консолидированный) городской, районный бюджет. Все местные налоги и сборы зачисляются в этот для города, района бюджет (включая и те, которые сегодня отчисляются в бюджеты поселков, сельсоветов). Главы городов и районов избираются в соответствии с уставами городов и районов всем населением соответствующего города, района или представительными органами из своего состава.

В городах, входящих в состав района, поселках и сельсоветах могут создаваться в соответствии с решениями районных органов местного самоуправления территориальные подразделения исполнительных органов местного самоуправления. Порядок назначения руководителей этих подразделений, их функции и полномочия определяются в уставе района, либо главой района самостоятельно. Данные подразделения финансируются за счет средств районного бюджета (смета расходов).

Думается, что для городов Томска, Северска, Стрежевого и Кедрового подходит и та и другая модель. Для сельской местности дело обстоит иначе.

Можно попытаться сформулировать положительные и отрицательные моменты, возникающие при реализации каждой из этих моделей.

|Муниципальное образование - |Муниципальное образование - |
|населенный пункт, сельсовет |сельский район |

ПОЛОЖИТЕЛЬНО:
|1. Жители конкретных сел приближены к|1. Один представительный орган, один |
|решению вопросов местного значения. |глава на весь район. |
|2. Меньше иждивенчества. |2. Единая политика на территории |
| |района (экономическая, налоговая, |
| |социальная). |
|3. Население шире представлено в |3. Консолидированный местный бюджет, |
|органах местного самоуправления. |возможность концентрации финансовых |
| |средств при решении конкретных |
| |проблем района. |
|4. Средства, собранные в местный |4. Не требует существенных изменений |
|бюджет на территории конкретного |сложившаяся в области бюджетная |
|села, сельсовета, в полном объеме |система. |
|работают на жителей этих сел. | |
|5. Исполнительные органы гос.власти |5. Устав муниципального образования |
|области ближе к населению, т.к. в |один в районе, 20 - в области. |
|каждом районе работает | |
|территориальное управление | |
|администрации области. | |
|6. Есть возможность разрабатывать и |6. Губернатор взаимодействует |
|принимать уставы поселков, |непосредственно с главами |
|сельсоветов, так как в них есть |администраций муниципальных |
|представительные органы, избранные |образований. |
|населением. | |
|7. Вариант более демократичен, т.к. |7. Упрощается вопрос |
|местное самоуправление строится снизу|административно-территориального |
|вверх. |деления и установления границ |
| |муниципальных образований. |
| |8. Легче выделить муниципальную |
| |собственность и закрепить ее в одних |
| |руках. |
| |9. Не произойдет увеличение |
| |количества аппарата управления на |
| |местном уровне. |
| |10. Кадровый потенциал есть и готов |
| |решать вопросы местного значения. |

ОТРИЦАТЕЛЬНО:

|1. Множество уставов муниципальных |1. Главы администраций в районах |
|образований с различными подходами к |избираются и не подчинены Губернатору|
|организации, структуре органов |области, а лишь взаимодействуют с |
|местного самоуправления (названия |ним. |
|органов местного самоуправления, | |
|порядок избрания главы, штатная | |
|структура администраций и т.п.). | |
|2. Взаимодействие Губернатора с |2. На уровне сел и сельсоветов |
|органами местного самоуправления не |сохранится иждивенчество, по- |
|непосредственно, а через |прежнему будут ждать решения вопросов|
|территориальные управления |из района. |
|администрации области. | |
|3. Средства местных бюджетов |3. Из района труднее увидеть пути |
|раздроблены, нет возможности |эффективного решения проблем |
|концентрации средств на решении |конкретного села. |
|объемных задач в масштабе района. | |
|4. Налоговая политика (в части |4. Эффективность взаимодействия |
|местных налогов и сборов) |органов местного самоуправления с |
|определяется в каждом муниципальном |населением муниципального образования|
|образовании самостоятельно. |снижается. |
|5. Социально-экономическое развитие, |5. Крупные поселения (города Асино, |
|налогооблагаемая база поселений, |Колпашево, ряд райцентров) не имеют |
|сельсоветов неравномерны. Возникают |возможности на самоуправление |
|серьезные трудности в их выравнивании| |
|с целью обеспечения примерно | |
|одинакового уровня жизни людей. | |
|6. Затруднено бюджетное |6. Сегодня в районах области (кроме |
|взаимодействие и сбор налогов в |Асиновского) нет представительных |
|местные бюджеты. |органов, избранных населением |
| |непосредственно, а значит необходимо,|
| |видимо, сначала избрать их, а затем |
| |принимать уставы районов, либо |
| |выносить проекты уставов на районные |
| |референдумы, но это дороже. |
|7. Отсутствие необходимого количества| |
|кадров, специалистов на уровне | |
|сельсоветов и необходимость | |
|увеличения муниципальных служащих. | |
|8. Много проблем возникает при | |
|определении границ муниципальных | |
|образований. | |
|9. Как поделить между всеми | |
|муниципальными образованиями | |
|больницу? А подобных объектов | |
|муниципальной собственности немало. | |
|10. Большая часть проблем решения | |
|вопросов местной жизни будет | |
|перекладываться на органы | |
|государственной власти. А это - | |
|договорные отношения с каждым | |
|муниципальным образованием. | |

Это лишь некоторые положительные и отрицательные характеристики моделей местного самоуправления. Данный список можно продолжать и практика применения данных моделей внесет в этот список большие коррективы.

Как видно, и та и другая модель имеет право на жизнь. Вполне возможно, что по пути продвижения реформы местного самоуправления муниципальные образования будут преобразовываться (укрупняться, разделяться), пока не приобретут оптимальную форму удобную для решения вопросов местного значения.

Учитывая мнение органов местного самоуправления и сельского населения, структуру муниципальной собственности, сложившуюся в области бюджетную систему и бюджетное взаимодействие, наличие кадрового потенциала в органах местного самоуправления, за первоначальное звено муниципального образования по проекту закона “О местном самоуправлении в Томской области” пока приняты город и сельский район.

Вместе с тем, в порядке исключения или эксперимента, в наиболее развитых в социально-экономическом плане поселках (сельсоветах) по инициативе жителей, проживающих в них, проект закона дает возможность организовать самостоятельные муниципальные образования. Это может позволить без больших революционных преобразований постепенно начать реформу местного самоуправления в области, а также провести сравнительный анализ реально действующих муниципальных образований на уровнях районов и поселков
(сельсоветов).

Один из факторов, который тормозил принятие районной модели - опасение, что органы местного самоуправления отнимут власть у органов государственной власти. Конституция Российской Федерации и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации” четко разграничили функции и полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Вопросы местного значения должны решаться на местном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.