Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году. 3.Социально-экономические функции системы антимонопольной защиты общества.
3.1.Социальная функция и цели системы антимонопольной защиты общества.
Понимание социальной функции системы антимонопольной защиты общества предполагает ответ на вопрос о том, в каком соотношении члены общества должны обмениваться производимыми ими товарами и услугами для того, чтобы данное общество было стабильным, и стабильность не основывалась на насилии. Иначе вопрос можно сформулировать следующим образом: как должен быть организован данный процесс, чтобы каждый из членов общества, вступая в обмен с остальной его частью, считал результаты данного обмена для себя выгодными и справедливыми, т.е. полученные от общества блага, соответствующими тому, что он за них отдал. При наличии такого соответствия каждый индивид в отдельности и все они, вместе взятые, не будут иметь экономических стимулов к изменению данного общества. Более того, члены общества будут экономически заинтересованы в поддержании стабильности, так как нарушение последней может быть чревато для них полной или частичной потерей получаемых от общества выгод.
3.2. Экономические функции конкуренции и задачи антитрестовского законодательства.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
В условиях конкуренции создается большое национальное богатство, причем цена каждого отдельного вида продукции меньше, чем в условиях монополии – централизованного управления производством, скажем, в масштабах отрасли. Концепция конкурентного рынка как регулятора общественного производства, обеспечивающего количественную максимизацию и качественную оптимизацию потребляемых гражданами государства благ, воплощается в антимонопольной политике федерального правительства и местных властей, работе конгресса и органов судебной власти США.
Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США под названием “Антитрестовское законодательство”
Объектом антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным нормам должна быть “эффективной”, т.е. при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие же антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними.
Таким образом, цель антитрестовского законодательства заключается в поддержании конкуренции как основы хозяйственного механизма, обеспечивающего эффективность производства, соответствие между интересами развития отдельных компаний и экономики страны в целом, предотвращение дискриминации потребителя. Антимонопольная деятельность обеспечивает реализацию двух важнейших функций конкуренции – сопоставительной и селекционной.
Сопоставительная функция – влияет на хозяйственное развитие по двум основным направлениям. Во-первых, конкуренция представляет собой идеальный инструмент сравнения эффективности различных корпораций, выявления и стимулирования наиболее экономически дееспособных из них. Во-вторых, подобная соревновательность отвечает интересам потребителя, который из всех поставщиков выбирает предоставляющего ему наиболее выгодные условия приобретения товара.
Селекционная функция обеспечивает вымывание с рынка корпораций, неспособных обеспечить не худший, чем у соперников уровень цены и качества продукции. Ее реализация в результате повышает общий уровень эффективности производства.
3.3. Проблема оценки социальности рыночной политики компании.
Однако, взгляд на все сказанное о пользе конкуренции в предыдущем параграфе подвергается некоторому преломлению при рассмотрении вопроса о социальности рыночной политики компании. Социальность поведения компаний с позиций задач антимонопольной защиты оценивается лишь по одному критерию – ведет ли оно к максимизации материального благосостояния граждан общества в условиях ограниченного объема ресурсов.
Система антимонопольной защиты развивалась вместе с процессами концентрации (производства и капитала), сопутствуя им исторически. Существует мнение, что она есть порождение эпохи трестирования конца прошлого – начала нынешнего века, а к современной ситуации отношения не имеет. Однако на самом деле проблема антимонополизма, правовой оценки социальности действий компании может логически возникнуть из ситуации вполне современной. И здесь возникает дилемма современного антимонополизма – возможной разнонаправленности развития конкуренции и социально- экономической эффективности.
Даже беглого взгляда на модель совершенной конкуренции и на современные рынки достаточно, чтобы в ряде случаев увидеть между ними существенные различия. Влияние таких факторов как: дифференциация спроса, использование современных технологий, внедрение достижений НТП по всем направлениям конкурентной борьбы ведет к тому, что в ряде случаев потребностям общества более адекватно отвечает распределение ресурсов между небольшим числом высокоэффективных компаний.
4.Экономико-правовой инструментарий антимонопольной политики.
4.1. Соотношение формально-юридического и сущностного подходов к проблеме пресечения монополистических проявлений.
Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах коммерции, столь многогранен, что не может быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования.
Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е. так называемых нарушений per se . Какова бы ни была конкретная ситуация, подобным образом поступать нельзя.
Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:
. Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на рынке между действующими на нем компаниями-поставщиками.)
. Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания своих условий ее реализации).
. Раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта.
. Раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в результате договоренности между последними.
. Лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке. Со временем антимонопольное право приобретает большую гибкость в каждом конкретном случае, и в него вводится использование правила разумности, которое предполагает получение судом гораздо большего объема информации, так как, в отличие от принципа per se, его использование строится не на прямых, а на косвенных уликах. Определение законности или незаконности тех или иных действий компании с позиций правила разумности ставится в зависимость от результата анализа их последствий для общества и сохранения для других фирм возможности заниматься бизнесом в данной сфере.
4.2. Рыночная сила
Понятие “рыночная сила”(market power) выступает в качестве основного элемента выявления и построения системы доказательств факта монополизации или попытки ее осуществить. Практика свидетельствует о необходимости весьма четкого его определения, так как от этого зависит оценка социальности действий той или иной фирмы. Рыночная сила понимается в американской практике как способность фирмы увеличить прибыль путем снижения объема выпуска продукции и увеличении цены ее единицы, т.е. рыночной силой обладает лишь та компания, которая способна повысить цены на свою продукцию и извлечь выгоду, причем делать это на протяжении достаточно длительного времени. Средством получения рыночной силы является ограничение конкуренции. Однако и получение рыночной силы не является для компании самоцелью. Конечная же задача заключается в использовании рыночной силы для получения монопольной сверхприбыли. Поэтому рыночную силу называют также монопольной силой или степенью монополии. В зависимости от интенсивности конкуренции можно выделить следующие типы рынков (табл.1). Отсюда видно, что рыночная сила находится в прямой зависимости от типа рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5