Рефераты. Шпоры по ТГП






45.Понятие, признаки юр.ответственности.

Юр. ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершённое правонарушение. Эти меры: личного характера(лишение свободы); имущественного хар-ка(штраф);организационного хар-ка(увольнение). Основная цель-обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Функции:1) штрафная -наказание виновного лица, причинение ему личных, имущественных или организационных обременений.2) правовосстановительная, позволяет взыскать с нарушителя причиненный вред; 3) воспитательная- формирует правомерное поведение, предупреждает новое правонарушение. Основные принципы: справедливость, гуманизм(запрет на применение мер наказания, кот. унижают человека);законность; обоснованность и др. Признаки ответственности:1)устанавливается гос-вом в правовых нормах;2)опирается на гос.принуждение; 3)применяется специально уполномоченным гос.органом; 4)выражается в определенных отрицательных последствиях(имущественных, личностных, организационных ); 5)выступает формой реализации санкции в конкретном случае и к конкретному лицу(но не тождественна санкции,как части структуры нормы права);6) возлагается в процессуальной форме; 7) наступает только за совершённое правонарушение Юридическим основанием ответственности выступают норма права и правоприменительный акт, где устанавливается конкретный объем и форма принудительных мер(приказ администрации, приговор,решение суда и т.д.)

46 Понятие,принципы законности

Законность -это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов. Для Зак-ти. необходимо: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обоснованных законов(содержательная сторона);2)их выполнение(формальная сторона).Принципы: 1) единство(понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны);2)верховенство Конституции и закона;3) гарантированность прав и свобод; 4) связь законности с культурой( от культурного уровня должностных лиц зависит состояние законности 5) недопустимость подмены законности целесообразностью;;6) принцип презумпции невиновности

 

5. Функции ТГП. Функция в любой науки - самостоятельные направления в исследовании деятельности. Функции  ТГП- те реальные из­менения, которые данная наука способна производить в обще­ственном сознании, государствоведческой и юридической прак­тике. Принято выделять онтологическую, гносеологическую, или по­знавательную, теоретическую, методологическую, мировоззренче­скую,прогностическую, идеологическую и практическую функции данной науки. Онтологическая функция- Онтология есть учение о бытии. Здесь ТГП отвечает на вопро­сы: что есть государство и право, как и почему они возникли, что представляют собой в данный момент, какова их судьба и др .Гносеологическая, или познавательная- Гносеология — это наука о познании. Суть этой функции — в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Теоретическая ф.выражается в  ее способности описывать и объяснять существующую гос-ую и юрид-ую практику, правовые системы, формулировать общие и специфические законы их развития, прогнозировать развитие права, юрид-ой науки и практики. Методологическая - выражается в способности науки вы­рабатывать общие понятия и категории, методы познания государ­ственно-правовых явлений, которые используются отраслевыми науками. Эта функция является теоретическим фундаментом  для комплекса отраслевых наук. Прагматическая - ТГП  выступает основой функционирования государства и права, формулирует ре­комендации для решения многочисленных проблем государствен­но-правового строительства. Существующие перед государством цели правового регулирования общественных отно­шений могут быть успешно реализованы лишь при условии подго­товки и принятия совершенных законов и иных нормативных ак­тов. Прагматическую функцию следует рас­сматривать в единстве с прогностической. Прогностическая - проявляет­ся при определении путей совершенствования законодательства и практики его применения. Основываясь на положениях ТГП, можно предсказать результат действия принятых законов, иных правовых актов. Мировоззренческая  - миро­воззрение выступает как система обобщенных взглядов на объек­тивный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружа­ющей их действительности и самим себе. Мировоззрение включает совокупность философских, политических, правовых, этических и др. взглядов и пред­ставлений. ТГП выполняет циви­лизующую (образовательную, воспитательную) функцию. Она форми­рует юрид-ое мышление и соответствующее сознание, опреде­ляет правовое поведение, воздействует на индивидуальную, группо­вую и массовую психологию. Знание основ государственно-право­вой жизни необходимо не только как элемент гуманитарного обра­зования, но и для определения своего выбора в жизни. ТГП выступает в качестве специальной научной дисциплины, призван­ной ознакомить студентов с исходными понятиями правовой науки. От других юрид-их дисциплин   ТГП отличается тем, что в рамках ее предмета вырабатываются и форму­лируются общие положения, имеющие нормативный характер и вы­ступающие в качестве принципов права (правовых аксиом, презумп­ций, исходных нормативных положений и др.)- С этой точки зрения ТГП выполняет и регулятивную функцию.

6. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Методология-наука о средствах познания правовых яв-ий. В методологию включены:принципы науч-го познания; научные подходы; методы познания; мировоззрение исследователя; научные понятия и категории.  Методы ТГП: 1) Всеобщие методы - это фило-ие, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Можно выделить метафизику и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя может выступать как объективный или субъективный идеализм. Причины возникновения и  существования ГиП объективный идеализм связывает с божественной силой; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая диалектика - с социально-экон-ми изменениями в обществе (появлением частной собственности). 2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. Сюда относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его— составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим). 3) Частнонаучные  - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений технических, есте-ых и гум-ых наук. К ним относят: - конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования и др. приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере); - статистический (позволяет получить колич-ые показатели государственно-правового явления); - кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и средств кибернетики познать государственно-правовые явления). 4) метод правового эксперимента(прав-го регулир-ия)- для познания различных прав-ых яв-ий на опред-ой территории путём введения новых условий).

 Именно права и обязанности основа правового статуса. Его структура: 1)права и обязанности;2)законные интересы; 3) правосубъектность; 4)гражданство;5)юридическая ответственность;6)правовые принципы. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий статус-статус лица, как гражданина гос-ва, закреплённый в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус - фиксирует особенности положения определённых категорий граждан(студентов, участников войны, адвокатов и т.д.),обеспечивает выполнение их специальных функций. Индивидуальный стату с-выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность) и представляет совокупность специфических прав и обязанностей личности.


29. Осн. Прав-ые семьи народов:

Исторически в каждой стране действуют свои право­вые обычаи, , законодательство, сформировались особенности правового менталите­та, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позво­ляет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, право­сознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в "правовые семьи", объединяющие несколько родственных в правовом отноше­нии стран. Существует несколько критериев объединения, клас­сификации правовых систем различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).Т.е., системы связаны между собой ис­торически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах,). 2. Общность источников, форм закрепления и выраже­ния норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях,), об их роли, значении, соот­ношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые систе­мы стран, входящих в одну правовую семью, должны обла­дать сходством структурного построения нормативно-пра­вового материала. Как правило, это находит выражение на уровне строения нормы права, ее эле­ментов, а также на уровне строения круп­ных блоков нормативного материала (отраслей, суботрас­лей, других подразделений). 4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства,., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обыч­но используют тождественные или сходные по своему зна­чению термины, что объясняется единством их происхож­дения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, спосо­бы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Ка­нада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Амери­ки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) рели­гиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве госу­дарственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социа­листическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.