Рефераты. Шпоры по ТГП






Шпоры по ТГП

12. Понятие и сущность права.Существуют 2 подхода к определению понятия права:1)в обще-социальном смысле(моральное право, право народов);2)в специально- юр. смысле, как юр. инструмент, связанный с гос-вом. Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общест-ую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Признаки права: 1)связь с гос-вом( право влияет на гос-во путём создания условий и порядка формирования и функционирования гос. аппарата, в свою очередь гос-во издаёт, реализует и охраняет прав-ые нормы) 2):волевой хар-р (право возникает одновременно с гос-ом сл-но оно призвано выражать интересы гос-ва)  3)общеобязательность (право обязывает всех субъектов правоотношений выполнять закреплённые в НПА прав-ые нормы); 4)нормативность (прав-ая норма предст. Собой правило поведения общеобязательное для всех); 5) формальная определённость (письменная фиксация прав-х. норм в НПА) 6)системность (все прав-ые нормы находяться в единой системе); 7)принудительный хар-тер (право всегда предусматривает санкции за невыполнение прав-х предписаний). При рассмотрении сущности учитываются 2 аспекта:1)любое право прежде всего регулятор(формальная сторона);2)чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).Отсюда 2 подхода к сущности: 1)классовый -право определяется как система гарантированных гос-вом юр.норм, выражающих возведённую в закон гос. волю экономически господствующего класса; 2)обще-социальный, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами. Есть ещё религиозный, национальный, расовый подходы к сущности права, где перечисленные выше интересы преобладают в з-нах и подзаконных актах, правовых обычаях, нормативных договорах и т.д.

13. Соотношение П и Г: Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Гос-во – организация полит-ой власти общества, охватывающая опред-ую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Единство состоит в том, что государство и право:1) возникают и развиваются совместно; , 2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления, инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и обще­ственные интересы; 5)основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом:1)если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 2)если государство выражает силу, то право — волю; 3)если первичным элементом государства является государст­венный орган, то первичным элементом права — норма;4)они также не совпадают по формам, функциям. Взаимодействие гос-ва и права: — с одной стороны, воздействие гос-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотвор­чество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);и— с другой стороны, право воздействует на государство, упоря-„очивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношений между государ­ством и правом: 1)когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств); 2)когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

14. Понятие и признаки гос-ва: Гос-во – организация полит-ой власти общества, охватывающая опред-ую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаки гос-ва: 1) Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, объединяемого им по признаку гражданства.2)Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.  3) Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства. 4) Государство есть сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами, представляющий собой систему гос-ных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. 5) Гос-во — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, полиция),




9. Причины возникновения государства. Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.

Формирование государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел разными путями. Восточ­ный путь возникновения государства - "азиатский способ производства" (Древний Восток,  Афри­ка, Америка, Океания, Египет, Китай). Здесь очень устойчивыми, традици­онными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллектив­ная собственность. Управление общественной собственно­стью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возник­новения государственности отличается от других вариантов  тем, что здесь родоплеменная знать, ис­полнявшая общественные должности, плавно трансформи­ровалась в государственные органы (государственно-чинов­ничий аппарат), а общественная (коллективная) собствен­ность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значе­ния. На рассматриваемый путь зарождения государства зна­чительное влияние оказали географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных общественных работ. Вост-ые гос-ва  были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничь­им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. (Афины, Рим). В Риме на возникновение классов и государ­ства большое влияние оказала длительная борьба двух  свободных членов родоплеменного общества — пат­рициев и плебеев. В результате побед плебеев в нем ут­вердились демократические порядки: равноправие всех сво­бодных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы высказаны две точки зрения:1) что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарож­далось феодальное государство (прежде все­го  Германия и Россия). 2)что после разложения родового строя здесь наступает предшес-твующий феодализму длительный период, в ходе кото­рого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, но кре­стьяне сохраняют свободу и собственность на землю.Т.О. под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факто­ров происходит расслоение первобытного общества, обостря­ются его противоречия, вследствие чего родовая организа­ция социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организа-ционная форма общества – государство.

10. Возникновение права. Право как социальный институт возникает практически вместе с гос-вом, т.к. во многом они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Выделится из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения и передавались из поколения в поколение. Они выражали интересы всех членов сообщества и были присущи не отдельным личностям, а объединённым социальным группам. Личные интересы членов сообщества во внимание не принимались. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае желаемый результат не будет достигнут или поступок одного вызовет нежелательные последствия для всего сообщества. Обычаи часто облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, но и угрозой наказания свыше. Однако обычаи, религиозные заповеди не содержали чётких дозволений, , ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – нечто. В тоже время переход к производящей экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что изменилось само положение человека в обществе. Всё это принесло относительную свободу индивиду, однако жить в независимости от общества нельзя. Т.к. при всякой полной свободе происходит столкновение интересов отдельных индивидов и их групп. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную, получая возможность более полного развития. В таком обществе начинают складываться институты, которые выступают гарантами осуществления и защит интересов от произвола и обмана со стороны других лиц. В такой роли выступали и выступают органы, 

 
1 Юр. Наука.  Все науки деляться на 2 осн-ых вида: 1)есте-ые науки; 2)общест-ые науки(изучают общ-во или социкс во всех её проявлениях. Объектом общ. наук  яв-ся общ-ое сознание, общ-ые отношения и общ-ые институты. К общест. наукам  относятся политология, социология, история, культур-я, филос-я и др. В том числе и юрид. наука. Общест. науки имеют разный предмет изучения. Юридич-ая наука  изучает правовые отношения (м/у студентом и ВУЗом), права сознания и государственно-правовых институтов (гос-во, полит-ая партия, общес-ые организации и т. д.). Всё выше перечисленное – есть предмет. Всё это объединяется в правовую систему общ-ва. Правовая система – совокупность праовых яв-ий, правовых средств, правовых процессов и механизмов, направленных на регуляцию общ-ых отношений.  1) право ( предст. собой систему правовых норм, регулирующих общ–ые отношения); 2) правосознание (-совокупность идей взглядов, представлений о правовых явлениях и средствах. Состоит из 2-х эл-тов: прав. психология и прав. идеология);  3) субъект права (- лица, обладающие правовым статусом, т. е. совокупность прав и обязанностей. К ним отонястся: физ=ие лица, юрид-ие, коллективные); 4) юрид-ая практика (субъеты взаимодействия м/у собой н6а основе права, вступая на юрид-ие отношения образуют юрид-ую практику. Юрид. Практика – это юрид-ая деятельность и созданный на её основе соц-о-правовой опыт. Пр-р: судебный процесс,деятельность адвоката и т.д.)  5) провопорядок (это урегулированные нормами права общест-ые отношения). Система юрид-ой науки: 1)теритич. юридические науки (ТГП); 2) историч. юрид-ие науки (история ГиП); 3) отраслевые юрид-ие науки (гражд-ое, финансовое, семейное); 4) межотраслевые юрид. науки (право-охранительные органы); 6)международное частное и публичное право.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.