Рефераты. Шпоры по ТГП






2. Место и роль теории права и государства в системе юридических наук. Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук:

1.Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. 2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история полити­ческих и правовых учений. 3. Специальные отраслевые юридические науки: государст­венное (конституционное) право, административное право, тру­довое право, гражданское право и др. 4. Юридические науки, тесно связанные со специальными от­раслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, , криминоло­гия и др. 5. Технико-прикладные юридические науки, широко поль­зующиеся данными других наук, в том числе математики, статис­тики, медицины, психологии. Это крими­налистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статисти­ка. 6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право. Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирую­щие общественные отношения. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголов­ного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую дея­тельность государств, отношения между ними и другими участ­никами (субъектами) международного общения. Поскольку все виды правовых наук, за исключением теории государства и права, изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и права, то их называют частными или структурными юри­дическими науками. Ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой от­дельной самостоятельной юридической науки, как теория госу­дарства и права. Все отраслевые юридические науки — государственное (кон­ституционное) право, административное, трудовое и др. — руководствуются разработан­ными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятия­ми государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотно­шения, субъективного права и юридической обязанности и т.д. Все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отрасле­вых наук о государстве и праве. Их фактический материал и тео­ретические обобщения — один из важнейших источников суще­ствования и развития теории государства и права. Тесно соотносится теория государства и права с международ­ным правом и другими науками о государстве и праве.




специально призванными стоять на страже законности и право­порядка. 6) Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.

 15  Классовое и общесоциальное в сущности государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функ­ционирование. Таким главным в государ­стве являются власть, ее принадлежность и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадле­жит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Иногда гос-ая власть оказывается в руках узкой группы, либо отдельных лиц, выражает их интере­сы, но такая власть обычно выражает свои интересы. Сторонники теории элит, получившей распрост­ранение в XX в., считают, что народные массы не способ­ны осуществить власть, управлять общественными делами, что гос-ая власть должна бесконтрольно принад­лежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны професси­оналы-управленцы, менеджеры. Только они способны опре­делять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Эти теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидно­стей демократической доктрины исходят из того, что пер­воисточником власти является народ, что гос-ая власть должна осуществляться в интересах и под кон­тролем народа. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД. Марксистская теория  доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается клас­совая сущность гос-ва как машины, посред­ством которой экономически господствующий класс стано­вится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опираю­щуюся на силу, на принуждение. Классовый характер гос-ва — его сущностная сторона, его ос­новное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где су­ществует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах гос-во по­степенно становится эффективным механизмом преодоле­ния общественных противоречий не путем насилия и подав­ления, а достижения общественного компромисса. Само су­ществование гос-ва в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫ­МИ потребностями и интересами, что предполагает разум­ное сотрудничество различных сил. Классовость современного гос-ва ото­шла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социаль­ного компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства тре­бует учета обоих начал. Игнорирование любого из них дела­ет характеристику этой сущности односторонней. 

16.  Правовое гос-во -такая организация политич. власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в целях недопущения злоупотреблений. Идея правового гос-ва возникла как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.2 основных принципа(2 стороны сущности)прав.гос-ва:1)наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, создание для личности режима правового стимулирования(социальная, содержательная сторона);2)наиболее последовательное связывание с помощью права гос.власти ,формирование правового режима ограничения(формально -юр. сторона). Первый признак закреплён в Конст.ч.2. «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью».Правовое гос-во должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. других междун. актах и признаются правовыми гос-вами. Второй принцип осуществляется разными способами, каждый из которых явл. самостоятельным принципом: 1)разделение властей; 2) федерализм. 3) верховенство закона; 4)взаимная ответственность гос-ва и личности. Кроме основных есть ещё высокий уровень правосознания, наличие гражданского общества. .Идея правового гос-ва предполагает разрушение монополии гос-ва на власть,с изменением соотношения свободы гос-ва и об-ва в пользу последнего и отдельной личности. 



 

представляющие общество и наделёнными определёнными властными полномочиями. В роли таких институтов выступали вожди, жрецы, а впоследствии  церковь, и государство. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Право, как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытно-общинного строя. Право, в отличии от обычая, формируется государством. Органы гос-ва становятся осн-ми структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юрид-ие санкции.  11. теорий происхождения ТГП Однозначного ответа на этот вопрос нет. Теологическая (религиозная) теория средние века Аврелий Августин, Фома Аквинский Гос. возникло по воле Бога. Гос., его институ­ты, власть: вечны; незыблемы, святы, их возникновение не зависит от воли чело­века; теория призывает принять гос. и власть как данность, полученную свыше; признать власть Монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиняться власти церковной и земной. Патриархальная теория Аристотель- государство возникает по модели семьи. Власть правителя является продолжением отцовской власти в семье, М-х является отцом всего народа, король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи), власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема,подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. Договорная теория (ес­тественно-правовая). XVII - XVIII вв., Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо. В основе государства лежит так называемый "общественный договор". Смысл идеи "общественного договора"- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, каждый преследовал только свои интересы, что приводило к "войне всех против всех", в результате этой войны неорганизованное общество могло уничтожить само себя, чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор",в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;в результате был создан институт согласования совмест­ной жизни - государство.Органическая теория анг.Гербер­том Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом . гос. возникает и развивается подобно биологическому организму, люди образуют государство, как клетки - живой организм; государственные институты подобны частям организма: правители -головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кро­веносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, ра­бочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.; Психологической теории Петражицкий ,Фрейд государство воз­никло благодаря особым свойствам психики человека т.е желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; желание, способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле. желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бро­сить ему вызов, совершать преступления и т. д. и необходимость их обуздания. Теория насилия Шан Ян (390 - 338 до н. э.) – кит. Карл Каутский- гос. возникло путем насилия: одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:Для поддержания установленного порядка требовалось насилие (чи­новники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается госу­дарство. сбор налогов, правоохранительная деятельность;  Ирригационная (водная) теория мыслителями Древнего Востока (Китая, Егип­та), Гос. возникло в целях коллектив­ного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли исполь­зовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Для этого (рытье каналов, строительство плотин) необходима была моби­лизация усилий всех людей, живущих вдоль реки.В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древ­ний Китай Экономической (классовой) теории считаются К. Маркс Ф. Энгельс ,В. Ленин (1870 - 1924). Государство возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта)произошло расслоение общества на классы – эксплуатируемых, эксплуататоров, появились частная собственность и публичная власть, для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, был создан специальный аппарат принуждения - государство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.