Рефераты. Шпаргалки по ТГП к гос экзамену






В настоящее время в РФ зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил. Скорее, на­оборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших.


35. Политические отношения и политическая практика.

Политическая система: 1) нормативная подсистема (нормы), 2) идеологичесая подсистема (правосознание), 3) организационная (государство, партии, общ движения, полит партии, ОМСУ, теневые субъекты), 4) функциональная (полит отношения, полит практика).

Среди функций, которые политическая наука выполняет по отношению к политической практике, следует отметить методологическую, познавательную, экспертно-прагматическую, воспитательную и прогностическую. Методологическая функция заключается в установлении совокупности познавательных принципов и средств, применяемых к исследованию политической сферы социальной действительности. Познавательная функция связана с накоплением и систематизацией политологического знания, с изучением тенденций политического развития общества, анализом различных политических процессов и явлений. Экспертно-прагматическая функция состоит в выработке научных рекомендаций, необходимых для принятия и реализации оптимальных политических решений. Воспитательная функция определяется распространением политических знаний в обществе, способствующим повышению уровня политической культуры и политического сознания граждан.


36. Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе российского государства.

Представительная демократия – сюда относятся выборы. К непосредственной демократии относится референдум, митинги, шествия и т.д. С развитием подлинного народовластия, представительной и непосредственной демократии изменялись и основы местного самоуправления в России, совершенствовалась его законодательная база.

Совершенствование законодательства должно идти по следующим направлениям:

Приведение его в соответствие с положениями Федеративного договора, так как вынесение федеральными властями на референдум вопросов совместной компетенции может быть расценено как нарушение договорного характера разграничения полномочий. На всероссийский референдум должны выноситься только те положения, которые отнесены Конституцией к ведению РФ.

Возможность проведения территориального референдума в случаях, когда сложившаяся на данной территории ситуация затрагивает интересы всей России в целом.

Необходимость решения вопроса о соотношении федерального закона о референдуме с соответствующими законами республик в составе Федерации, так как соблюдение баланса непосредственной и представительной демократии на федеральном и региональном уровнях будет способствовать укреплению целостности государства.

Совершенствование процедуры назначения референдумов, которая должна предусматривать увеличение числа народных депутатов, по инициативе которых референдум может быть назначен.


37. Право и методологические подходы к анализу природы права.

Пра­во - это сис­те­ма об­ще­обя­за­тель­ных пра­вил (норм) по­ве­де­ния лю­дей, ус­та­нов­лен­ных или санк­цио­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ст­вом и ох­ра­няе­мых его при­ну­ди­тель­ной си­лой.

Пра­во как ре­гу­ля­тор воз­ни­ка­ет толь­ко в том об­ще­ст­ве, ко­то­рое име­ет го­су­дар­ст­вен­ную ор­га­ни­за­цию. Оно пред­став­ля­ет со­бой ре­зуль­тат об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия и на­ря­ду с дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми (обы­чая­ми, тра­ди­ция­ми, ре­ли­ги­оз­ны­ми нор­ма­ми) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Од­на­ко, по обя­за­тель­но­сти ис­пол­не­ния людь­ми пра­во­вых норм, по кру­гу лиц, ко­то­рые долж­ны со­блю­дать нор­мы пра­ва, и по дей­ст­вию пра­ва в про­стран­ст­ве оно за­ни­ма­ет гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние сре­ди со­ци­аль­ных норм.

Наи­бо­лее древ­ней яв­ля­ет­ся тео­рия об­ще­ст­вен­но­го пра­ва. Ис­то­ки за­ро­ж­де­ния этой тео­рии бе­рут на­ча­ло еще в го­су­дар­ст­вах древ­не­го ми­ра. Ее суть со­сто­ит в том ут­вер­жде­нии, что кро­ме по­зи­тив­но­го пра­ва, т.е. пра­ва, по­ро­ж­ден­но­го го­су­дар­ст­вом, в об­ще­ст­ве дей­ст­ву­ет и ес­те­ст­вен­ное пра­во, ко­то­рое пер­вич­но по от­но­ше­нию к по­зи­тив­но­му пра­ву и яв­ля­ет­ся для не­го ос­но­вой. По­ня­тие ес­те­ст­вен­но­го пра­ва ис­хо­дит из ут­вер­жде­ния, что че­ло­век с ро­ж­де­ния при­об­ре­та­ет не­отъ­ем­ле­мые пра­ва че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, та­кие, как пра­во на жизнь, на сво­бо­ду, на лич­ную не­при­кос­но­вен­ность и т.д. Сто­рон­ни­ка­ми ес­те­ст­вен­но­го пра­ва яв­ля­лись та­кие мыс­ли­те­ли, как Локк, Рус­со, Мон­тес­кье и дру­гие.

Ис­то­ри­че­ская шко­ла пра­ва ис­хо­ди­ла из по­ни­ма­ния пра­ва как вы­ра­же­ния ду­ха на­ро­да, ко­то­рый скла­ды­вал­ся не­за­ви­си­мо от взгля­дов и воз­зре­ний ка­ко­го-ли­бо об­ще­ст­вен­но­го дея­те­ля, за­ко­но­да­тель­ной вла­сти го­су­дар­ст­ва. По их мне­нию, за­ко­но­да­тель дол­жен был фик­си­ро­вать лишь то, что уже сло­жи­лось в по­ве­де­нии лю­дей, как пра­во.

Реа­ли­сти­че­ская шко­ла пра­ва ис­хо­ди­ла из то­го, что пра­во раз­ви­ва­ет­ся под воз­дей­ст­ви­ем внеш­них фак­то­ров, в ос­но­ве ко­то­рых - ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка, и под воз­дей­ст­ви­ем ко­то­рых он ста­вит пе­ред со­бой це­ли и осу­ще­ст­в­ля­ет их по­сред­ст­вом пра­ва. Т.е. они счи­та­ли, что пра­во яв­ля­ет­ся ин­те­ре­сом, ко­то­рый за­щи­ща­ет­ся го­су­дар­ст­вом и при­над­ле­жит тем, кто поль­зу­ет­ся этим пра­вом.


38. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.

Две стороны: формальная, содержательная. Право – соц регулятор.

Сущ-ет классовый и надклассовый подход. Классовый подход позитивного права наиболее ярко выражен в марксиско–ленинском учении о позитивном праве. Он наиболее выражен в советской ТГП. С этой точки зрения право как и гос-во является классовое (Маркс и Ленин связывали с расколом общ-ва на классы).  Существование права связывалось только с классовым общ-ом. В коммунистическом т.е. безклассовом общ-ве отмирает не только гос-во но и право. Надклассовый (общесоциальный, общечеловеческий) подход в понимании сущности выражен в различных немарксиских теориях права: теория естественного права, юр-го позитивизма, теория нормативизма, психологическая теория, социологическая и др.

Общесоциальная роль права также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В праве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.


39. Основные концепции правопонимания.

См. 38. Концепция современного правопонимания исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений. Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон – антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.


40. Понятие права и взгляды на типологию права.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле.  Право в общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом смысле – это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом. Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву. Правом могут признаваться только правовые законы.


41. Правовая система общества: понятие, структура и характеристика основных правовых семей народов мира (романо-германской, англосаксонской, религиозной и традиционной).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.