Рефераты. Шпаргалки по ТГП к гос экзамену






 Принцип разделения властей был воспринят конституционным правом России в 1992 г. в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. С учетом практики жесткого противостояния законодательной и исполнительной власти, приведшего к событиям 3-4 октября 1993 г. и роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, Конституционное совещание иначе, чем это традиционно истолковывалось конституционно-правовой доктриной или закреплялось в ранее действовавшей Конституции России, сформулировало содержание этого принципа. В этом плане речь идет не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об их сотрудничестве и даже единстве, в рамках которых сохраняется и конституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и правосудие.

Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию организационного обособления властей. Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание - парламент РФ, исполнительную - Правительство РФ, судебную - суды РФ. При этом согласно комментируемой статье государственная власть едина, но функции ее - законодательство, управление и правосудие - осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и конституционной практике иных государств действительно выполняет, отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей входящие в компетенцию других органов.

В связи с этим следует учитывать трансформацию содержания разделения властей в процессе исторического развития этой доктрины и практики ее конституционного воплощения, а также особенности ее отражения в конституционном законодательстве различных государств. В частности, Президент Российской Федерации, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Напротив, именно он согласно Конституции олицетворяет единство гос власти и выполняет в силу занимаемого им в иерархии государственной власти места координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти.

Таким образом, принцип разделения властей нельзя абсолютизировать. Нигде в мире эта теория в том виде, в каком она была сформулирована Монтескье, не нашла абсолютно последовательного закрепления в действовавших в прошлом или действующих в настоящее время конституциях. Абстрактная формула разделения властей немедленно подвергалась ревизии всякий раз, как только она соприкасалась со стратегическими интересами различных социальных и политических сил, уровнем правовой культуры народа и его политическим менталитетом, традициями общества и его готовностью противостоять авторитаризму, мерой демократизма политиков и другими обстоятельствами, т.е. с реальной действительностью, далеко не всегда укладывающейся в теоретические построения, даже если они соответствуют самой строгой логике.


28. Понятие и сущность бюрократии.

Бюрократия – специфическая форма социальных организаций в обществе, в которых центры исп власти практически независимы от большинства их членов. Бюрократия – узкая привилегированная чиновничье-административная каста. С развитием гос-монополистического капитализма превратилась в универсальную форму социальной буржуазной организации вообще. Основные черты бюрократии – формализм, произвол. Главное орудие борьбы с капитализмом – всестороннее развитие социалистической демократии, всё больлшее привлечение трудящихся к управлению, развертывание критики и самокритики.


29. Демократическая и бюрократическая централизация.

Демократия преодолевает негативные принципы бюрократизма (коррупция, разбухший гос аппарат, отделение от гос аппарата ОМСУ).

См. 19, 28.


30. Понятие, структура, методологические основы анализа политической системы. Виды политический систем.

Политическая система это сложный комплекс государствен­ных институтов, политических партий, общественных орга­низаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Полити­ческая система представляет собой совокупность политических институ­тов, политических партий, отношений, процессов, принципов полити­ческой организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм.

Политическая система имеет свою структуру и выполняет ряд функ­ций.

Политическая система: 1) нормативная подсистема (нормы), 2) идеологичесая подсистема (правосознание), 3) организационная (государство, партии, общ движения, полит партии, ОМСУ, теневые субъекты), 4) функциональная (полит отношения, полит практика).

В отечествен­ной политологии в политической системе выделяют четыре группы эле­ментов: политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.); политические отношения; политичес­кие принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру. Необходимо раскрыть роль этих элементов в политической системе. Главным институтом политической системы является государство.


31. Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системы.

Стержнем и основой политической системы является государство. Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из гражданского общества организация, ко­торая осуществляет суверенную власть при помощи спе­циального аппарата, защищает данные общественное от­ношения, высыпая вместе с тем как официальный предста­витель всего общества. Государство - основной институт полити­ческой системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный ин­ститут власти в обществе и концентрированное осуществление этой вла­стью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство, власть и политика -вполне естественно отождествляются.

Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распростране­ние власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховен­ство, независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное применение принуждения (насилия); 4) право окончательно­го, решения всех спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению общественными делами.


32. Функция и основные тенденции развития политической системы российского общества.

В процессе ради­кальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы, осуществляется переход к плюралис­тической демократии.

Необходимо отметить, что демократический политический процесс в России развивается неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не каприз, не общественное излишество, а неизбежная ис­торическая необходимость. Важно понять, что демократический режим не сводится к различного рода правам и свободам. Посттоталитарный политический режим имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, сложившихся в России.

Политическая система российского общества на современном этапе характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демокра­тии. Механизм эволюционной трансформации российской политичес­кой системы включает в себя смену концентрации власти ^принципом разделения властей, однопартийной системы ~ многопартийной, поли­тического и идеологического монополизма - политическим плюрализ­мом, превращение подданного государства в самостоятельного незави­симого гражданина.

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения соци­альных общностей, личностей от политической власти, всех элементов поли­тической системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано га­рантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным элементом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека - это основной политичес­кий капитал» и политический рынок обязан его учитывать.


33. Соотношения политической, экономической, социальной и правовой систем общества.

Политическая система влияет на все остальные системы.

Политическая система это сложный комплекс государствен­ных институтов, политических партий, общественных орга­низаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Полити­ческая система представляет собой совокупность политических институ­тов, политических партий, отношений, процессов, принципов полити­ческой организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм.

Правовая система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования.

Экономическая система – система рыночных отношений в государстве. Государство воздействует на экономическую жизнь общества в целом – гос-во формирует бюджет и контролирует его расходование, составляет программы экон развития в масштабе страны, финансирует программы промышленности и научные исследования. Непосредственное хоз руководство гос сектора экономики. Здесь гос-во само выступает собственником средств производства, производителем мат благ и услуг.  

Социальная система – государство защищает личность, устанавливает нормальные условия жизни для всех членов общества. Государство решает вопросы здравоохранения, культуры, просвещения, строительства жилья, работу транспорта и связи.


34. Политические партии, движения, общественные организации и объединения в современной России.

В системе политических отношений важное место занимают поли­тические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими соци­альными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.

Общественно-политические организации и движения - это добро­вольные объединения людей для выражения и реализации об­щественных интересов путем "давления" на публичную власть. Они представляют собой "группы интересов", которые пред­ставляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные  цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движе­ния, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.