Во-первых, выступать в качестве полноправных, самостоятельных субъектов управления;
Во-вторых, обеспечивать благоприятные условия для развития частного сектора: муниципальные органы власти и управления берут на себя не выгодные, но обязательные в рамках муниципального образования функции хозяйствования;
В-третьих, муниципальная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной сферы;
В-четвертых, реализуя право собственности муниципальные органы власти и управления формируют и развивают экономические связи с федеральными и региональными органами власти и управления, с хозяйствующими субъектами и т.д.
9. Главная особенность управления процессами природопользования заключается в том, что его объектом выступает хозяйственная деятельность, связанная с природными процессами и явлениями. При этом отдельные элементы природной среды находятся во взаимной связи, а, следовательно, изменения в одном из элементов вызывают изменения в других. Другая особенность природно-ресурсного потенциала, как объекта управления заключается в том, что рациональное природопользование, охрана природной среды – проблема, имеющая не только собственно экологический и социально- экономический аспекты, но и нравственно-этическое, и этно- культурная.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1. Изъятие земельных участков и предоставление их в аренду, пользование, собственность.
1. Аренда земельных участков
|1 |Арендодатель, арендный |ГК РФ 26.01.96 №14-ФЗ ч.2 , глава34 | | |договор | | |2 |Наследование прав |ГК РФ 26.01.96 №14-ФЗ ч.2, ст.617 | | |аренды земельного |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.62 | | |участка граждан, | | | |ведущих крестьянское | | | |хозяйство | | |3 |Регистрация прав аренды|ФЗ 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации | | | |прав на недвижимое имущество и сделок с ним» | | | |МУ 30.08.94 «О государственной регистрации прав | | | |граждан и юридических лиц на земельные участки и | | | |прочно связанную с ним недвижимость» | |4 |Аренда земельной доли |ПП РФ 01.02.95 №96 «О порядке осуществления прав | | | |собственника земельных долей и имущественных паёв» | | | |УП РФ 07.10.93 №1767 «О регулировании земельных | | | |отношений и развитии аграрной реформы в Росси» | | | |УП РФ 07.03.96 №337 «О реализации конституционных | | | |прав граждан на землю» |
2. Право пользование земельными участками и земельными долями. |5 |Право постоянного |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 | | |(бессрочного) |Таможенный кодекс РФ ст.15 | | |пользования земельными |Закон РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» ст.39 | | |участками |ФЗ РФ от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих | | | |организациях» ст.25 | | | |ФЗ РФ от 15.06.96 №72-ФЗ «О товариществах | | | |собственников жилья» ст29 | | | |ФЗ РФ от 21.12.96 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях| | | |по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся | | | |без попечения родителей» ст.8 | | | |ФЗ РФ от 15.04.98 №66-ФЗ «О садоводческих, | | | |огороднических и дачных некоммерческих объединениях | | | |граждан ст.30 | | | |ФЗ РФ 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом| | | |благополучии населения» ст.48 | | | | | | | |З РФ 06.07.91 №1550-1 «О местном самоуправлении в | | | |Российской Федерации» ст.51 | | | |ФЗ РФ 31.03.99 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской | | | |Федерации» ст.28 | | | |З РФ 14.07.92 №3297-1 «О закрытом | | | |административно-территориальном образовании» ст.6 | | | |З РФ 01.04.93 №4730-1 «О государственной границе | | | |Российской Федерации» ст.8 | | | |ФЗ РФ 10.01.96 №4-ФЗ «О мелиорации земель» ст.26 | | | |ФЗ РФ 14.03.95 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных | | | |территориях» ст.18, 28 | |6 |Выделение в натуре |УП РФ 07.03.96.№337 | | |земельных участков в |УП РФ 27.10.93 №1767 | | |счет земельных долей |ПП РФ 01.02.95 №96 пп. 23-33 | |7 |Невостребованная |УП РФ 07.03.96 №337 | | |земельная доля |ПП РФ 01.02.96 №96 «О порядке осуществления прав | | | |собственника земельных долей и имущественных паёв» | |8 |Порядок пользования |ПП РФ 01.02.95 №96 пп. 35-38 | | |невостребованными |УП РФ 07.03.96 №337 | | |земельными долями |ГК РФ 30.11.94 №51-ФЗ ч.1 | |9 |Определение земельной и|УП РФ 27.12.91 №323 | | |имущественной долей |ПП РФ 04.09.92 №708 | | |(паёв) |ПП РФ 29.12.91 №86 | | | |УП РФ 02.03.92 №213 |
3. Право собственности на земельные участки и водные объекты
|10 |Частная собственность |ГК РФ 30.01.94 №51-фз ч.1 ст.212,131,213 | | |на землю |Конституция РФ 12.12.93 ст.8,9 | | | |З РФ 23.12.92 №4196-1 «О праве граждан РФ на получение| | | |в частную собственность и на продажу земельных | | | |участков для ведения личного подсобного хозяйства, | | | |садоводства и индивидуального жилищного строительства»| |11 |Порядок оформления и |ПП РФ 27.10.93 №1767 «Об утверждении форм | | |выдачи свидетельств на |свидетельства о праве собственности на землю, договора| | |право собственности на |аренды земель сельскохозяйственного назначения и | | |землю |договора временного пользования землей | | | |сельскохозяйственного назначения» | | | |ФЗ РФ 21.09.97 №122-ФЗ | |12 |Права собственности на |Лесной кодекс РФ 29.01.97 ст. 18-20, 22-30 | | |лесной фонд |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 | |13 |Особенности прав |Водный кодекс РФ 16.11.95 №167-ФЗ ст. 12 | | |собственников земельных|ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.95 | | |участков, примыкающих к| | | |водоему. | | |14 |Право собственности |ВК РФ 16.11.95 №167-ФЗ ст.40 | | |граждан и юридических | | | |лиц на обособленные | | | |водные объекты | | |15 |Среднерайонная норма |УП РФ 02.03.92 №213 | | |бесплатной передачи | | | |земель в собственность.| |
4. Предоставление и изъятие земельных участков. |16 |Права граждан на |ФЗ 23.12.92 №4196-1 | | |земельные участки |УП РФ 27.12.91 №323 | | | |УП РФ 27.10.93 №1767 | | | |УП РФ «О дополнительном наделении граждан земельными | | | |участками» 23.04.93 №480 | |17 |Предоставление |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.27,28,29 глава V | | |земельных участков | | |18 |Изъятие земель, занятых|ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.24 | | |особо охраняемыми | | | |природными и | | | |историко-культурными | | | |объектами | | |19 |Изъятие земель, занятых|ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.25 | | |лесами 1 группы |ЛК РФ 29.01.97 №22-ФЗ | |20 |Нормы предоставления |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.36 | | |земельных участков. |Законодательные и нормативные акты субъектов | | | |федерации. | |21 |Сроки рассмотрения |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.35 | | |заявлений о | | | |предоставлении | | | |земельных участков | |
2. Землеустройство
|22 |Землеустройство |Инструкция Госкомзема по межеванию земель 08.04.96. | | | |согласована в Минюсте РФ 28.06.96 №07-02-516-96 | |23 |Оформление чертежей и |Инструкция Госкомзема по межеванию земель 08.04.96 | | |планов границ земельных|Письмо Роскомзема «Об оформлении плана на участок | | |участков |земли, передаваемый в собственность.» | |24 |Землеустроительное |ПСМ РСФСР 18.01.91 №30 «О республиканской программе | | |обеспечение земельной |проведения земельной реформы на территории РСФСР» | | |реформы |ПП РФ 26.06.99 №694 «Развитие земельной реформы в РФ» |
3. Земельный кадастр. Мониторинг земель.
|25 |Земельно-кадастровая |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.109-111 | | |док-ия |Приказ госкомзёма РФ №98-1 25.09.98 |
4. Плата за землю
|26 |Земельный налог |ФЗ 11.10.91 №1738-1 ст.1, 3-11, 15-20,24 | |27 |Арендная плата |ФЗ 11.10.91 №1738-1 ст.1, 18-19, 21-22, 24 | |28 |Налогообложение |УП РФ «О налогообложении продажи земельных участков и | | |земельных участков, |других операций с землей» 7.12.93 №2118 пп. 1-4 | | |продаваемых в | | | |собственность граждан | | |29 |Поступление и |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.49-50,51 | | |использование платежей | | | |за землю. Льготы по ним| |
5. Государственный контроль
1. Задачи контроля и классификация основных нарушений земельного законодательства
|30 |Задачи государственного|ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст. 107-108 | | |контроля за |УП РФ 16.12.93 №2162 «Об усилении государственного | | |использованием и |контроля за использованием и охраной земель при | | |охраной земель, органы,|проведении земельной реформы» | | |осуществляющие его. | | |31 |Государственная |ПП РФ 22,09,93 №942 «Об утверждении Положения о | | |экологическая |государственной экологической экспертизе» | | |экспертиза | | |32 |Самовольное занятие |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.125 | | |земель |П СМ РФ 23,12,93 №1362 | | | |УП РФ 16,12,93 №2162 | |33 |Порча земли |ГК РФ ч.1 30,11,94 №51-ФЗ ст.222 | | | |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.125 | | | |УК РФ 13,06,96 №63-ФЗ ст.254 | |34 |Права и обязанности |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.52-53 | | |собственников земельных| | | |участков | |
2. Ответственность за нарушение земельного законодательства
|35 |Административная и |ЗК РСФСР 25.04.91 №1103-1 ст.125 | | |уголовная |ПСМ РФ 23,12,93 №1362 | | |ответственность за |УП РФ 16,12,93 №2162 | | |нарушение земельного | | | |законодательства | | |36 |Порядок изъятия |ГК РФ ч.1 30,11,94 №51-ФЗ ст.286 | | |земельного участка в | | | |виду его ненадлежащего | | | |использования | | |37 |Приостановление |Инструкция Госкомзема от18,02,94 №18 пп.6,1-6,2 | | |неправомерных решений |УП РФ 27,12,93 №323 | | |органов местного | | | |самоуправления | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования протекали непоследовательно и бессистемно. Положение усугубляло отсутствие стройной системы земельного законодательства, наличие большого количества разнообразных актов, законов, указов, инструкций и постановлений, как на федеральном так и на уровне субъектов федерации и даже на местном.
На местах четко проглядывается несогласованность действий органов, осуществляющих контроль за использованием земельных ресурсов
Многие проблемы решило бы появление нового земельного кодекса, где были бы четко прописаны:
. полномочия, функции, права и обязанности органов управляющими и контролирующими использование земельных ресурсов
. разграничение между федеральными, землями субъектов и муниципальными землями
. установлена базовая стоимость земли
. принцип и порядок изъятия земель, находящихся в частной собственности, но необходимых для государственных нужд
. правила выкупа земли у государства (аукционы, тендеры)
. градирующие (от качества, назначения, расположения и т.п.) ставки налогообложения
. расходование средств, поступающих от платежей за землю (желательно создание фонда, по типу дорожного, средства из которого шли бы на создание земельного кадастра, межевание, рекультивацию и даже мелиорацию государственных земель)
Также, на мой взгляд, необходим институт ипотеки, что позволило бы вовлечь земельные участки в экономический оборот и создать регулируемый земельный рынок и его инфраструктуру.
Создание земельных банков (федеральных или областных) позволило бы, начинающим землепользователям, путем залога земли, получить средства на приобретение техники, семян и т.п. Необходимо проводить широкую разъяснительную и рекламную кампанию, что позволило бы привлекать большее количество граждан к землепользованию, что возможно послужило бы формированию нового аграрно-промышленного комплекса России. Это, в свою очередь, стимулировало бы реанимацию промышленности, ориентированной на сельское хозяйство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ
2. Земельный кодекс (действующая часть)
3. Гражданский кодекс (1-ая часть)
4. Закон РФ №4196-1 «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 27.12.92г.
5. Закон РФ «О местном самоуправлении» 6.07.91
6. Указ Президента РФ «О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» 11.12.93
7. Постановление №35 Администрации Новгородской области «О региональной целевой программе «Развитие земельной реформы в
Новгородской области на 2000-2002 годы»». 11.02.2000
8. Доклад «О состоянии и использовании земель в Новгородской области за 1998 год» Государственный комитет по земельным ресурсам и землепользованию Новгородской области
9. Комментарии к земельному законодательству РФ. Юринформцентр. М.
1998г
10. Волочков М.Г. Справочник по недвижимости – М. 1996
11. Воробьев А.В. Регулирование земельных отношений в России
Волгоград, изд. Станица, 1999
12. Волков С.Н. Совершенствование теории и методики землеустройства в условиях земельной реформы. М.: ГУЗ, 1998
13. Иконницкая И.А. Разрешение земельных споров,-М.,1973
14. Романенко Т.А Земельные ресурсы России, Эффективность их использования
1 Конституция РФ ст. 9 ч. 2, ст. 36 ч. 1 2 Конституция РФ ст. 36 ч. 3 3 Закон РФ № 4196-1 «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1993г. 4 Указ Президента РФ № 2130 «О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г., № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. и др. (см. список использованной литературы).
5 Постановление Совета Министерства – Правительства РФ № 503 «Об утверждении порядка кули- продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 г., № 105 «Об утверждении положения о порядке установления границ землепользования, в застройке городов и других поселений» от 2 февраля 1996 г. и др. (см. список использованной литературы).
6 ст. 3 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г. 7 ст. 274 Гражданского кодекса РФ 8 ст. 274 п. 3 Гражданского кодекса РФ. 9 п. 2 Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993г. 10 тот же Указ Президента 11 подробнее см. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993г. 12 ст. 37 Закона РФ «О местном самоуправлении» от 6 июля 1991г. 13 ст. 265 Гражданского кодекса РФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8