Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрение жалоб государственными органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать на рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на которое поступила жалоба.
Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на землеустроительные органы, ибо их сотрудники – инженеры – землеустроители обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.
Землеустроительные органы, получая указания о подготовке материалов к рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только сбором письменных документов, а высылают на места своих работников для установления факта нарушения права землепользования, о чем в ряде случаев составляют соответствующие документы – акты, которые подписываются спорящими сторонами и землеустроителем.
Кроме того, ЗК представляет право местной администрации образовывать в необходимых случаях для подготовки материалов к рассмотрению земельного спора комиссии из сотрудников администрации, представителей землеустроительных органов. специалистов сельского хозяйства и иных лиц, обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий в основном предполагается при рассмотрении наиболее сложных споров, когда затрагиваются интересы не только конкретных землепользователей, но и отдельных отраслей народного хозяйства, когда разрешение подобных споров связано с перспективным использованием земель данного района, округа, области, автономной области, края, республики. Такие комиссии следует образовывать, на мой взгляд, при возникновении споров об изъятии сельскохозяйственных земель, о порядке пользования землями в сельских населенных пунктах, о землях, находящимися под лесными угодьями и пр.
Хотя в ЗК нет сроков рассмотрения поступившего заявления, предполагается, что такое заявление должно быть рассмотрено в месячный срок, в соответствии с общими требованиями о рассмотрении жалоб и заявлений.
Говоря о процессуальных правах сторон применительно к этой стадии, следует отметить, что действующие законодательство предоставляет право сторонам ходатайствовать о прекращении разбирательства по спору в случаях примирения сторон. Однако при примирении сторон орган, рассматривающий земельный спор, проверяет условие примирения, а также может разрешить спор по существу, если этого требует охраняемые законом интересы других граждан, предприятий и организаций.
Что же касается юридических лиц, имеющих в собственности земельные участки, то они имеют право на заключать сделки – продавать, сдавать в аренду, и сдавать в залог земельные участки а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ и кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями10.
Государственная собственность на землю подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» определил ряд конкретных объектов федеральной собственности. К ним, в частности, могут относится: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для нужд обороны, безопасности страны, охраны государственной границы, а также для осуществления других функций отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, и др.11 Одновременно указ предусмотрен, что к федеральной собственности могут относится и другие природные ресурсы.
Муниципальная собственность на природные ресурсы – это собственность района, города, и входящих в них административно- территориальные единиц12.
Устанавливая субъекты муниципальной собственности, законодательство, однако, не определяет ее объектов, таким образом к объектам можно отнести и землю. Следует отметить ещё один вид образований – общественные организации. И пролонгируя их по правам юридических лиц можно сделать вывод, что им тоже принадлежит право собственности на землю. Таким образом, в нашей стране существуют несколько форм собственности – государственная (федеральная), муниципальная и частная, равным образом охраняемых законом.
Земля, как указывалось выше, может находиться у субъектов права на землю на следующих титулах: праве пользования (бессрочного или временного), праве пожизненно наследуемого владения 13. При этом право распоряжения корреспондирует и право пользования и право владения, правда в разных объемах. Для права пожизненно наследуемого владения, права распоряжения означает право субъекта передавать участок, либо его часть в аренду или безвозмездное пользование, а также передавать эти права по наследству, но вот для субъектов постоянного пользования землёй то же право распоряжения приобретает силу лишь при наличии согласия собственника земельного участка.
Установив формы собственности и виды прав на землю, следует отметить, что любые их нарушения ведут к возникновению спорных отношений, за исключением случаев преступлений и проступков, отнесенных к сфере уголовного и административного законодательства. Возникновение спорных отношений (в случае их не урегулирования простым соглашением) выливаются в спор, определенный как земельный.
Необходимо отграничивать земельные споры от гражданских, а так же от административных споров. В основе разрешения земельных споров с гражданскими лежит разграничение земельных и гражданских отношений вообще.
Одним из отличий земельного права от гражданского является метод защиты субъективных прав. Если гражданские права защищаются в судебном или арбитражном порядке, то защита земельных прав осуществляется, как правило, в административном порядке. Однако методы защиты земельных и гражданских прав могут совпадать. Отличительным признаком при отграничении земельных споров от гражданских является не метод защиты прав, а объект спорных отношений.
Полное или частичное право землепользования производится правомерными действиями. Земельное законодательство занимает совершенно четкую позицию в отношении гражданских прав землепользователей.
ГЛАВА ВТОРАЯ
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
ЧАСТЬ 2.1
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
Пунктом 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
О муниципальной собственности на земельные участки указывается в п. 2 ст. 6 Закона РСФСР от 24.12.90 г. «О собственности в РСФСР».
Понятия муниципальной собственности шире раскрыты в Законе РФ от 6.07.91 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации», которые применяются в части, не противоречащей Указу Президента РФ от 26.10.93 г. Nо 1760 “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 данного Указа).
Так, в соответствии с п. 3 ст. 37 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоёмы, леса, луга и другие). А п. 2а ст. 38 данного Закона раскрывает полномочия местной администрации по распоряжению и управлению объектами муниципальной собственности. Так, местная администрация вправе передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
К компетенции поселковой, сельской администрации в соответствии с п. 8, 11 ст. 49 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относятся:
. определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной территории.
. внесение представления в соответствующую администрацию об установлении и изменении границ территории посёлка, сельсовета, о выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда.
К полномочиям поселковой, сельской администрации в соответствии со ст. 51 вышеназванного Закона также относятся:
1. представление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передаёт в собственность и сдаёт в аренду, изымает земельные участки в пределах черты посёлка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса) переданного в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
2. организация ведения земельного кадастра;
3. планирование использования земель, находящихся в ведении администрации;
4. организация разработки и осуществления генеральных планов, проектов планировки и застройки посёлков, сельских населенных пунктов;
5. согласовывание изъятия и предоставления земель, осуществляемых вышестоящими органами;
6. взимание платы за землю;
7. осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
К полномочиям районной администрации в соответствии с п.15,16, 17 ст.55 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относится:
. определение в соответствии с земельным законодательством порядка
–предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной территории;
. установление границ земель, переданных в ведение поселковых, сельских администраций по согласованию с ними;
. решение в соответствии с законодательством территориального устройства; утверждение схем и проектов районной планировки.
К компетенции районной администрации в соответствии со ст. 60 вышеназванного Закона также относится:
. предоставление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и предоставление в аренду, изъятие земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8