Рефераты. Разделение властей как признак провового государства






p>В соответствии с этим различаются три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него коррективов, уточнений. Они касаются двух вопросов.

Во-первых, власть в государстве должна быть одновременно и «разделена», и оставаться целостной, единой. Вот почему наряду с названными «тремя властями» необходим в качестве особого, самостоятельного института глава государства (президент в республике, монарх в конституционной монархии).

Во-вторых, оказалось, что в жизни, особенно в связи с переходом общества в индустриальную и постиндустриальную эпохи, деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь «исполнением законов». Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного пред-назначения государства, осуществлением его функций. Вот почему такой острый характер имеет проблема подчиненности и порядка формирования правительства и отсюда проблема выбора между президентской и парламентской формами правления [1, с. 19].

Важен вопрос о действенности механизма сдержек и противовесов при возникновении чрезвычайных ситуаций. В том случае решающую роль играет Конституция, которая является единственным источником законной власти и потому должна действовать как в обычных, так и в чрезвычайных обстоятельствах. И основные права, и базовые структуры власти должны сохранять устойчивость во все времена [8, с. 329].

Как же можно ограничить полномочия государственной власти в чрезвычайных обстоятельствах? Во-первых, путем требования обоснования своих действий. Ведь государственные органы должны действовать на основе норм Конституции, значит, у судебной власти есть возможность отвергнуть антиконституционные действия других ветвей власти. Во-вторых, важную роль может и должно сыграть правосознание граждан, воспитанных в уважении к конституционным структурам, к своим правам и свободам, которые в принципе не зависят от того. Какая партия или лицо находятся у власти, есть чрезвычайные обстоятельства или их нет. Такое правосознание – существенная гарантия против любой тирании: законодательной, исполнительной или судебной. Сказанное не означает, что государственные органы не вправе или не способны реагировать на возникающие чрезвычайные обстоятельства. Чрезвычайные ситуации не являются источником новых, экстраординарных полномочий, но требуют разумного использования существующих полномочий. [8, с. 330]

Следует отметить, что французский мыслитель Жан Жак Руссо критически оценивал организационно-правовую концепцию разделения властей. По его мнению, вся власть должна принадлежать народу, который осуществляет ее непосредственно, а в больших государствах – через представительные органы. Таким образом, концепцию разделения властей Руссо отвергал с социологических позиций. В настоящее время во многих Конституциях оба эти подхода – организационно-правовой (разделение властей) и социологический (верховенство власти народа) получили свое закрепление. Словами «Мы, народ…» начинаются Конституции США, России, Беларуси и других стран. В Конституции Беларуси по примеру конституций зарубежных стран подчеркивается, что именно народ является единственным источником государственной власти, его воля является приоритетной по отношению к решениям органов государства.

В конституциях отдельных государств закрепление концепции разделения властей имело свои особенности. В некоторых из них выделяли не три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), а более (иногда выделялись дополнительно избирательная, контрольная и другие). Однако следует придерживаться классической теории разделения властей, т.е. существования трех ветвей власти. Иные выделяемые дополнительно ветви власти поглощаются законодательной, исполнительной или судебной властями власти [2, с. 143].

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами [10, с. 138].

Весьма своеобразно идет пока восприятие принципа разделения властей в России. Все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще очень живучи традиции самодержавия и единовластия [9, с. 258].

Творцы американской Конституции уделили большое внимание системе сдержек и противовесов, на которой сейчас зиждется государственная власть в США. Дж. Мэдисон говорил о необходимости создания таких устремлений, которые бы противодействовали другим   устремлениям. Устремления президентов, законодателей и судей в силу их ответственности перед различными категориями избирателей постоянно сталкиваются.

Зная отрицательные стороны доминирования законодательной власти, делегаты Конституционного конвента стремились к усилению испол-нительной власти, не сбрасывая со счетов   то обстоятельство, что она также может злоупотреблять своими полномочиями. Этим была продиктована необходимость ограничить обе эти ветви власти.

Президент имеет право отлагательного вето, которое может быть  преодолено 2/3 голосов каждой из палат, что «является противовесом возможности президента помешать исполнению воли подавляющего большинства народных представителей». В свою очередь, Конституция не предоставляет Президенту права законодательной инициативы, которая является прерогативой  конгресса. Однако, ограничивая в этом  Президента, разработчики американской государственной системы менее всего доверяли законодательной власти, так как, по их убеждению, «в республиканском правительстве законодательные органы неизбежно занимаю доминирующие позиции». Исходя из того, что тирания коллегиального органа ничуть не лучше тирании одного лица, они стремились исключить возможность объединенных действий законодателей. Средством решения этой задачи является разделение законодательной власти между различными органами, которые к тому же будут иметь различный порядок избирания, разные правила работы. Связь же их между собой должна обусловливаться  характером выполняемых задач и зависимостью от потребностей общественного развития. Таким образом, злоупотребление государственной властью со стороны легислатуры (законодательного собрания) пред-полагалось предотвращать, по убеждению Мэдисона, «посредством изобретения такой внутренней структуры правительства, чтобы несколько ее составных частей служили в своих взаимоотношениях средствами удержания друг друга на должном месте. Именно из этих устремлений проистекает идея разделения конгресса на сенат и палату представителей [12].

Надо отметить, что идея двухпалатного парламента получила ноское распространение в мире. Опыт показывает, что двухпалатный парламент имеется всегда в федеративных государствах и обычно в государствах унитарных, где число жителей превышает 10 миллионов. Главное, что такой парламент при продуманном разгра­ничении полномочий палат позволяет увеличить представительство в нем населения, как ни парадоксально, сэкономить средства налогоплательщиков, повысить эффективность его работы, обеспечить учет интересов органов территориального само-управления, в большей мере позволяет провести принцип разделения властей — законодательной и исполнительной, а значит, содействует стабиль­ности в государстве.

Традиционно двухпалатные парламенты состоят из палаты пред­ставителей (палаты депутатов) — нижняя палата (иногда название иное), сената, который является верхней палатой. Соотношение по численности между палатами различное, но всегда нижняя палата по числу депутатов больше верхней. Например, в Бельгии, государстве с более чем десятимиллионным населением, в палате представителей — 212 членов, в сенате - 178, Ирландии соответственно — 144 и 50, Нидерландах 150 и 75, Франции — 487 и 274. Оптимальное соотношение приблизительно 2:1 или 5:3.

Введение двухпалатного парламента позволяет обеспечить пре­емственность власти, прежде всего путем обновления части ее состава через 2-3 года при общем сроке полномочий палаты 4-6 лет. Безусловно, что в различных странах имеются свои особенности. Так, в соответствии с Конституцией Бразилии 1988 г. Национальный конгресс (парламент) является двухпалатным органом. Он состоит из сената и палаты депутатов. Срок полномочий члена сената — 8 лет, каждые 4 года сенат обновляется одновременно на одну или две тре­ти. В палате депутатов 503 парламентария, избираемых на 4 года. После одобрения на референдуме новой редакции Конституции 1994 г. и в Республике Беларусь также был образован двухпалатный Парла­мент [11].

Противовесом самостоятельной деятельности президента являет­ся контроль законодательной власти за исполнительной властью в решении вопросов внутренней и внешней политики. Это прежде всего контроль за кадровыми назначениями на должности в правительстве и за исполнением бюджета. Согласно Конституции Президент США с совета и согласия сената назначает послов, других полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также всех должностных лиц США, о назначении которых в Конституции нет иных постановлений и должности которых установлены законом; конгресс может законом предоставить право назначения низ­ших должностных лиц, каких найдет нужным, единолично прези­дентом, судам или главам департамента. Президент имеет право за­мещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями сената, предоставляя должностные назначения на срок до окончания ближайшей сессии сената. Назначению на соответствующие должности предшествует огромная работа в сенатских комиссиях по изучению и оценке деловых и личных качеств кандидатов. Известно немало примеров, когда президент после такого изучения вынужден был снимать свое предложение [13].

Положение американской Конституции о назначении на должности, определенные законом, имеет важное практическое зна­чение, исключает параллелизм в системе государственных органов и было в 1994 г. заимствовано для реализации в условиях Беларуси. Нерешенность этой проблемы может привести к яростному противостоянию органов, относящихся к различным ветвям власти, что было видно на примере некоторых государств ближнего зарубе­жья.

Эффективным средством является также контроль со стороны Конгресса за исполнением бюджета, который является важнейшим инструментом проведения правительством экономической политики. К подготовке бюджета привлекаются все министерства и агентства, чьи предложения после анализа в административно-бюджетном управлении свертываются в единый пакет для внесения президенту. После разработки проекта бюджета наступает время действия старой американской политической формулы: «Президент предлагает - конгресс располагает», т.е. внесенный в  парламент бюджет становится предметом всестороннего обсуждения. Л.Любимов отмечает, что для этого у конгресса есть все условия: достаточные силы для самостоятельной подготовки проекта бюджета с любой сте­пенью детализации; наличие своих источников информации. Бюджет в целом и включенные в него целевые программы имеют силу закона и без решения конгресса не могут быть изменены. За произвольную корректировку бюджета исполнительная власть несет ответственность. Таким образом, как отмечается в литературе, бюд­жет во всех его частях является в этом смысле «неприкасаемым» для исполнительной власти.

Президент США наделен правом заключать международные договоры. Правом же их ратификации наделена одна из палат конгресса — сенат. Таким образом, уже в этом существует система сдержек и противовесов: сенат не может заключать договоры, но имеет рычаги для влияния на условия договора при его заключении либо внесении поправок к договору перед его ратификацией. Прези­дент, с другой стороны, может заключить международный договор, но не может придать ему общеобязательной силы, т.е. законное действие. И лишь сенат может это сделать посредством ратификации договора. Президент, в свою очередь, может попытаться использовать свой авторитет и влияние, чтобы воздействовать на сенат для ратифи­кации договора. Это еще один пример того, как две власти не только урав­новешивают, но и ограничивают одна другую. Ни одна из этих вла­стей не имеет абсолютных полномочий в важнейшей сфере — международно-договорной [3, с.12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. Многие ученые считают, что правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования.

Разделение властей – это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности. Без разделения властей с соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Распределение власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

Народ является единственным и первичным источником власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам – своим представителям на определенных условиях и  на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.

Итак, в результате данного исследования можно сделать следующие выводы:

·  правовое  государство   -   это   демократическое   государство,   где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и  свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законода-тельной, исполнительной и судебной властей;

·  с помощью  разделения  властей  правовое  государство  организуется  и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в  рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную  и судебную власть;

·  основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью, концентрации ее в одном органе или в одном лице;

·  важной особенностью разделения властей в государстве является система сдержек и противовесов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1        Алексеев, С.С. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1993. – 176 с.

2        Василевич, Г.А. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тиковенко; Под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.

3        Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (Коституционно-правовой статус). Учебное пособие / Г.А. Василевич – Минск, «Бип-С», 2-изд. доп., 1999. – 248 с.

4        Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

5        Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. Ред. Проф. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004. - 640 с.

6        Дробязко, С.Г. Общая теория права: Учеб. пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: НО ООО «Бип–С», 2003. – 336 с.

7        Казьмин, И. Ф. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. – 384 с.

8        Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

9        Манов, Г. Н. Теория права и государства. Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Н. Манова.– М.: Издательство БЕК, 1996. – 336 с.

10   Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 541с.

11   Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#">#"#">#"1.files/image001.gif">
Источник [5, с.632].

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Механизм государства

Источник [13].


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.