Рефераты. Разделение властей как признак провового государства






p>В правовом государстве существуют определенные гарантии  законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Законность  и  правовое государство - категории во многом тождественные, но у них  несколько  разные акценты.

Законность требует безусловного соблюдения  законодательства  всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое  государство  предъявляет подобное  требование  к  государственным  структурам,  выполняющим   функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество  закона, прежде всего в деятельности властных структур - государственных  органов  власти,  управления, суда и прокуратуры  и их должностных  лиц.  В  итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу.

Согласно теории разделения властей смешение, соединение   властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в  руках одного лица чревато опасностью установления деспотического  режима,  невозможна свобода  личности.  Поэтому  для  того,  чтобы  предотвратить  возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти  должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью  разделения  властей  правовое  государство  организуется  и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в  рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается   взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, испол-нительную  и судебную власть [9, с. 57].

Принцип разделения властей на законодательную,  исполнительную   и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается  всякая  возможность  присвоения  той  или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой  «сдержек  и  противовесов»  властей.

Подобная  система  «сдержек  и  противовесов»  устраняет  всякую  почву  для узурпации  полномочий  одной  власти  другой и обеспечивает  нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно  теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная  власти, действуют как три силы в замкнутом  круге  своих  полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой.  Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом.

В свою очередь оно может быть  преодолено,  если при  повторном  рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов  каждой  из  палат Конгресса. Сената  наделен  полномочием утверждения членов правительства, назначаемых прези-дентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные  соглашения,  заключаемые президентом.

В случае  совершения президентом преступлений, Сенат обращается  в  суд  для  решения  вопроса  о вынесении ему «импичмента», т. е. об отстранении от должности. «Возбуждает» же  дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране  осуществляет Верховный суд США [11].

Необходимо обратить внимание на то, что в современных  демократических государствах (таких, как США,  Германия)  наряду с  классическим делением государственной власти на «три власти»  федеративное  устройство  является также способом децентрализации и  «разделения»  власти,  предупреждающим  ее концентрацию.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между  государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность»  государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение   ее  в авторитарную и тоталитарную власть.

Этот принцип в демократическом  обществе  предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат  противовесами  по отношению друг к другу  и  могут  «сдерживать»  одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения  управленческой  власти  в авторитарную, а законодательной - во «всевластие», в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено требование разделения властей,  задействована система «сдержек и противовесов», то государство еще  не обязательно является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового государства – верховенство закона [13].

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек  не  вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как  нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а  должностные  лица не  уклонятся  от  его  исполнения  и  тем  более  не  нарушать его.

Также недопустимо «обогащать» закон  подзаконными  актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен  законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть  информированы  о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и  обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом  государства,  обладающим долгосрочным характером. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней.

В современном демократическом государстве эффективность  право-вого закона сопряжена  с  наличием  единого  правового  пространства,  в  котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов,  принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми  действующими  в стране  нормативными актами. Подзаконные акты,   включая   ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам [10, с. 521].

Верховенство закона подразумевает не только  приоритет  закона,  но  и широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества  действующим законодательством. В правовом государстве любое  ущем-ление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано  последовательно  и  неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой  связи  принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение пред-полагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный  правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде  всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических,  социальных  и   культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых  на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948  году состоит из 30 статей. В ней провозглашается,  что «все люди  рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе  братства».

Декларация также провозглашает, что никто не может быть  подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый  и  беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п.

Она закрепляет  и другие права и свободы человека, которые должны быть  признаны и  уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода  передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других  странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на  защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.).

В числе международных документов о правах  человека  также  следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных  и  культурных   правах, Конвенцию о правах ребенка [12].

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства.

Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы в  лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, бес-препятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм   является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену  самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной   политической организации. Отсюда становится понятным, почему  государство  не  должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать  преимущество  для той или иной политической организации.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве  признается  только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует  ему  права и свободы и определяет его статус.  В  правовом  же  государстве, напротив, делается акцент на ответственности  государственных  органов  и  должностных лиц перед гражданами за  их  посягательство  на  их  права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих    процедуру привлечения к ней должностных  лиц,  виновных  в  нарушении  прав  и  свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные  структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В правовом государстве признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Все это вместе взятое делает  государство  ответственным перед  гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои   незаконные  действия  перед государством в лице его органов [11].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.