Рефераты. Разделение властей как признак провового государства






Разделение властей как признак провового государства

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, ОБЩЕСТВО, ЗАКОН, КОНСТИТУЦИЯ, ПРАВО


Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в результате разделения властей в государстве.

Предметом исследования является научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.

При выполнении работы использованы такие методы исследования, как наблюдение, сравнение, анализ.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: дано понятие правового государства, охарактеризована принципы правового государства, выяснено понятие и структура разделения властей в государстве, рассмотрены, проанализированы и исследованы принципы разделения властей в государстве.

Областью возможного практического применения является использование материалов работы для ознакомления с принципами разделения властей в государстве.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Понятие и принципы правового государства

ГЛАВА 2 Теория разделения властей в государстве и ее социально-политическое значение

ГЛАВА 3 Проблемы реализации и принципы разделения властей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире разделение властей — характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей  — итог многовекового развития государствен-ности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632–1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689–1755 гг.) и в ее современной форме — Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем - авторами «Федералиста» (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств.

Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.

Для достижения названной цели в работе будут решены следующие задачи: дать определение правового государства; рассмотреть принципы разделения властей; раскрыть проблемы реализации разделения властей в государстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в результате разделения властей в государстве.

Предметом исследования являются научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.

Основными методами исследования были выбраны наблюдение, сравнение и анализ.

Важнейшими принципами исследования в работе являлись: историзм, объективность, конкретность.

Для выполнения работы использовались также учебная и научная литература и материалы периодических изданий белорусских и российских авторов.

Структурное изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников.


ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Принципы правового государства – это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это – составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей. Поэтому весьма важно теории выработать, а практике конституционно закрепить такие правовые и политические устои, которые не только объективно обусловлены, но и объективно необходимы для общества в сложившейся исторической ситуации [6, с.98].

Для  того  чтобы  понять   глубинную   суть   правового   государства, недостаточно  ограничиться  набором  хотя  и  важных,  но  все  же   внешних характеристик, определенной системой принципов и норм.

Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности  на  обеспечение  суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства.  У них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника [11].

На основе естественно-правового и вместе с тем позитивистского подхода творец теории правового государства И. Кант сформулировал ряд постулатов:

1.Каждое лицо является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы благороднейших планов.

2.Категорический императив гласит: «Действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех. Поступай так, чтобы к человечеству как в твоем лице, так и в лице любого другого всегда относились как к цели, а не как к средству».

3.О праве идет речь только тогда, когда индивиды могут свободно следовать категорическому императиву, должны осознавать его (внутреннее условие), и никто (ничто) не должен мешать им поступать таким образом (внешнее условие).

4.Необходима реальная сила, которая бы обеспечивала проведение «общего закона» (категорического императива) в жизнь.

5.Государство следует естественному праву и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.

6.В установлении верховного порядка участвует народ. В конституции выражается его воля.

7.Реализация категорического императива, проведение права в жизнь государством ведет к вечному миру [7, с. 306].

Правовое  государство   -   это   демократическое   государство,   где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех  перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и  свободы человека и где в основу организации государственной власти  положен  принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Основные черты (признаки) правового государства представлены в [Приложении А].

К  числу  дополнительных  факторов  и  условий  становления  правового государства можно отнести следующие:

§   преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

§   выработка высокой политико-правовой грамотности;

§   появление действенной способности противостоять произволу;

§   разграничение партийных и государственных функций;

§   установление парламентской системы управления государством;

§   торжество политико-правового плюрализма;

§   выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения  термина "правовое государство":

Правовое государство - это  государство, обслуживающее  потребности гражданского  общества  и  правовой   экономики,   назначение   которого   - обеспечить  свободу  и  благосостояние.   Оно   подконтрольно   гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых  благ,  на  фактическом соотношении   общественного   спроса   и   предложения,   ответственно    за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность [5, с. 315].

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и  свобод,  приоритета  гражданина   в   его   отношении   с   государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

Понятие «правовое государство» - это фундаментальная  общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права  человека,  политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью  разделения  властей государство  организуется  и  функционирует  правовым  способом,  это  мера, масштаб демократизации политической жизни.  Правовое  государство  открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям  и движениям.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство,  обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1.Ему присуща государственная власть как средство проведения  внутренней  и внешней политики.

2.Оно представляет собой политическую организацию общества,  основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3.Располагает специальным государственным механизмом.

4.Обладает определенной административно-территориальной организацией  на своей территории.

5.Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.Обладает государственным суверенитетом [10, с. 98].

Рассмотрим основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.

Экономической основой правового государства являются произ-водственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности  (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегу-лирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан  - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого  государства  находится человек и его интересы. Через систему  социальных  институтов,  общественных связей создаются  необходимые  условия  для  реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых воз-можностей, обеспечивается плюрализм  мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют обще-человеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах   государственного управления,  справедливости  и  правосудия,  в  приоритете  прав и свобод личности  во  взаимоотношениях  с  государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.