ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, ОБЩЕСТВО, ЗАКОН, КОНСТИТУЦИЯ, ПРАВО
Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в результате разделения властей в государстве.
Предметом исследования является научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.
При выполнении работы использованы такие методы исследования, как наблюдение, сравнение, анализ.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: дано понятие правового государства, охарактеризована принципы правового государства, выяснено понятие и структура разделения властей в государстве, рассмотрены, проанализированы и исследованы принципы разделения властей в государстве.
Областью возможного практического применения является использование материалов работы для ознакомления с принципами разделения властей в государстве.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие и принципы правового государства
ГЛАВА 2 Теория разделения властей в государстве и ее социально-политическое значение
ГЛАВА 3 Проблемы реализации и принципы разделения властей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном мире разделение властей — характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей — итог многовекового развития государствен-ности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.
Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632–1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689–1755 гг.) и в ее современной форме — Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем - авторами «Федералиста» (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).
Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств.
Для достижения названной цели в работе будут решены следующие задачи: дать определение правового государства; рассмотреть принципы разделения властей; раскрыть проблемы реализации разделения властей в государстве.
Предметом исследования являются научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.
Основными методами исследования были выбраны наблюдение, сравнение и анализ.
Важнейшими принципами исследования в работе являлись: историзм, объективность, конкретность.
Для выполнения работы использовались также учебная и научная литература и материалы периодических изданий белорусских и российских авторов.
Структурное изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Принципы правового государства – это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это – составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей. Поэтому весьма важно теории выработать, а практике конституционно закрепить такие правовые и политические устои, которые не только объективно обусловлены, но и объективно необходимы для общества в сложившейся исторической ситуации [6, с.98].
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм.
Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника [11].
На основе естественно-правового и вместе с тем позитивистского подхода творец теории правового государства И. Кант сформулировал ряд постулатов:
1.Каждое лицо является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы благороднейших планов.
2.Категорический императив гласит: «Действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех. Поступай так, чтобы к человечеству как в твоем лице, так и в лице любого другого всегда относились как к цели, а не как к средству».
3.О праве идет речь только тогда, когда индивиды могут свободно следовать категорическому императиву, должны осознавать его (внутреннее условие), и никто (ничто) не должен мешать им поступать таким образом (внешнее условие).
4.Необходима реальная сила, которая бы обеспечивала проведение «общего закона» (категорического императива) в жизнь.
5.Государство следует естественному праву и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.
6.В установлении верховного порядка участвует народ. В конституции выражается его воля.
7.Реализация категорического императива, проведение права в жизнь государством ведет к вечному миру [7, с. 306].
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Основные черты (признаки) правового государства представлены в [Приложении А].
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:
§ преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
§ выработка высокой политико-правовой грамотности;
§ появление действенной способности противостоять произволу;
§ разграничение партийных и государственных функций;
§ установление парламентской системы управления государством;
§ торжество политико-правового плюрализма;
§ выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Вот другие определения термина "правовое государство":
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность [5, с. 315].
Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.
Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1.Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2.Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3.Располагает специальным государственным механизмом.
4.Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
5.Существует благодаря налогам и другим сборам.
6.Обладает государственным суверенитетом [10, с. 98].
Рассмотрим основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.
Экономической основой правового государства являются произ-водственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегу-лирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых воз-можностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Нравственную основу правового государства образуют обще-человеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4