Рефераты. Право - как общечеловеческая ценность






Право - как общечеловеческая ценность

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 ИДЕЛЬ - УРАЛ

 

 

 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Тема: «Право – как  общечеловеческая ценность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Габдрахманов Ринат Мугалимович, 3 курс

№ студенческого билета________________________

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Казань

2005 г.

 

Содержание

                                                                                                                                                       стр

                                                           

Содержание……………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………..3

Право - как общечеловеческая ценность………………………………..4

Человек и общество. Право на жизнь……………………………………8

Право и его роль в обществе. Основные правовые системы…………12

Принципы права…………………………………………………………13

Основные правовые системы современности…………………………15

Семейное право………………………………………………………….17

Норма права – первичная клеточка права……………………………..17

Форма (источники) права……………………………………………….18

Правовые отношения……………………………………………………21

Конституция России 1993 года…………………………………………22

О бесспорном и спорном………………………………………………..26

Литература……………………………………………………………….27







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Известно крылатое выражение: «Fiat justitia, pereat mundus» – «Пусть свершится правосудие (справедливость) даже если погибнет мир!» Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее смысл не в том, что может погибнуть мир и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость – превыше всего! Справедливость в обыденной жизни и в сфере государственных отношений.

Правда, справедливость особенно важны в такой сфере, как политика. Ее образно называют искусством возможного. Эта область жизнедеятельности сложна и тонка. А право? Оно – нравственный минимум, его нормы, имеющие и нравственное содержание, не выполнять никак нельзя. Нарушение их приводит общество в дикое, варварское состояние.

Право и политика – ближайшие родственники. Их тесная связь воплощается в законе. В нем реализуется, с одной стороны, право, справедливость, а с другой политические интересы, сила политической власти. Политика и право как средства регулирования отношений в обществе настолько близки, что нередко их путают, например заменяют право политикой. А это делать никак нельзя, ибо власть, не опирающаяся на справедливые законы, превращается в тиранию.

В данной курсовой работе речь пойдет о ценности права для общества.






ПРАВО – КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

 

Право и мораль в жизни общества.

1.            Драматический случай. Это произошло в г. Орджоникидзе и Минводах зимой  1988г. Четверо вооруженных молодых людей заманили в автобус тридцать одного школьника-четвероклассника вместе с их учительницей Натальей Ефимовой и под угрозой расправы над детьми потребовали самолет для вылета за границу, два миллиона в иностранной валюте, наркотики и оружие.

Операцию по спасению детей и задержанию преступников в г. Орджоникидзе, а затем в аэропорту г. Минеральные Воды проводили сотрудники госбезопасности и милиции. И вот они передают террористам, захватившим детей, оружие и бронежилеты, два миллиона валютой, наркотики, наконец, самолет ИЛ-76 вместе с экипажем. Террористы освобождают детей с учительницей и на предоставленном им самолете улетают…

2. Так принято считать. По ряду вопросов у нас нередко существуют упрощенные, поверхностные представления.

Например, мораль – это когда делают внушения, читают нотации, нравоучения. А право? Это в нашем понимании нечто строгое, даже жесткое – закон и инструкции, суд и сроки наказания, работа милиции по борьбе с преступниками и тому подобное.

Но что же получилось в г. Орджоникидзе? Полковник милиции и его сотрудники, вместо того чтобы решительно и смело обезвредить террористов, сами снабжают их оружием, передают им современный самолет, и те беспрепятственно покидают нашу страну. Как это все понять? Где тут право, закон?

3. Право – как общечеловеческая ценность. Слово «ценность» известно всем. Это определенные блага: автомашина – ценность, магнитофон – ценность, фирменная куртка – ценность и т.д. Увы, в наших представлениях на этом круг ценностей нередко замыкается.

А так ли это? Есть и великие духовные ценности, создаваемые человеческой мыслью и чувствами: литература, музыка, живопись, замечательные научные открытия. К ним можно отнести мораль и право.

Мораль, или нравственность, - это сложившиеся в обществе духовные началах (они выражены в известных общих правилах) справедливости, добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступках руководствуются  прежде всего моральными нормами, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном в жизни. Мораль в нашем обществе выражает общечеловеческие стремления к созданию разумного государственного строя, к социальной справедливости. В.И. Ленин в 1920 г. на III съезде РКСМ говорил: «Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда». Сейчас в наше бурное время, мы подчеркиваем, что наша мораль несет в себе гуманные, общечеловеческие нравственные принципы: неприкосновенность человеческой жизни, стремление к миру, заботу общества о детях и т.д.

Самой большой ценностью в обществе является право, то есть система общеобязательных норм, выраженных в законах и других юридических документах, обязательных для всех и для каждого. Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т.д.

Имеет ли все это какое то отношение к случаю в г. Орджоникидзе?

Да, имеет. Какое же?

4. Могут ли право и закон бездействовать? В жизни, к сожалению, еще бывает так, что нормы права бездействуют, то есть фактически не работают: преступник уклоняется от ответственности, не все и не во всем соблюдают требования закона. Но в принципе право, закон не могут, не должны молчать, бездействовать: все люди обязаны строго соблюдать юридические нормы, а преступники должны обезвреживаться и нести уголовную ответственность.

А в данном случае, когда работники правоохранительных органов сами передали преступникам оружие, валюту, позволив им улететь за рубеж? Здесь как раз такая ситуация, когда проявляются высшие духовные ценности, выраженные и в морали, и в праве, - все то, что должно обеспечить неприкосновенность жизни людей, тем более детей.

Обратим внимание на такой момент. Во время долгих переговоров с бандитами работники милиции предлагали в заложники себя, конечно, без оружия, вместо детей (насильники, понимая, что при такой замене заложников ситуация резко изменится, не пошли на это).

Поэтому пришлось пойти на временные уступки террористам во имя высших ценностей общества. Но, обратим внимание, пойти временно. Ведь требования неукоснительного соблюдения закона, права постепенно становятся общими во всем мире. И террористы, приземлившиеся на самолете в Израиле, были сразу же задержаны и на следующий день доставлены в нашу страну.

Восторжествовали общечеловеческая мораль и закон даже в этой необычной ситуации! Преступники в конечном счете были привлечены к уголовной ответственности.

5. Высокая организованность тоже ценность. Итак, право и мораль – большие ценности нашего общества, в них выражаются требования справедливости, человеческой мудрости, идеалы правового государства.

Но есть в обществе и еще одно большое достоинство, которое обеспечивается правом и моралью, в особенности законом. Это высокая организованность жизни людей.

Общество, для того чтобы нормально существовать, развиваться, должно быть организованным сообществом людей, единым организмом. А это значит, что существующие в нем отношения между людьми нуждаются в упорядочении – иными словами, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения людей и целых коллективов называется регулированием общества или социальным регулированием. Оно осуществляется главным образом при помощи общих правил, имеющих значение образцов поведения, распространяющихся на неопределенный круг случаев, то есть при помощи социальных норм, и называется нормативным социальным регулированием. Его значение в том, что оно позволяет установить в жизни людей единый, общий для всех, непрерывно действующий порядок.

Социальные нормы различны по своему содержанию и характеру, то есть по тому, как они регулируют поведение людей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.