Рефераты. Понятие государства






p> Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами
Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770
– 1831 гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала учения о праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту ,
- это цель , а не средство. Способность человека « давать себе закон » и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу , выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе.
Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба , который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой , носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о нравственности включает проблематику семьи , гражданского общества и государства.

2.Понятие государства.

Понятие государственная общественная организация содержит общие – основные признаки государства . Некоторые из признаков государства состовляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества , а некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции.

Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о классе предметов, явлений. /2/

Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства: а/ социологический; б/ марксистский.

Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его признака: а/ совокупность людей – народ ; б/ господствующую над ними власть ; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.

Марксистская концепция рассматривает государство как историческое явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях , традициях , авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.

Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение общественной жизни требовали создание особого органа , регулируюшего различные функции общества. С одной стороны , господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе.
Такой силой и явилось государство , которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны , поскольку этот класс выступает со стороны всего общества , постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами всего общества. Если государство небыло всеобщей общественной организацией , политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.

Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо проанализировать его признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых управлением т.е. аппарата чиновников; б/ публичная власть т.е. органы политического принуждения / армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и т.д. /; в/ территориальноеделение общества на отдельные ячейки государственного управления , при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны.

Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить является ли данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,,
Происхождение семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство и цивилизация.

3.Признаки государства

Государство – это сложное социальное образование , которое можно познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.

Территория – это пространственная основа государства , его физическая , материальная опора. Без территории государство не существует , хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы /. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суще , водному и воздушному пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства проживает население , где в полной мере действует власть политическая.

Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах , как ,, подданный “ , ,, гражданин “ , ,, лицо без гражданства
“ ,
,, иностранец “. Гражданин устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. /1/ В монархических государствах , как правило , термину « гражданство » соответствует термин « подданство»./1/ Приобретение « гражданства » происходит , как правило , по рождению / на основе « права крови » , т.е. национальной принадлежности родителей , как в Дании ,
Афганистане и т.д. , или « права почвы » - по месту рождения , как в США ,
Аргентине / , а также в порядке натурализации , т.е. приёма в гражданство.
Процедура натурализации производится на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством./1/ На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Население , т.е. человеческое общество , проживающее на территории государства.
Население и народ / нация / - понятия не тождественные. Народ / нация / - это социальная группа , члена которой обладают чувством принадлежности к ней благодоря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства , образующее единую социально – экономическую общность независимо от деления его на какие – либо национальные общности / в конституционной доктрине ряда стран в том числе Р.Ф. , употребляется выражение « многонациональный народ » /. В этом смысле современные конституции говорят о народе как о « носителе суверенитета и единственном источнике власти » в государстве / например , п.1 ст.3 Конституции Р.Ф.
1993 года ./1/ Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Народ впервые стал общепринятым субъектом международного права в 1945 году в результате закрепления в Уставе ООН принципа « равноправия и самоопределения народов ». Ныне в международном праве закрепляется широкий круг прав народов , обобщаемый в различных конвекционных актов. В месте с тем общепринятого всем международным сообществом понятия « народ » до сих пор нет./1/ Мы же попытаемся в свою очередь дать определение народа / нация / - это социальная группа , члены которой обладает чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

Далее , отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными , что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства , например , федерализация или автономизация. Федерализм / фр. federalisme / - одна из двух форм территориальной организации государства , предполагающий сложный
, союзный характер. С 1992 года – одна из основ Конституционного строя Р.Ф.
, основополагающий принцип государстено – территориального устройства Р.Ф.
, за счет которого обеспечивается единство страны , децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Р.Ф. и её субъектами , а также равноправие и самоопределения народов в составе
Федерации./1/ Автономия / гр. autonomia / - самоуправленние , букв. самозаконие ; от autos – сам и homos – закон / - в праве в широком смысле определенная степень самостоятельности каких – либо органов , организаций , территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. Иногда « автономией » называют сами самоуправляющие сообщества./1/

Публичная власть. Термин « власть» означает способность влиять в нужном направлении , подчинять своей воле , навязывать её подвластным , осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой / слоем / людей , которая им управляет. Иначе их называют чиновниками , бюрократией , управленцами , политической элитой и т.п.

Власть политической элиты имеет институализированный характер , т.е. осуществляется посредством органов и учреждений , объединённых в единую иерархическую систему. Механизм государства , являющийся материальным выражением государственной власти , позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его состовляющим относятся судебные , законодательные и исполнительные ораны. Иституции / от лат.institutio - наставление / термин , используемый как форма слова « институт » для обозначения количества органов или учреждений./1/
Государство вследствии своей институализированности обладает относительной стабильности. Правители меняются , а государственные учреждения остаются , за исключением случаев уничтожения государства в результате войны.

Власть в государстве должна быть всеобщной , или публичной , т.е. распространять своё действие на всю территорию , на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной , т.е. способной решать любые вопросы , затрагивающие общие интересы , а её указания должны быть общеобязательными для всех.

Для устойчивости государственной власти , её способности принимать решения и проводить их в жизнь – власти необходимо быть легитимной.
Легитимность / от лат. legitimus – согласный с законами , законный , правомерный , надлежащий , должный , правильный / - юридический термин , применяемый для характеристики социального порядка , обладающего престижем
, в силу которого о диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения./1/

В нашем случае легитимность власти означает : а/ её законность ; б/ её поддержка населением ; в/ её международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти , среди которых многопартийность , выборы , уход в отставку , референдум и др.

Право – в современной науке система общеобязательных социальных норм , охраняемых слой государственного принуждения , обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества./1/ С появлением государства , право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность т.е. издаёт законы и другие нормативные акты , адресованные всему населению. Право позволяет власти делать общеобязательными для населения всей страны с тем ,чтобы направить поведение масс в определённое русло. Юридические нормы устанавливают определённые нормы и правила. И в зависимости от того как эти нормы и правила соблюдает население , можно судить об их эффективности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.