Рефераты. Основы и практика госуправления






p> Глава 5. Центральная избирательная комиссия.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) - особая властная структура, статус которой определен федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" (от 6 декабря 1994 г. N56- фз.), установившему, что

. ЦИК РФ действует на постоянной основе, срок полномочий Комиссии - 4 года

. Комиссия состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются

Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов

Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии.

. Член ЦИК может уйти в отставку только по собственному желанию или же после вступления в силу обвинительного приговора суда в его отношении.

. Досрочный роспуск Центральной избирательной комиссии невозможен ни при каких основаниях
Новый состав Комиссии был сформирован в марте 1999г.
24 марта 1999 г. Александр Вешняков был избран Председателем ЦИК РФ.
Заместитель Председателя ЦИК РФ Александр Власов.

В сентябре 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который установил порядок деятельности, формирования и численный состав Комиссии. Федеральный закон зафиксировал, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является государственным органом.

Полномочия и порядок деятельности Комиссии устанавливаются также
Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации",
Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации",
Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" и Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Новая редакция Регламента Комиссии утверждена постановлением постановлением Комиссии от 23 июня 1998 года.

В соответствии с перечисленными законодательными актами и Регламентом a) Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также руководство по проведению референдума

Российской Федерации. b) Комиссия устанавливает результаты выборов Президента Российской

Федерации, итоги голосования при выборах депутатов Государственной Думы в целом по Российской Федерации, определяет результаты референдума

Российской Федерации и публикует их в печати. c) Совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации

(они также являются государственными органами) Комиссия
. осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права граждан

Российской Федерации на участие в референдуме
. организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, комиссий референдума, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением
. обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов и референдумов
. осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов; единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и референдумов в

Российской Федерации и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов
. распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование
. оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям, комиссиям референдумов
. заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдумов
. устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, списка избирателей, участников референдума и других избирательных документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением референдума
. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения
. осуществляет иные полномочия

Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Раздел II. Органы местного самоуправления РФ.

Глава 1. Местное самоуправление.

Часть 1 ст. 130 развивает положения о местном самоуправлении как форме осуществления власти народом (ч. 2 ст. 3 Конституции) и основе конституционного строя Российской Федерации (ст. 12). В данном случае определяется его социальное назначение обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В этой сущностной функциональной характеристике местного самоуправления обращается внимание на ряд важных моментов. Первое: назван субъект местного самоуправления - население. Ему как сообществу граждан, проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право на осуществление местного самоуправления непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (см. ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995,
N 35, ст. 3506). Указанное право конкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления
(ст. 33); знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина
(ч. 2 ст. 24); определять структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131); выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке (ст. 46). Прецедент последнего был создан определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 г. (Государство и право, 1995, N 7, с. 12-18), который поддержал решения
Ярославского областного суда по жалобам граждан и регионального отделения
"Демократической России" на правовые акты губернатора Ярославской области, нарушающие права местного самоуправления, в частности право самостоятельно формировать свои органы и распоряжаться собственными средствами.
Второе: в общем виде сформулировано поле деятельности местного самоуправления - "вопросы местного значения", под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В их перечень Конституция включает жилищное строительство и распределение жилья (ст. 40), муниципальное здравоохранение
(ст. 41) и образование (ст. 43), управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка и др. (ст. 131, 132). Подробнее об этом сказано в упомянутом Федеральном законе, где названо 30 предметов ведения местного самоуправления и определено, что "муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти" (ч. 2 ст. 6).
Третье: установлена экономическая основа местного самоуправления с наделением населения правами собственника - владения, пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с другими формами собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции). Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" под муниципальной собственностью понимает собственность муниципальных образований - городских, сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской
Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской
Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Споры, возникающие по этому поводу, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Они же от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской
Федерации и уставами муниципальных образований, это право может быть реализовано населением непосредственно. В соответствии с Законом органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. В интересах населения они могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность может быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизации определяются непосредственно населением или представительными органами местного самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом
Российской Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, включая имущество, находящееся в собственности муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (ч. 3 ст. 212). Четвертое: местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Самостоятельность - определяющая черта местного самоуправления. Она выделяется при его характеристике как основы конституционного строя (ст. 12 Конституции) и в других случаях (ч. 1 ст.
131, ч. 1 ст. 132); реализуется в пределах установленных полномочий; производна от реально обеспеченных материальных, финансовых и других условий функционирования местного самоуправления; корреспондирует ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; получает конкретное правовое выражение и гарантируется
(см. комментарий к ст. 12).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.