Следует сказать, что правом реализации курортных услуг наделяются организации (специалисты), чей профессиональный статус подлежит легитимизации государством. Так как в сфере курортного обслуживания широко применяются медицинские услуги, то закон императивно предъявляет специальные требования к профессионализму исполнителя. Однако, помимо профессиональных медицинских услуг, в сфере курортного обслуживания применяются также услуги не требующие высокого квалификационного ценза. Речь идет об услугах, оказываемых отдельными гражданами.
Это могут быть услуги по размещению отдыхающих в частном секторе. В летний период среди населения, которое не приобрело путевки на санаторно- курортное лечение и не пожелало воспользоваться услугами гостиниц, широко использует предлагаемые населением эти услуги. В связи с этим архитектура города Анапа, в последнее время заметно изменилась. Проходя по улицам города можно заметить, что частные домовладения перестраиваются под «мини- гостиницы».
В связи с этим возникает масса правовых вопросов относительно деятельности по предоставлению данного вида услуг. Одним из них является вопрос о том, надо ли местным жителям, сдающим свое жилье для проживания отдыхающих, сертифицировать его.
В соответствии с ч.4 ст.23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не прошедший государственную регистрацию, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем.
Таким образом, граждане, сдающие свое жилье гражданам (отдыхающим, туристам ) для проживания должны получить сертификат соответствия на оказываемые ими услуги по предоставлению мест проживания в частном секторе.
В настоящее время обязательная сертификация товаров и услуг производится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг»,[41] а также с Правилами сертификации туристических услуг и услуг гостиниц.[42]
В конце хотелось бы обратить внимание на наиболее спорные вопросы, касающиеся сфере предоставления курортных услуг. В силу того, что данная область вообще является наименее разработанной как на законодательном так и на практическом уровне, то здесь наиболее часто возникают различные противоречия и выявляются явные недоработки законодателя.
Прежде всего следует отметить, что новые политические и социально- экономические условия дают курортам большую экономическую и организационную свободу, но ставят их в более жесткие условия существования.
Ранее, существовала позиция, согласно которой при реформировании санаторно-курортного комплекса как объекта в том виде, в каком он сложился в советское время. Эта позиция заключалась в выделении ряда защитительных мер. Коротко, данные меры можно сформулировать следующим образом: 1. Целесообразно было бы принять решения на уровне федеральной или местных властей, предусматривающие мораторий на новые крупные инвестиции, направленные на перепрофилирование имеющихся предприятий и заведений на курортных территориях. 2. Обусловить любые преобразования форм собственности на имущество и учреждения санаторно-курортного комплекса, сохранением профиля их деятельности. Это положение должно быть применено к санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям как целостным функционально связанным комплексам. Отделение вспомогательных служб с лечебной частью комплекса не должны допускаться при преобразованиях форм собственности и хозяйствования. Должны быть ограничены возможности перепрофилирования и ликвидации учреждений санаторно-курортного комплекса их собственниками. Все его организации надо считать учреждениями санаторно-лечебного и оздоровительного назначения.
Многие авторы по-разному относились к вопросу функционирования субъектов санаторно-курортного комплекса, некоторые поддерживали данные «защитительные» меры, так, В.Нелюбин предполагал, что можно воспользоваться имеющимися законными основаниями для восстановления через арбитраж и суд функциональной целостности прежних санаториев и оздоровительных учреждений, возвратив связь по профилю тем вспомогательным службам, которое порвали ее, нанеся ущерб функционированию санаторно- курортного комплекса. Если законодательных оснований для решения такой задачи в конкретных случаях нет или их недостаточно, то надо создать их, придав законам обратную силу (что допускается по воле законодателя).
На данный момент учреждения санаторно-курортного комплекса успешно функционируют в различных организационно-правовых формах, хотя существует целый ряд проблем.
Появление санаторно-курортных учреждений с различной формой собственности, не входящих в систему ведомственного контроля лечебно- реабилитационной и рекреационной деятельности позволяет развиваться всему комплексу в прогрессивном порядке. В руках акционеров сосредоточена доля собственности, которой они распоряжаются. Однако, по данному вопросу имеется и другая точка зрения. Так, В.Нелюбин предполагает, что акционирование предприятий санаторно-курортного комплекса не решило главных проблем в этой сфере. В большинстве случаев оно оказалось самоцелью. Ставка на самоокупаемость привела к тому, что услуги санаторно-курортных учреждений из числа привычных и необходимых перешли в разряд малодоступных для основной массы населения, тогда как проблемы инвестирования санаторно- курортного комплекса и создания стабильных условий его функционирования не были решены.[43]
С данной точкой зрения нельзя не согласиться, так как на сегодняшний день данные проблемы в области санаторно-курортного обслуживания действительно существуют. И далеко не каждый гражданин может оплатить путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 10 тысяч рублей.
ГЛАВА 3. ДОГОВОРЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Понятие договора в сфере курортной деятельности
В соответствии с Конституцией РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности» (ч.1 ст.34). Наиболее подходящей правовой формой для взаимоотношений субъектов в процессе такой деятельности является договор.
Таким образом, договор в настоящее время приобретает роль универсального регулятора взаимоотношений субъектов гражданско-правовых отношений. Закон предусматривает возможность гражданам и юридическим лицам приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Пункт 2 статьи 1 ГК РФ указывает, что все субъекты свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Данное положение развивается в п.4 ст.421 ГК РФ, где, в частности, отмечается, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. По мнению Т.В.Кашаниной цель, с которой заключается договор, составляет предмет сделки, взаимные права и обязанности сторон - его условия, совокупность условий - его содержание.[44]
Договор об оказании услуг получил в нашем законодательстве широкое распространение и является основной гражданско-правовой формой удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.
Соглашаясь с точкой зрения Кабалкина А.Ю. можно отметить, что гражданско-правовые отношения в сфере обслуживания оформляются договорами, заключаемыми организациями с гражданами.[45] Исходя из этого можно сказать, договор является тем необходимым средством, с помощью которого опосредуется широкий круг общественных отношений в сфере товарно-денежного оборота. Указанные отношения складываются между различными субъектами гражданского права и отличаются большим разнообразием. Поэтому и договоры, опосредующие различные группы общественных отношений, также характеризуются соответствующими особенностями. Например, существенной спецификой обладают договоры в области предпринимательства, в отношениях с участием граждан- потребителей.[46]
Среди договоров советского гражданского права, как отмечалось, нередко выделялись соглашения, направленные исключительно на обслуживание граждан. Выделяя договоры обслуживания, нередко имеют в виду лишь вполне определенные разновидности урегулированных в законе договорных типов; иногда же к договорам обслуживания относят ту или иную совокупность таких разновидностей.[47]
В теории гражданского права обсуждается вопрос о признаках, свойственных договорам об оказании услуг видам соглашений, относящихся к данной категории, а также о месте, которое они занимают в системе обязательственного права.
Кабалкин А.Ю. рассматривает гражданско-правовой договор в сфере обслуживания как специфическое вторичное образование, выражающее известное удвоение нормативного материала, в основе которого лежат определенные группы имущественно-стоимостных отношений.
Такое вторичное структурное образование, по мнению Кабалкина, можно назвать обязательство (договор) на обслуживание.[48]
При освещении договорных обязательств граждан со специализированными хозяйствующими субъектами, следует исходить из разграничения гражданско-правового регулирования различных имущественных отношений. С.Н. Братусь отмечает, что такая дифференциация основана на признании принципиальной однородности экономических связей, опосредуемых гражданским правом, независимо от состава участников, с учетом различий внутри этого единства, их подвидов, определяемых составом участников и характером самих отношений. Речь идет об особенностях гражданско-правового регулирования отношений, обоими сторонами которых выступают организации, и отношений, обоими участниками или одним из участников которых являются граждане.[49]
Система договоров в гражданском праве построена по различным классификационным признакам. По мнению Ю.Романца факторами, обусловливающими правовое регулирование, являются такие черты договорных отношений, как особенности предмета договора, субъектного состава его участников и т.д. Однако, наиболее существенный для права нормообразующий признак - это направленность обязательства, означающая конечный результат, на достижение которого направлены основные действия участников договора.[50] Исходя из этого можно заключить, что данные признаки определяют наиболее значимые правовые элементы договора, и, соответственно суть его содержания.
Следует также отметить, что договоры на обслуживание курортной деятельности относятся к группе договоров, направленных на выполнение работ или оказание услуг.
В области курортного обслуживания гражданско-правовому регулированию подлежат отношения разных субъектов: санаториев, пансионатов, субъектов, приобретающих путевки на санаторно-курортное лечение или иным образом контактирующих с лицом, оказывающим курортные услуги; граждан. Так как договор является регулятором имущественных отношений в сфере курортного обслуживания, то вся деятельность этой сферы строится на договорной основе. Начиная с учредительного договора, на основании которого хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность, заканчивая отдельными видами договоров, заключаемыми в данной области.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8