Рефераты. Гражданско-правовые вопросы курортного обслуживания






p> Вопрос о качестве предоставляемых услуг на сегодняшний день является наиболее спорным и менее регламентированным законодателем.

Правовой аспект понятия качества услуг заключается в том, что требования к качеству услуг подлежат использованию в силу законодательства.[20]

Качество услуги по договору возмездного оказания услуг
Гражданским Кодексом специально не регулируется по причине ее (услуги) неовеществленного содержания.[21] Законодатель предусматривает обязательность регулирования качества оказываемой потребителю услуги при помощи других законодательных актов, таких как Закон «О защите прав потребителей» [22] и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ним. Следует отметить, что указанный закон не предусматривает каких-либо критериев оценки качества услуг. Содержатся лишь критерии применительно к выполняемым работам. Для характеристики качества услуг предусматриваются такие понятия как: «категория», «класс», «разряд» и т.п.[23]

На практике возникает целый ряд вопросов, которые требуют своего разрешения относительно определения качества предоставляемых услуг, поскольку не наступление ожидаемого потребителем результата не является непременным свидетельством допущенного при оказании услуги недостатка, а, следовательно, не подлежат обязательному возмещению материальный ущерб.[24]

В зависимости от условий договора к некоторым услугам применяются понятия явных и скрытых недостатков, например, при оказании некоторых медицинских услуг.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении[25] специально разъясняет содержание термина «существенный недостаток». Под существенным недостатком в оказанной услуге и иным отступлениям от условий договора, дающими потребителю в соответствии с п.1 ст.30 «Закона о защите прав потребителей» [26] право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным использование результатов услуги в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат услуги иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь.

Это положение является весьма существенным, поскольку в сфере предоставления курортных услуг зачастую возникает неопределенность, вызванная тем, что неизвестно на что рассчитывал потребитель, что должен был произвести исполнитель и посягнули ли его действия на права потребителя.

Отделы и комитеты по защите прав потребителей органов местного самоуправления в курортных регионах часто получают заявления от граждан с просьбой помочь «вернуть» деньги и получить компенсацию за нанесенный вред в результате введения их в заблуждение относительно качества предоставляемых курортных услуг. Как правило, эти вопросы не доходят до рассмотрения суда. Спор улаживается непосредственно между исполнителем
(услугодателем) и потребителем (услугополучателем). Однако следует иметь в виду, что данные правоотношения не стали и не могут стать прецедентом в
РФ и поэтому сложный вопрос о качестве предоставляемых услуг должен быть решен законодателем четко и ясно.

Итак, можно подвести итог: отрасль курортных услуг существует как самостоятельный институт, который находится на данный исторический момент в стадии разработки и становления. Не урегулированных на законодательном уровне, а также на уровне практической деятельности ряд вопросов, только мешает нормальному развитию индустрии курортного обслуживания.

Вопросы правовой регламентации деятельности по оказанию услуг, а также критерий определения качества услуг вообще и курортных услуг, в частности, является спорным, существуют противоречия и разногласия в законодательстве.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КУРОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1 Акционерные общества

На сегодняшний день существуют различные санаторно-курортные учреждения, оказывающие услуги в сфере курортного обслуживания. Все эти хозяйствующие субъекты представлены в настоящее время в различных организационно-правовых формах. Это, прежде всего, связано с процессом приватизации, ибо массовое разгосударствление предприятий курортного сервиса можно считать уже свершившимся фактом. Однако, до недавнего времени санаторно-курортный комплекс находился в иных условиях.

4 апреля 1919 года Совет Народных Комиссаров своим декретом «О лечебных местностях государственного значения» провозгласил курорты общенациональной собственностью и на долгие годы определил основные принципы курортного обслуживания в стране: государственный характер, массовость, доступность, высокое качество и специализация медицинской помощи, участие профсоюзов в организации и оздоровления трудящихся.

Санатории стали передаваться профсоюзам уже с 1918 года. Только один раз, в 1956 году, была предпринята попытка передать санатории из ведения профсоюзов Министерству здравоохранения и на его базе создать
Управление курортами.[27] Но уже через четыре года, в 1960 году, большая часть здравниц вновь передается профсоюзам.

Существовавшая ранее социалистическая собственность: государственная (общенародная), колхозно-кооперативная, а также профсоюзная и собственность иных общественных организаций, практически определила характер собственности санаториев. Все крупные здравницы находились в собственности Федерации независимых профсоюзов России.

Новые политические и социально-экономические условия вызвали существенное изменение в санаторно-курортном обслуживании. Так, подверглись изменениям, прежде всего организационно-правовые формы курортных учреждений.

Предпринимательская деятельность вообще и реализация курортных услуг в частности, подразумевает, прежде всего деятельность коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей и, с определенными ограничениями, некоммерческих организаций.

На сегодняшний день в сфере курортного обслуживания преобладающей формой собственности стала акционерная, преобладающей организационно- правовой формой предприятия - акционерное общество (далее АО).

Санатории, пансионаты, дома отдыха, находящиеся на территории
Федерального курортного региона Анапа, в основном акционированы и приватизированы. В период процесса приватизации было принято множество нормативных актов, основным из которых является Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 3 июля 1997 года.[28]
Профсоюзы, которым принадлежала львиная доля здравниц, от руководства ими фактически отстранены.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций ( ст.96 ч.1 ГК РФ ).

При всем многообразии акционерных обществ (численность, профиль, величина капитала и т.д.) их функции, в общем случае- единообразны, работу каждого АО графически можно представить в виде шестигранника, стороны которого именуются: учреждение (в т.ч. регистрация); финансы; ценные бумаги; управление; труд; договорная деятельность.[29]

Содержание организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов в сфере курортного обслуживания, наиболее удобно рассматривать именно с позиции содержания их учредительных документов, которыми являются УСТАВ.

Устав акционерного общества является единственным учредительным документом и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование общества, тип общества, информация об акциях, права акционеров, размер уставного капитала, структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений, порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, сведения о филиалах и представительствах общества, иные сведения, предусмотренные Законом «Об акционерных обществах.[30]

Акционерное общество образуется либо путем учреждения (образование нового АО), либо путем реорганизации уже существующего юридического лица. К примеру, Устав закрытого акционерного общества (далее ЗАО) «Санаторий
Надежда» в главе 1 «Учреждение Общества» п.1.1 указывает, что Общество создано путем последовательного преобразования арендного предприятия санатория имени Н.К.Крупской в акционерное общество закрытого типа (далее
АОЗТ) «Санаторий Надежда» в одноименное закрытое АО с сохранением правопреемства.[31]

В момент создания юридического лица, т.е. с даты его государственной регистрации, у него возникает правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

До принятия ГК РФ в законодательстве была закреплена специальная правоспособность юридического лица (ст.26 ГК РСФСР 1964 г.,ст.12 Основ гражданского законодательства), что предполагало наделение организации только теми гражданскими правами и возложение на нее только тех обязанностей, которые соответствовали целям деятельности, указанным в уставе.

Специальная правоспособность сохранена только в отношении ограниченного перечня юридических лиц, к которым отнесены учреждения, финансируемые собственником, иные некоммерческие организации, унитарные предприятия и некоторые иные прямо указанные в законе коммерческие организации.[32]

Организация может добровольно ограничить свою правоспособность и превратить ее тем самым в специальную, ГК по этому поводу не содержит каких- либо запретов. Причиной подобного ограничения может быть желание учредителей (участников) коммерческой организации предотвратить ее уклонение от тех целей, ради которых она создана, или занятие такой деятельностью, которая не отвечает их интересам.

На основании вышесказанного можно отметить, что субъекты, оказывающие курортные услуги, как правило наделены общей правоспособностью, однако, они не лишены возможности приобрести специальную правоспособность.

Почти все существующие на данный момент санаторно-курортные учреждения преобразованы либо в АО (закрытого или открытого типа), либо в общества с ограниченной ответственностью, а также в форме филиалов и представительств предприятий. Как правило, это предприятия разных областей деятельности, расположенные на территории РФ: Урал, Сибирь и другие регионы.

В фирменном наименовании указанных обществ указывается полное и сокращенное название общества. На Российских курортах чаще всего встречаются в наименовании такие слова как «Санаторий» и «Пансионат» (это касается именно крупных юридических лиц, таких как акционерное общество).

В чем же заключается разница между этими субъектами. Принципиальная разница состоит в их предназначении.

ПАНСИОНАТ - это оздоровительное учреждение типа дома отдыха, предназначенное для всех здоровых людей на курорте (главным образом климатическом) или в пригородной зоне отдыха[33].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.