Рефераты. Государственное устройство Канады






Функциями Правительства Канады являются разработка и осуществление различных федеральный программ, создание и ликвидации органов государственной власти, подготовка законопроектов, заключение международных договоров и соглашений и т.п. Правительство имеет прерогативу в области финансового законодательства и самостоятельно контролирует собственную внутреннюю организацию. Особенной функцией канадского Правительства в области законодательства является разработка и принятие административных распоряжений, фактически готовых законов, так называемых «указов-в-совете».

Большинство действий Правительства должно подтверждаться на заседаниях палаты общин, но это обычно не составляет труда, особенно если Правительство представлено партией парламентского большинства.

Особенность канадского Правительства заключается в «принципе репрезентативности» / 3 с. 118/. В соответствии с этим принципом при формировании кабинета министров учитывается ряд факторов, такие как территориально географический, религиозных и этнонациональный. Со времени получения Канадой статуса  доминиона традиционно в составе Правительства присутствуют представители всех провинций, двух основных конфессий (католиков и   протестантов) а также двух основных лингвистических сообществ (англо- и франко-канадцев). В последнее время в связи с увеличением в населении страны национальных меньшинств их представители всё чаще стали становиться министрами.

Ещё одной специфической чертой формирования канадской исполнительной власти является «принцип региональной привязки». /3, с. 118/ В соответствии с данным принципом назначение на определённый министерский пост от той или мной провинции связано с экономической спецификой. Для примера, главой министерства рыбного хозяйства обычно становится выходец Британской Колумбии или атлантических провинций.

Очередной особенностью канадской системы исполнительной власти является институт политических министров. Он включает в себя осуществление контроля и патронажа министром над своей провинцией обычно про поручению главы правительства. В сферу деятельности политических министров входят распределение государственных заказов частным компаниям а также назначение представителей данной провинции на высокие государственные посты.

В последние десятилетия прерогативы Федерального Правительства растут. Оно играет очень важную роль в практическом функционировании государственно-политической системы Канады.












2.3 Судебная  власть



Высшей юридической властью в Канаде является Верховный суд. Его роль, место и функции в государственно-политической системе Канады были определены с принятием специального Акта о Верховном суде Канады, в 1875 году принятым Федеральным Парламентом. Но несмотря на организацию Верховного суда, он ещё долго не являлся высшей судебной инстанцией страны. До 1933 года по уголовным, а до 1949 и по всем остальным делам  эта функция принадлежала Судебному комитету Тайного совета Великобритании. Только в 1949 году Федеральный Парламент принял новый акт о Верховном суде Канады, который признал его право осуществлять высшую юридическую власть в стране.

Состав, структура и функции современного Верховного суда Канады регулируются федеральным законом 1970 года в соответствии с которым главой суда является председатель, именуемый «главным судьёй» и восьми членов, которые назначаются генерал-губернатором, фактически же – премьер-министром и могут быть отправлены в отставку только по рекомендации обеих палат Парламента. Срок полномочий членов Верховного суда сохраняется до достижения ими 75 лет.

Функциями Верховного суда являются не только рассмотрение и вынесение окончательных приговоров по гражданским и уголовным делам, но также толкование конституционных норм и положений в виду отсутствия в Канаде Конституционного суда. Верховный суд Канады является и высшей апелляционной инстанцией, а в последние десятилетия играет значительную роль в урегулировании отношений между федеральным центром и провинциями. /3, с. 108-109/.



3.     Разграничение властной компетенции между федерацией и её субъектами.



Субъектами Канадской федерации являются 10 провинций (Онтарио, Квебек, остров Принца Эдуарда, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Лабрадор и Ньюфаундленд, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и 3 территории (Юкон, Нунавут и Северо-западные территории).

Организация власти канадских провинций была установлена Актом о Конституции 1867 года и затем дополнена договорами между федеральным центром и региональными правительствами. Согласно канадской конституции, формальным главой исполнительной власти в провинциях является назначаемый генерал-губернатором лейтенант-губернатор. Фактически же властными полномочиями обладает премьер-министр и формируемый им кабинет министров. Законодательную власть представляет однопалатная легислатура, судебную – Верховный суд. Необходимо отметить, что провинциальный премьер-министр обладает в своей провинции даже более широкими, чем  федеральный глава правительства, полномочиями. Не встречая практически никакого противодействия со стороны легислатур, премьер-министр единолично назначает людей  на ключевые посты, судей Верховного суда, реализует провинциальные программы.   

Вопросы организации местного самоуправления в Канаде  являются приоритетом субъектов федерации и не входят в компетенцию центрального правительства, поэтому муниципальная организация не является идентичной в каждой провинции и может существенно отличаться. /4, с. 50/

В канадской системе отношений центра и регионов очень большое значение имеет вопрос разграничения полномочий, особенно с ростом сепаратизма в Квебеке и западных провинциях страны.

Несмотря на то, что «отцы конфедерации» избрали для будущего нового государства федеративное устройство, они были уверены в том, что центральное Правительство должно было обладать всеми полномочиями государственной власти над провинциями и при необходимости нарушать автономный статус  провинций. Прерогатива федеральных законов над местными была закреплена в Акте о Британской Северной Америке 1867 года.

К сфере  компетенции федерального правительства относились вопросы финансов, бюджета, торговли и обмена, обороны, налогообложения, денежных займов, системы связи, заработной платы, банковского дела, уголовного права, международных вопросов и др. Статья 24 Акта о Британской Северной Америке гласила о том, что провинция может добровольно отказаться от части своих полномочий в пользу федерального правительства. Статья 90 гласила, что генерал-губернатор имеет право налагать вето на решения провинциальный легислатур по тем вопросам, которые, согласно Акту, являются прерогативой федерального центра.

К сферам  компетенции провинций относились также весьма важные вопросы: прямое налогообложение, местное законодательство, формирование муниципалитетов, займы и кредиты из средств провинций, природные ресурсы, находящиеся в ведомстве провинций, судопроизводство, имущественные и гражданские права. Самым спорным вопросом провинциальной компетенции оказалось просвещение, служившее постоянным источником конфликтов между англоязычным населением Канады и франкофонами.

Согласно Акту о Британской Северной Америке 1867 года совместная, т.е. конкурирующая компетенция между провинциями и федеральным центром была установлена в сферах сельского хозяйства и иммиграции.

В дальнейшем происходило укрепление провинциальной автономии и даже расширение полномочий канадских провинций. Основной причиной развития самоуправления послужила организация канадского сената. Являясь назначаемым органом, скопированным с палаты лордов унитарной Великобритании, он не мог выполнять свою главную функцию регионального представительства, поэтому в Канаде главными выразителями интересов провинций на федеральном уровне стали не сенаторы, а правительства самих провинций.

Но наряду с расширением автономии провинций происходил процесс укрепления вертикали власти и в федерации, особенно после начала сепаратистского курса правительств провинций Квебек, Британская Колумбия и Альберта.

Особенностью взаимоотношений канадских провинций и федерального центра  явился институт федерально-провинциальных конференций. Они проводятся по различным вопросам и на различных уровнях – от встреч премьер-министров до встреч сотрудников министерств. Про подобные конференции ничего не сказано в Конституции, но традиционно они проводятся не менее раза в 8 месяцев и в последнее время составляют весьма важную часть в конструктивных взаимоотношениях федерального центра и регионов.

















Заключение.


         Канада является парламентской федерацией, состоящей из 10 провинций и 3 территорий. Основным документом, юридически утверждающим её государственное устройство является Акт о Британской Северной Америке, ставшей основой для современной канадской Конституции 1982 года.

         Несмотря на то, что первоначально страна была названа конфедерацией, фактически она является федеративным государством в связи с глубокой интеграцией провинций и территорий, а также прерогативой центрального правительства над местными.

         Главой канадского государства является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но фактически они являются декоративным элементом политической системы Канады, выполняя церемониальные функции. Фактическим главой исполнительной власти считается обладающий широкими полномочиями премьер-министр и формируемый им кабинет министров.

         Законодательная власть Канады представлена двухпалатным Федеральным Парламентом, состоящей из выбираемой прямым, равным и тайным голосованием палаты общин и назначаемым сенатом.

         Судебной властью в Канаде является Верховный суд, рассматривающий вопросы уголовного, гражданского и конституционного права.

         В вопросах разграничения властной компетенции центра и регионов все самые важные вопросы находятся в ведении федерального правительства, хотя объём провинции обладают значительной автономией.

         Государственное устройство Канады не является идеальным. В последнее время особую актуальность приобрели явления сепаратизма среди нескольких канадских провинций. В связи с этим во имя сохранения целостности страны необходим пересмотр некоторых положений канадского государственного устройства. ка привлечения их представител

Список использованной литературы.



1.     Данилов С.Ю. Политико-государственный механизм современной Канады: сравнительные исторические исследования / С.Ю. Данилов. – М.: Политиздат, 1991. – 133 с.

2.     Мелкумов А.А. Канадский федерализм теория и практика / А.А. Мелкумов. – М.: Наука, 1998. – 222 с.

3.     Мелкумов А.А. Особенности государственно-политического устройства Канады / А.А. Мелкумов // Вестник Московского университета, серия 12, политические науки. – 2000. – № 3. – С. 103 – 120.

4.     Моргачев В.И. Формы и методы территориального устройства в США и Канаде / В.И. Моргачев /отв. редактор Л.И. Евенко. – М.: Наука, 1987. – 143 с.

5.     Шило В. Канадский федерализм в тисках национально-правового кризиса [Электронный ресурс] / В. Шило // www.rau.su/observer/N5-6_97/5-6_09.htm. - 4.12.2004

6.     Шляфер Л.Г. Канада: география, экономика, право / Л.Г. Шляфер. – М.: Московский издательский дом, 1999. – 104 с.

7.     Яковино, Р. Обзор концепций канадского федерализма. [Электронный ресурс] / Р. Яковино // www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n10/9/. – 4.12.2004.


[1] Франкофоны – лица, считающие французский своим родным языком.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.