Рефераты. Государственное устройство Канады






В настоящее время Канада является страной с несовершенной двухпартийной системой, т.е. в качестве основных субъектов в стране действуют две основные партии, время от времени блокирующиеся с рядом мелких политических сил. Главными партиями Канады являются либеральная и прогрессивно-консервативная. В начале XX века появились партии социалистической ориентации, в 60-ые годы возникла региональная, сепаратистки настроенная Квебекская партия, в данный момент обладающая некоторым влиянием в Парламенте. В 70-80-ые годы появилось несколько в основном региональных партий – также сепаратистки настроенные Партия Западной Канады и Партия реформ, экологические движения «зелёных», национальные объединения индейцев и инуитов. я некоторым влиянием в Парламенте.сил.збирательного округа, так как й.  легислатурамимерике).

         Партийные фракции создаются по признаку партийной принадлежности после избрания очередного состава палаты общин. Лидер партии, получившей большинство голосов на выборах, с одобрения Парламента формирует Правительство страны. 

         Верхней палатой канадского Парламента является сенат. Важная особенность сената заключается в том, что он был сформирован по образцу палаты лордов в Великобритании. Его состав формально назначается генерал-губернатором, а фактически – премьер-министром. Чаще всего члены сената имеют одинаковую с премьер-министром партийность. На протяжении нескольких десятков лет порядок формирования сената вызывает недовольство многих политических сил. В 80-ые годы XX века были предприняты попытки реформирования сената, но они не увенчались успехом.

         В основе формирования верхней палаты канадского парламента лежит «принцип равного регионального представительства» /1, с. 79/. Из 105 членов сената 24 представителя имеют Онтарио и Квебек, западные провинции – по 6 мест, атлантические провинции по 10 мест, кроме острова Принца Эдуарда, - у него всего 4 места, и Ньюфаундленда – у него 6 мест. Территории Канады имеют по одному сенатору.

         Для того, чтобы стать сенатором, необходимо являться гражданином Канады, быть старше 30 и младше 75 лет, обладать имуществом не менее чем на 4000 канадских долларов, а также проживать в провинции, представителем которой сенатор является.   

         По идее сенат призван представлять в Парламенте региональные интересы Канады, но на практике из-за форм и методов формирования, он фактически не способен выполнять возложенные на него функции и наряду с палатой лордов в Великобритании, является пережитком политической системы, тем не менее традиционно сохраняемым.

         Помимо представления интересов провинций и территорий Канады, функция верхней палаты заключается в одобрении и внесении поправок в законопроекты, принятые палатой общин.

         Для обеспечения своей работы обе палаты канадского Парламента формируют руководящие органы, играющие важную роль и их практической деятельности. Главой руководящих органов нижней палаты является спикер, которые избирается до первого заседания нового состава палаты общин. Спикер является членом парламента и осуществляет функции ведения заседания палаты общин, слежения за исполнением парламентской дисциплины, контроля деятельности всего руководящего аппарата палаты общин. По установившейся традиции кандидатура спикера избирается из числа членов парламента, составляющих фракцию правящей партии. Для спикера желательно владение двумя государственными языками Канады – английским и французским. В случае, если спикер является носителем только одного их вышеперечисленных языков, то его заместитель обязательно избирается из среды носителей другого государственного языка Канады.

         В отличие от спикера нижней палаты, спикер сената назначается решением генерал-губернатора, но фактически по рекомендации премьер-министра. Кроме него членами руководящих органов сената являются лидер правительственного большинства, лидер оппозиции, главные организаторы правящей и оппозиционной партий, клерк сената и его помощник, председатель сенатских комитетов, глава административного аппарата сената.

         Для рассмотрения, обсуждения и решения различных вопросов Парламент Канады образует постоянно действующие комитеты, главной функцией которых является подготовка, изучение и внесение поправок в законопроекты. Комитеты формируются по отраслевому принципу и состоят из 10-15 человек. /1, с. 81-82/

         В соответствии  с Конституцией, деятельность Парламента осуществляется на сессиях, прерываемых рождественскими, пасхальными и летними каникулами. Сессии вновь избранного канадского парламента сзываются генерал-губернатором. Предусматривается также чрезвычайный созыв сессии, происходящий по инициативе спикера, премьер-министра или генерал-губернатора.

         Законодательный процесс в канадском Парламенте включает в себя такие элементы как законодательная инициатива, обсуждение  законопроектов на пленарных заседаниях сессии и в комитетах, принятие и утверждение, а также опубликование закона. Правом законодательной инициативы в Канаде обладают депутаты обеих палат Парламента и члены Правительства. Члены Парламента на каждой сессии вносят от своего имени большое количество законопроектов, но лишь малая их часть достигает стадии голосования в связи с большой загруженностью работой и невозможностью рассмотрения всех законопроектов.  

         Для проведения заседания необходим кворум. Следуя регламенту, кворум для палаты общин составляет 20, а для сената 15 человек. В случае отсутствия кворума заседание палаты переносится спикером на  следующий день.

         Обе палаты Парламента обладают правом абсолютного вето на любые законопроекты, кроме финансовых. Также сенат имеет право вето на конституционные изменения сроком до 180 дней.

          С работой Парламента тесно связан вопрос парламентского контроля. В Канаде он заключается  в обсуждении основных направлений политики Правительства, исполнения бюджета, запросах, контроле через особых должностных лиц и выражение доверия или недоверия правительству страны. /1, с. 85-90/

          Для Канады, как и для многих стран современного мира, характерно падение значения Парламента и увеличение роли Правительства в осуществлении власти. Но несмотря на это законодательная власть продолжает  являться важнейшим компонентов в политической системе Канады.

          2.2. Исполнительная власть.



          Федеральное Правительство Канады является центральным органом исполнительной власти, вырабатывающим и приводящим в жизнь государственную политику.

          Органы исполнительной власти в Канаде неоднократно менялись на разных исторических этапах. До 1763 года главой колонии Французская Канада был губернатор, затем английский генерал-губернатор, подчиняющийся только монарху. В связи с Союзным актом 1840 года был сформирован исполнительный совет, подчинённый генерал-губернатору, а в 1848 году, с предоставлением статуса автономии, исполнительный совет стал напоминать правительство в полном смысле этого слова. Первое общеканадское Правительство было создано в 1867 году, когда Канада стала британским доминионом.

          Особенностью формирования исполнительной власти Канады является формальная и фактическая стороны. Формально главой государства и правительства в Канаде является монарх, представленным генерал-губернатором, который в свою очередь назначает Тайный Совет. Фактически же главой правительства является премьер-министр и назначаемый им с одобрения палаты общин кабинет министров.

          Институт генерал-губернаторства закреплён в Акте о Конституции (статьи 11-15) и по закону генерал-губернатор, представляя на земле Канады британского монарха – главу Канадской федерации, обладает очень широкими полномочиями. Он назначает членов Тайного совета, сената, судебных инстанций, лейтенант-губернаторов провинций. Также он утверждает или отклоняет законопроекты, одобренные обеими палатами Парламента, определяет время его созыва и роспуска, даты выборов в палату общин а также является главнокомандующим вооружёнными силами страны.

          Несмотря на столь широкие властные прерогативы, генерал-губернатор вкупе с монархом играет чисто декоративную роль «безвластного главы государства». /1, с. 97/ В настоящее время его роль сводится к подтверждению решений других органов власти и осуществлению церемониальных функций. Политический рейтинг у генерал-губернатора весьма невысок – он часто проигрывает не только премьер-министру, но и федеральным и провинциальным министрам, судьям и мэрам городов.рах  осуществляет кабинет министров, возглавляемый премьре-м

          Что касается монарха, то здесь важное значение имеют духовные традиции связи Канады со своей бывшей метрополией. Сохранение монархической формы правления устраивает не всех канадцев – особенно молодого поколения и франкофонов, в то время как старшее поколение и англо-канадцы более спокойно относятся к устаревшим институтам власти. Учитывая мирный, конституционный и постепенный процесс изменения государственного устройства Канады, некоторые её общественно-политические деятели не исключают, что через несколько десятков лет Канада может стать республикой. Сторонники монархизма наоборот предполагают основание собственной королевской династии Канады с сохранением современных функций монарха.

          Фактическое руководство государственной политикой Канады во всех сферах  осуществляет кабинет министров, возглавляемый премьер-министром и  являющийся Федеральным Правительством Канады.

          Премьер-министр Канады является центральной фигурой в системе не только исполнительной, но и всей государственной власти. «Он обладает весьма широкими полномочиями и большой свободой действий». /3, с. 119/ При принятии решений глава правительства может не только не прислушиваться к мнению собственной партии, но также и к мнению кабинета министров. Его слово является последним при принятии любых решений. В Правительстве действует принцип политической солидарности, согласно которому все министры, независимо от их личного мнения, должны согласиться с мнением премьер-министра.   Очень часто при обсуждении важных государственных проблем глава правительства привлекает не сколько министров, сколько личных советников и близких государственных чиновников.

Поскольку Канада является парламентским государством, то её Правительство как правило формируется партией или коалицией, занявшей большинство мест в палате общин, хотя в истории Канады были и «правительства меньшинства».  Лидер партии или коалиции назначает кабинет министров, через неделю одобряемый или неодобряемый палатой общин. Как правило, министрами становятся члены парламента, три дня в неделю обязанные участвовать в его сессиях.

 Если Парламент недоволен результатами деятельности Правительства, то может выразить ему вотум недоверия; тогда правительство обязано уйти в отставку.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.