Рефераты. Форма государственного устройства






Этот  способ  размежевания  компетенции  является  довольно сложным, использование  его затруднено  ввиду сходства  многих вопросов, расписанных  по  разным  рубрикам.  Такую детализацию  конституции федеративных государств, кроме Индии, не используют.                   

 Наконец,  пятый  способ  размежевания  компетенции  присущ  конституциям  Пакистана, Нигерии  и некоторых  других стран.  Он заключается в том, что конституция дает перечень только  двух сфер:  федеральной и совместной   компетенции.   Перечня   же   исключительных   полномочий субъектов не существует (в конституции Пакистана,  правда, о  нем упоминается, но  на деле  его нет).  Конституция содержит  общую формулировку: все вопросы, которые не вошли в указанные два перечня (остаточные  полномочия),  относятся к  исключительному ведению  субъектов федерации, и в этой  сфере закон  субъекта федерации  имеет преимущество по отношению к федеральному закону, т.е.  действует закон  субъекта, а не  федеральный закон.  Такой подход  имеет преимущества  по сравнению с  охарактеризованной  выше  трехчленной  классификацией.  Он избавляет  от  излишней  «жесткости»  списков  (а  при любой  тщательности их составления что-то может быть упущено, забыто),  способствует укреплению самостоятельности  субъектов в  рамках федеральной  конституции. В новейших  федеральных  конституциях   все  чаще   используется  именно этот способ.                                                         

Наряду  с  рассмотренными  пятью  основными   способами  размежевания  компетенции  в  некоторых  конституциях  федераций  применяются и другие способы. Так, в Австрии разделены  вопросы, относящиеся  к компетенции  законодательной  и  исполнительной  власти  федерации  и  ее субъектов.  Конституция  этой  страны  содержит также  понятие «основы законодательства». Их  устанавливает федерация,  а субъекты  (земли) в соответствии с этим  издают местные  законы. Оригинальный  способ размежевания  компетенции  применен  конституцией  Бразилии  1988  г. Она предусматривает размежевание  предметов ведения  при участии  не толь ко федерации и штатов,  как это  принято в  других государствах,  но и федерального  округа  и  муниципий (в  последнем случае  - административно-территориальных  единиц внутри  штатов). Эта  конституция различает:   исключительную   компетенцию  союза   (федерации),  совместную компетенцию союза, штатов,  федерального округа  и муниципий  и, наконец, компетенцию союза, штатов и федерального округа  по законодательству.  Остаточные  полномочия  отнесены  либо  к  компетенции  штатов, либо к компетенции муниципий[20].  

Российская Федерация по форме государственного устройства является смешанной федерацией, при которой реализуются принципы образования субъектов федерации по национальному и территориальному признаку.                   

                                                             

Заключение

Форма государственного устройства – это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями. Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства.

Местные территориальные единицы являются подразделениями унитарных государств и субъектов федераций, а также иных регионов, пользующихся государственной автономией.

Местное управление – это управленческая деятельность  в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление через назначаемые вышестоящей властью административные органы.

Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.

Органы местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свою автономию не только от ретивых местных администраторов, но даже от парламентов, президентов и правительств.  

Таким образом форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.









Список литературы


1.                                   Конституция Российской Федерации М. 1993

2.                                   Абдулатипов Р.Г.,  Болтенкова Л.Ф.,  Яров Ю.Ф.Федерализм в истории России.  В 3 кн.  Кн.1. - М.: Республика, 2000.

3.                                   Аболин О.Ю.  Всемирный и европейский федерализм:  вероятные перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 142-149.

4.                                   Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 2002.

5.                                   Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М., 2001.

6.                                   Макарычев А.А. Федерализм и регионализм: европейские традиции,  российские  перспективы//Полис.  -  1994.  -  N 5.  - С. 152-156.

7.                                   «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999 г.

8.                                   Натан Р.П.,  Хоффман Э.П.  Современный федерализм//Международная жизнь. - 1991. - N 4. - С. 34-48.

9.                                   Осбори Р. Национальное самоопределение и целостность государства//Общественные науки и современность.  - 1993. - N 5. - С. 122-126.

10.                              Остеруд О.  Суверенная государственность и национальное самоопределение//Этнографическое обозрение.  - 1994. - N 2. - С. 18-26.

11.                              Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2003.

12.                              Четвернин В.А. Понятия права и государства. М., 1999.

13.                               «Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 2003 г.

14.                              Шестопал А. Из мирового опыта федерализма//Общественные науки и современность. - 1994. - N 1. - С. 99-103.



[1] «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 864


[2] «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 564

[3] «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 648

[4]  «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 238

[5] «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 240

[6] «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 644


[7] «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 445


[8] «Конституции зарубежных государств»: учебное пособие, под ред.  В.В. Маклакова, М.  1999г. с. 143


[9] «Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 387

[10] «Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. 388

[11] «Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 564

[12] «Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 127


[13]  Макарычев А.А. Федерализм и регионализм: европейские традиции,  российские  перспективы//Полис.  -  1994.  -  N 5.  - С. 152-156.

[14] «Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 134

[15] Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 649

[16] Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 245

[17] Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 348

[18] Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 764

[19] Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 538

[20] Конституционное право зарубежных стран»: учебник, под ред. В.Е. Чиркина,   М. 1999г. с 659


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.