Рефераты. Форма государственного устройства






Унитарные  государства состоят  из политико-административных   или    административных   территориальных  единиц,  статус   которых  регулируется   главным  образом актами  текущего законодательства  центральной власти.  В унитарных  государствах  действует,  как  правило,  единая система законодательства,  единая  система  государственной администрации,  единая судебная  система. Если  же какой-то  части страны предоставлена  национально-территориальная автономия,  то здесь могут  быть  особенности:  например,  общегосударственные законы,   затрагивающие   сферу  законодательной   автономии  такой государствоподобной  единицы,  на  ее территории  не действуют, по крайней мере, без ее согласия.  В   подавляющем   большинстве   современных   унитарных   государств  основное   территориальное  деление   является  политико-административным.  Наряду  с  ним   во  многих   странах  имеются административно-территориальные    единицы   как    общего   типа (например,  округа  в  Германии,  области  в Болгарии),  где действуют  органы  общей  администрации,  так  и  специального,  где действуют   специализированные  государственные   органы  (судебные округа, военные округа и т.п.).                            

Число   ступеней   политико-административного   деления   зависит  от  численности  населения  и  размеров  территории  страны, однако,  зависимость  эта  не  жесткая:  иногда  в   менее  крупных странах  число ступеней  большее, чем  в более  крупных. Скажем, если  Великобритания  имеет  три  уровня  территориального  деления, то Франция - четыре.                                        

Современные   тенденции   в   развитии  политико-административного   деления   заключаются  в   укрупнении  низовых   единиц  и регионализации  -  создании  крупных   регионов  как   путем  укрупнения  высших  единиц,  так  и  путем  учреждения  нового высшего  их  уровня,  что  было сделано,  например, во  Франции, Испании,  Италии.  Малые  единицы,  унаследованные   от  истории, не  в  состоянии  должным  образом  удовлетворять  местные  социальные  потребности,  а современные  средства транспорта  и связи облегчают  возможность  быстро  преодолевать  расстояния  и  оперативно   решать   вопросы  административного   обслуживания  жителей.   В  данном  случае речь  идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.       

Во  многих  странах  процессы  урбанизации  привели  к  возникновению  обширных  городских  агломераций,  однако,  как правило, они  не  преобразовались  в  единые  территориальные  структуры и не  имеют  общих  органов  публичной  власти; создаются  координационные  органы. Все  чаще  городские  и  сельские  общины  создают  союзы  (синдикаты)   с  общими органами,  которым  передаются   некоторые  полномочия   общин  и средства, необходимые для их реализации.                        

Некоторые  конституции  стали   отражать  и   регулировать  эти процессы.  Например,  в  Конституции  штата  Минас  Жераис  (Бразилия)  1989  года  регионализации  специально   посвящен  раздел VII части III (ст. 41 - 51)[2]. Согласно этим положениям, штат будет принимать  административные   меры,  чтобы   объединять  планирование,  организацию  и  осуществление  публичных  функций,  представляющих  общий  интерес,   в  районах   интенсивной  урбанизации.   Он   должен   содействовать   сокращению   межрегиональных различий  посредством  формирования  региональных   и  секторальных  планов,  программ  и  проектов,  направленных   на  развитие территориальных   коллективов   в   единый   геоэкономический   и социальный   комплекс,  включению   муниципий  со   скудными  ресурсами   в   интенсивное   региональное  социально-экономическое развитие.                                                     

Штат  должен  учредить  столичный  регион    и  городские  агломерации  путем   объединения  сопредельных муниципий   с  целью   выравнивания  развития   населенных  местностей,  охватываемых  региональной  единицей.   Городская  агломерация  должна  охватывать  не  менее  300  тыс.  жителей  и  не менее  трех  муниципий.  Кроме  того,  по   инициативе  муниципий должны  учреждаться  микрорегионы   для  решения   проблем  местного  населения   (административное  и   коммунальное  обслуживание,  дорожное  строительство и  пр.) при  техническом содействии штата.   Наконец,   предусмотрено   учреждение   штатом  регионов развития  -  автаркических  (т.е.   самообеспечивающихся)  территорий  для   планирования  и   ориентации  публичных   функций  и услуг  в интересах  общего развития  на благо  населения соответствующего геоэкономического и социального комплекса.           

В положении  ст.  289 колумбийской  Конституции[3],  согласно  которому  департаменты   и  муниципии,   расположенные  в   пограничных  зонах,   должны  непосредственно  взаимодействовать  с  пограничными   единицами  соответствующего  уровня  сопредельной  страны  в   реализации  программ кооперации  и  интеграции,  направленных  на  обеспечение общего, совместного      развития,   общественного  обслуживания и сохранения окружающей среды.                             

Что  же  касается  упомянутых  в  той же  колумбийской Конституции  аборигенных  территориальных  единиц,  в   которых  проживают индейские племена, то в соответствии с ее ст. 329 -  330 эти единицы  определяются   Национальным  правительством   с  участием  аборигенных   сообществ.  Резервации    являются коллективной  собственностью  и  неотчуждаемы.  В  случае,  когда аборигенная   территория   включает   территории,   принадлежащие двум  или  более  департаментам  (единицам   областного  уровня), административное   управление   ею   осуществляется  аборигенными советами  в  координации  с  губернаторами   соответствующих  департаментов.  В   рамках   Конституции  и   законов  аборигенные территории   управляются   советами,  которые   сформированы  и действуют  на  основе  обычаев   и  традиций   проживающих  там сообществ.  Эксплуатация  природных  ресурсов  аборигенных территорий  не  должна  наносить  ущерб  культурной,  социальной и экономической  целостности  аборигенных  сообществ.  При принятии  решений  о  такой  эксплуатации  Правительство  должно поощрять  участие  в  этом  представителей  соответствующих сообществ.                                                        

С  точки  зрения   организации  публичной   власти  унитарные государства  можно  разделить  на  децентрализованные,  относительно децентрализованные и централизованные.                  

В   децентрализованных   унитарных   государствах  существует конституционное  распределение  полномочий   между  центральной властью  и  территориальными  единицами  высшего   уровня.  Это сближает их с федеративными государствами.                     

Например,  согласно  ст.  117  Конституции  Итальянской  Республики 1947 года[4], в  пределах основных  принципов, установленных законами  государства, и  при условии  непротиворечия национальным  интересам  и  интересам  других областей  область может  издавать  законодательные  нормы  по 18  позициям (организация  ведомств  и  административных  единиц  областного подчинения,  границы  общин,  местная  полиция,  градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным  конституционными   законами.  Области   также  могут наделяться  правом  издавать  нормы  для  проведения   в  жизнь общегосударственных  законов.  Учитывая  содержащиеся  в статье оговорки,  следует признать,  что перечисленные  предметы ведения  образуют  совместную   сферу  компетенции   государства  и областей,  а исключительной  сферы ведения  в отличие  от субъектов федераций области не имеют.  Напротив, все,  что находится  за  пределами  ст.  117,  составляет  исключительную  сферу ведения государства.                                          

По вопросам,  кроме  тех,  которые  общегосударственными  законами  передаются  в  ведение  провинций,  общин  или  иных  местных  единиц,  области   могут  осуществлять административные  функции,  причем  государство  может  передавать  областям  и  другие  административные   функции.  Область осуществляет  все  эти функции,  как правило,  через провинции, общины или иные местные единицы.                    

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц    и вещей, профессиональным  и иным  занятиям граждан.

Согласно ст. 123,  каждая область  имеет устав  (статут), который   в   соответствии   с   Конституцией  и   законами  республики устанавливает   нормы,   относящиеся   к   внутренней   организации области,   осуществлению   права   инициативы   и   референдума  по законам   и   административным   мероприятиям   области,  опубликованию  областных  законов  и   регламентарных  актов.   Устав  принимается   областным  советом   абсолютным  большинством   его  состава  и  утверждается  законом  республики.  Пять  областей, наделенных   особыми   формами  и   условиями  автономии,   имеют  особые уставы,  принятые конституционными  законами (ст.  116). Здесь, таким   образом,   наблюдается  определенная   асимметрия  территориального устройства, которую мы отмечали выше[5].                  

Области,  в  свою  очередь,  имеют   децентрализованную  структуру.  Согласно  ст.  128  и 129  Конституции, провинции  и общины, будучи   автономными   единицами   в  рамках   установленных  законами   республики   принципов,   обеспечивают   государственную   и областную    децентрализацию.   Для    дальнейшей   децентрализации территория  провинций  может  разделяться  на  округа   с  исключительно   административными   функциями   (т.е.   там   нет  органов самоуправления    и    действуют     назначенные    провинциальными властями администраторы).                                        

Децентрализованную   структуру   имеют  и   субъекты  децентрализованных   федераций.   Так,   Конституция   бразильского   штата Минас  Жераис  установила  в  ст.  169,  что  муниципия   на  своей территории   осуществляет   компетенцию   исключительную    и   совместную   или   дополнительную   согласно   Конституциям   республики  и  штата.  Мы  видим   здесь  определенный   элемент  федерализма  внутри   штата.  Согласно   ст.  170,   автономия  муниципии заключается в следующих исключительных полномочиях:             

·        вырабатывать и промульгировать свой органический закон;                                                             

·        избирать своего Префекта, Вице-префекта и муниципальных депутатов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.