Рефераты. Федерализм и регионализм






p> - 8 -

входит в состав Валлонии. Федерализация Бельгии связана с обострением межнациональных отношений в стране: многочисленные митинги, демонстрации и походы на Брюссель порой сопровожда- лись рукопашными схватками. Политико-правовым ответом на сло- жившуюся в стране ситуацию стал начавшийся с 70-х годов про- цесс федерализации Бельгии. Наращивание черт федерального уст- ройства и соответственно реформа государства осуществлялись в стране поэтапно и находятся в настоящее время на завершающем этапе. Общая тенденция всех четырех этапов реформы - постепен- ное расширение автономии сообществ и регионов, уточнение ком- петенции институтов государства и субъектов процесса федерали- зации, становление и совершенствование механизма разрешения конфликтов.

_2Первым этапом_0 стал серьезный пересмотр Конституции, осу- ществленный 24 декабря 1970 года. Основные изменения состояли в следующем:
1. Был введен паритетный принцип формирования совета минист- ров, в соответствии с которым, исключая премьер-министра, со- вет министров стал насчитывать равное количество министров, принадлежащих к франкоговорящей и нидерландоговорящей частям населения страны.
2. Произошло юридическое оформление трех культурно-лингвисти- ческих сообществ: франкоязычного, голландскоязычного и немец- коязычного. Одновременно было уточнено, что каждое из сооб- ществ будет обладать полномочиями, определенными Конституцией и законами, принятыми в ее развитие ( они были приняты в 1971 году).
3. Было предусмотрено создание трех регионов: валлонского, фламандского и столичного региона Брюссель. При этом оговоре- но, что региональные органы, порядок их формирования и компе- тенции будут определены специальным законом, для выработки ко- торого потребовалось целых 10 лет.

Таким образом, в период между 1970 и 1980 годами "регио- нализация" существовала только на уровне политических намере- ний, а не в реальности. При проведении второго этапа конститу- ционной реформы ( 1980 год) преследовалось несколько_3 целей_0:

1. Расширение компетенции сообществ путем передачи в их веде- ние регулирования личных (индивидуализированных) отношений в социо-культурной сфере.

2. Учреждение региональных органов, определение сферы регио- нальной компетенции и уточнение порядка функционирования вновь создаваемых институтов.

3. Образование арбитражного суда, ставшего специализированным органом конституционного надзора, призванным разрешать конф- ликты по вопросам компетенции, которые могут возникнуть в слу- чае столкновения национального закона и декретов сообществ и регионов.

Главное назначение третьего этапа конституционной рефор- мы, проходившего в 1988 году - расширение полномочий сообществ и регионов. В ведение двух основных сообществ - валлонского и фламандского - перешли вопросы образования и научных исследо- ваний. Предусмотрено, что сообщества могут регулировать воп- росы, связанные с международным культурным сотрудничеством, в

- 9 -

том числе заключать соответствующие международные соглашения.
Расширена компетенция регионов. К их ведению отнесены общест- венные работы и общественный транспорт. Особым статусом наде- лен столичный регион. В его рамках учреждены специальные вы- борные органы, обладающие соответствующей компетенцией. Однако существуют две оговорки: центральные органы могут подменять региональные органы Брюсселя, если они считают, что последние не принимают мер по проведению работ, имеющих общенациональное значение. В то же время каждое из сообществ может осуществлять свою компетенцию на территории Брюсселя в вопросах, касающихся учебных заведений, культурных и социо-культурных институтов применительно к франкоговорящей и нидерландоговорящей частям населения столицы. Одновременно был несколько изменен статус арбитражного суда. Теперь в случае возникновения споров по конституционным вопросам к нему могли обратиться совет минист- ров, исполнительные органы сообществ и регионов, палаты парла- мента и советы сообществ и регионов, равно как и любые лица, заинтересованные в решении данных споров. Арбитражный суд дает также заключения по вопросам преюдициального характера, кото- рые могут быть ему переданы любым судебным органом, пытающимся выяснить, какая норма права подлежит применению при разрешении конкретного спора: национальная, сообщества или региона. Чет- вертый этап конституционной реформы (1992 год) характеризо- вался принятием документов, предусматривающих прямые выборы в парламенты двух административно-политических регионов - Валло- нии и Фландрии, которые до этого момента формировались из де- путатов общенационального парламента, выходцев из этих регио- нов, а также реформу сената.

На уровень регионов были переданы полномочия в сфере сельского хозяйства, внешней торговли, науки. Оригинальность институционной системы Бельгии заключается в том, что в рамках одной и той же территории сообщество призвано реализовывать свои полномочия в сфере культуры, образования и социокультур- ных отношений, а регион действует в таких областях как обуст- ройство территории, урбанизация и т. д. В результате имеет место дуализм институтов в пределах одной и той же территории.
Чтобы отчасти преодолеть его, было предусмотрено, что Советы сообществ и их исполнительные органы могут осуществлять соот- ветственно и региональные полномочия. Эта формула с 1980 года используется фламандским сообществом, однако она не была при- менена валлонским сообществом.

Таким образом, _1субъектами процесса федерализации в Бель_0-
_1гии выступают и сообщества и регионы. При этом сообщество _0-
_1воплощение и носитель идеи национально-культурной автономии_0.
_1Регион - носитель и воплощение идеи территориальной автономии_0.

В основе _1разграничения компетенции_0 внутри государства ле- жат _1три принципа_0:
1. Компетенция сообществ и регионов является не изначальной, а производной. Конституция или закон перечисляют области, кото- рые передаются в ведение сообществ и регионов в силу ясного и прямого установления Конституции.
2. Компетенция государства, сообществ и регионов носит только исключительный характер. Сообщества и регионы обладают исклю- чительной компетенцией в сравнительно строго очерченной сфере.
Они и только они ведают решением вопросов, которые прямо ука- заны в Конституции и законах.

Вся остаточная компетенция, т.е. все, что не названо,

- 10 -

принадлежит государству в лице его высших органов. При этом декреты сообществ и регионов действуют только в рамках данного сообщества или региона. Иначе говоря, механизм конкурирующей компетенции решительно отвергнут Конституцией и законами, что сделано в целях не дать преимущества закону по отношению к декрету, хотя речь и идет о весьма ограниченной сфере.
3. Компетенция, предоставляемая сообществам или регионам, мо- жет вписываться в сравнительно широкую область. В этом случае полномочия оказываются разделенными между государством, сооб- ществами и регионами.

В качестве примера можно отметить, что радио и телевиде- ние отнесены к компетенции сообщества, за исключением сообще- ний национального правительства. Соответствующий аспект регу- лирования деятельности аудиовизуальных средств относится к ве- дению федерации. Применительно к данной области имеет место как общее правило - компетенция сообществ, так и исключение - компетенция федеральных органов.

Разрешение возможных споров поручено арбитражному суду.
Процесс обособления и укрепления автономий национальных общин
Бельгии проходит в цивилизованных рамках. Между общинами есть согласие о сосуществовании. В компетенции общенационального уровня остаются внешняя политика, оборона, ключевые вопросы экономики и социального обеспечения. По словам министра иност- ранных дел Бельгии В. Класа, при всей важности автономии есть общая цель оставаться вместе, чтобы успешно следовать евро- пейской интеграции в рамках ЕЭС. В то же время многие специа- листы признают, что превращение Бельгии в федерация с соот- ветствующими изменениями в конституции совсем не обязательно ослабит сепаратистские настроения, особенно в более богатой
Фландрии.

Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда автономия предоставляется частным организациям, которые представляют определенные четко выраженные группы в обществе. Так в Австрии, Бельгии и Нидерландах центральные правительства давно признали и оказывают финансовую поддержку различным ассоциациям, особенно в сфере образования, здравоох- ранения и средств массовой информации, которые были созданы основными религиозными и идеологическими субобществами католи- ками, социалистами, либералами, а в Нидерландах протестантами.

Этот тип федерализма иногда называют _2социологическим фе-
_2дерализмом_0. Следует отметить, что в Бельгии, которая, как уже отмечалось, наиболее активно экспериментирует в сфере федера- лизма, социологический федерализм установился задолго до того, как был внедрен _2территориальный и национально-культурный феде-
_2рализм_0.

В составе каждого государства (как унитарного, так и фе- деративного) есть, как правило, единицы (назовем их так), об- ладающие абсолютно уникальными особенностями: это крупнейшие города, чаще всего столичные (однако не всегда), и обязательно являющиеся центрами национальной и мировой культуры, туризма, а также крупными финансовыми, экономическими и интеллектуаль- ными центрами. В рамках федераций они получают обычно статус субъекта федерации, а в унитарных государствах с высоко разви- той региональной структурой - статус региона ( в этой связи упоминался Брюссель). Особенность системы их управления состо- ит прежде всего в том, что их органы управления сочетают в се- бе и региональный и местный уровень. Связанные с этой особен-

- 11 -

ностью проблемы чрезвычайно сложны и требуют специального рассмотрения.

Особое значения они приобретают в настоящее время для крупнейших городов России: Москвы и С.-Петербурга, становя- щихся полноправными субъектами РФ. Каковы бы ни были причины создания регионального уровня, становится очевидным, что в полной мере федеральная или регионализированная система пред- лагает реальную альтернативу национальному уровню с точки зре- ния выполнения функций современного государства. Неизбежное усложнение политических структур уравновешивается облегчением ноши на плечах центра благодаря тому, что основное определение политики во многих важных сферах осуществляется ближе к обы- денным проблемам реальной жизни, часто путем стимулирования
(использования) региональной лояльности и стимулирования меж- региональной конкуренции в целях поиска лучших решений. Конеч- но, процесс регионализации весьма сложен, поскольку он требует готовности к пересмотру взгляда на государство и поддержки вертикального разделения властей, которое накладывает опреде- ленный отпечаток на систему парламентского суверенитета.

В отличии от регионов, являющихся единицами администра- тивно-территориального государственного деления, экономические регионы, границы которых в большинстве случаев не совпадают с политико-административными границами первых, не имеют ка- ких-либо постоянных органов управления. Управление ими, как правило, осуществляется через отдельные региональные проекты, программы или схемы развития, рассматриваемые как системы программ развития страны в целом и части ее целостного орга- низма.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.