Федерализм и регионализм - 4 час.
1. Западные концепции федерализма. Основные характеристики фе- деративного государственного устройства. 2. Причины и пути создания федераций. Базовые принципы федера- тивного государства. Виды федерализма. 3. Конгруэнтные и неконгруэнтные федерации. Национально-куль- турная автономия. 4. Региональный уровень управления в унитарных государствах.
Причины и цель реорганизации.
_2ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф.Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн.1. - М.: Республика, 1992. 2. Аболин О.Ю. Всемирный и европейский федерализм: вероятные перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 142-149. 3. Макарычев А.А. Федерализм и регионализм: европейские тради- ции, российские перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 152-156. 4. Натан Р.П., Хоффман Э.П. Современный федерализм//Междуна- родная жизнь. - 1991. - N 4. - С. 34-48. 5. Осбори Р. Национальное самоопределение и целостность госу- дарства//Общественные науки и современность. - 1993. - N 5. - С. 122-126. 6. Остеруд О. Суверенная государственность и национальное са- моопределение//Этнографическое обозрение. - 1994. - N 2. - С. 18-26. 7. Шестопал А. Из мирового опыта федерализма//Общественные на- уки и современность. - 1994. - N 1. - С. 99-103. .
- 2 -
_21. Западные концепции федерализма.
_2Основные характеристики федеративного
_2государственного устройства.
_2Федерализм _0представляет собой такую политическую органи- зацию, при которой государственное управление разделено между региональными и центральным правительством таким образом, что каждый из уровней управления имеет право принимать окончатель- ные решения по определенным видам деятельности.
В этом определении следует обратить внимание на два основных момента.
_1Во-первых_0, основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными правительства- ми.
_1Во-вторых_0, субъектами федерации являются регионы, т. е речь идет о территориальном разделении власти, при котором субъекты федерации определены географически.
В дополнении к основным характеристикам федерализма можно выделить еще пять вторичных характеристик:
_21. Наличие письменной конституции.
Разделение власти должно быть четко определено: и цент- ральному , и региональным правительствам необходимы твердые гарантии, что предоставленные им права не могут быть аннулиро- ваны. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной гарантией, тем не менее она является необходимым компонентом федерализма.
_22. Двухпалатный парламент.
Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет насе- ление страны в целом, а вторая - субъекты федерации.
_23. Право субъектов федерации принимать участие в изменении фе- _2деральной конституции и самостоятельно вносить изменения в _2собственную конституцию.
Как правило, изменения федеральной конституции не могут быть проведены без выраженного в той или иной форме согласия субъектов федерации. Оно может быть выражено верхней палатой парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобрени- ем со стороны по крайней мере большинства законодательных ор- ганов субъектов федерации или референдумами, проводимыми в субъектах федерации.
Пожалуй, единственным исключением в этом плане является _1Австрия_0, где изменения в конституцию могут быть внесены просто низшей палатой парламента большинством в две трети голосов.
В то же время в случае наличия собственной конституции субъекты федерации имеют возможность менять ее по своему усмотрению в рамках полномочий, предоставленных им в соот- ветствии с федеральной конституцией. Один из положительных мо- ментов наличия своих конституций/уставов в субъектах федерации связан с тем, что в этом случае они имеют возможность экспери- ментировать по своему усмотрению с организационными формами управления. В случае успеха такой эксперимент может быть поле- зен как для других субъектов федерации, так и для всей федера- ции в целом.
- 3 -
На практике, однако, почти везде мы видим практически __полный изоморфизм между структурой центральных органов управ- __ления и органов управления субъектов федерации.
Так например, в США губернаторы штатов практически высту- пают в роли "президентов" и избираются по мажоритарной систе- ме. Аналогично после введения президентской формы правления в России началось повальное введение постов президента в авто- номных республиках. Претендуют на эту роль и мэры крупнейших городов России: Москвы и Петербурга, являющихся субъектами фе- дерации.
Есть однако и ряд _1исключений_0. Так, скажем, в республике _2Коми_0, где идея президентства не получала необходимой поддерж- ки, вместо этого был введен пост Главы Республики, соединяющий в себе функции главы государства и главы исполнительной власти в отличии от президента Российской Федерации, который является главой государства, в то время как исполнительная власть возг- лавляется премьер-министром.
Встречаются исключения и в других странах. Так, для всех германских земель характерна парламентская система, но в Бава- рии премьер-министр не может быть смещен путем вынесения ему вотума недоверия. Пропорциональная система представительства характерна для избирательной системы Швейцарии как на феде- ральном уровне, так и на уровне большинства кантонов, но в нескольких небольших кантонах используется мажоритарная систе- ма.
Однако эти и ряд других примеров не опровергают общей до- минирующей тенденции - тенденции к унификации систем госу- дарственного управления на уровне федерации в целом и отдель- ных ее субъектов.
_24. Равное или непропорционально сильное представительство не- _2больших субъектов федерации в верхней палате парламента.
Поскольку все субъекты федерации имеют равное представи- тельство (Россия, США, Швейцария - по два представителя, Австралия - по десять представителей) небольшие субъекты полу- чают преимущество, так как их небольшое население имеет такое же представительство, как население крупных образований. В германском бундесрате и канадском сенате нет равного предста- вительства субъектов федерации, однако меньшие по численности населения единицы имеют определенные преимущества в представи- тельстве, не соответствующие пропорциональному соотношению численности населения в них.
_1Исключением_0 опять является Австрия, где в бундесрате представительство земель примерно пропорционально численности их населения.
_25. Децентрализация государственного управления.
Измерение степени централизации/децентрализации представ- ляет значительную трудность. Чаще всего за основу берутся расходы и доходы центра и регионов. Поскольку между доходами и расходами существует определенное соответствие, используются и те и другие показатели, однако многие исследователи считают, что целесообразнее оценивать в целом распределение ресурсов между различными уровнями управления. Поэтому они предлагают сравнивать централизованное и нецентрализованное налогообложе- ние.
- 4 -
К нецентрализованному налогообложению относятся: _1во-первых_0, налоги , собираемые субнациональными уровнями уп- равления для самих себя; _1во-вторых_0, дополнительные налоговые ставки на налоги центра и доли определенных центральных налогов, автоматически передава- емые субнациональным уровням управления.
При этом речь не идет о налоговых доходах, передаваемых центром субнациональным уровням (трансфер центра), а также о всех налогах, связанных с социальным страхованием.
Анализ ситуации в 22 развитых демократических госу- дарствах показывает, что исходя из этого критерия средний уро- вень централизации для 15 унитарных государств составляет 83 процента, а для 6 федеративных - 58 процентов.
_22. Причины и пути создания федераций.
_2Базовые принципы_0 _2федеративного государства_0.
_2Виды федерализма_0.
__Федерация представляет собой комплексное и всегда созна- __тельно создаваемое государственное образование_..
Она может создаваться путем объединения независимых госу- дарств, как это произошло в США в 1787 году, в Канаде в 1867 году, в Австралии в 1901 году.
Она может навязываться со стороны бывшими колонизаторами при предоставлении независимости, что было характерно для Ла- тинской Америки и ряда Британских колоний. Такой "навязанный" федерализм редко бывает стабильным и способным к дальнейшему саморазвитию. В этом плане типичен пример не долго просущест- вовавшей Восточно-Африканской федерации, включавшей в себя Ке- нию, Танганьику (теперь - Танзания) и Уганду.
Наконец, третий путь (путь России, Бельгии, Германии, Австрии) - путь превращения унитарного государства в федера- тивное.
Какие же мотивы лежат, как правило, в основе создания фе- деративного государства?
_1Во-первых_0, стремление максимально адекватно отразить ге- терогенный (неоднородный) характер многонационального общест- ва( Индия, Югославия, Нигерия, Россия).
_1Во-вторых_0, надежда на приобретение определенных полити- ческих выгод, на политическое и военное усиление. При этом речь может идти не только о противостоянии внешней агрессии, но и об усилении собственных возможностей для экспансии. Так, например, создатели Канадской федерации стремились обеспечить свое политическое и экономическое влияние на северо-запад кон- тинента в противовес конкуренции США.
_1В-третьих_0, сильнейшим мотивом для объединения может стать экономическая целесообразность и выгода. Австралийские федера- листы были убеждены, что создание федерации будет способство- вать быстрому экономическому развитию. Именно экономические причины заставили Великобританию участвовать в процессе созда- ния западно-европейской федерации. Аналогичны и причины цент- ростремительных тенденций в СНГ.
Вне зависимости от того, какие конкретные причины лежали в основе создания федерации, очевидно, что она является ярким примером того, как можно организовать внутреннее управление государством, чтобы сделать это государство максимально конку- рентноспособным на мировой арене.
- 5 -
_1Федеративное государство_0 обычно должно строиться на трех основных принципах: _21. Принцип автономии. Федерация в целом и каждое из ее образований наделяются преро- гативой принятия законов. Имеет место реальное разделение власти. Полномочия тех и других распространяются на строго оп- ределенные сферы деятельности. В этом плане автономия исключа- ет всякое конкурирующее вмешательство федерации и ее субъектов в решение одного и того же вопроса, т. е. каждый обладает собственными исключительными полномочиями. _22. Принцип равенства. Федерации не принадлежит опекунская власть, иначе говоря, по- литический контроль над ее субъектами в сфере компетенции последних. Сами же субъекты федерации тем более не вправе на- вязывать ей свою волю. Как с точки зрения права, так и на практике все объединяющиеся в федерацию единицы должны быть равны. Они подчинены лишь Конституции, которая устанавливает и разграничивает их компетенцию. _23. Принцип участия. Федеративное государство основывается на изначальном распреде- лении полномочий и средств их осуществления. Подобное разделе- ние функций должно быть компенсировано наличием механизмов сотрудничества. Субъекты федерации участвуют в руководстве на федеральном уровне, в первую очередь, через верхние палаты на- циональных парламентов.
Страницы: 1, 2, 3