Рефераты. Федерализм и регионализм






p> В общем виде, не с точки зрения конституционного закреп- ления, а с точки зрения реального соотношения сил, сложивше- гося между центром и субъектами федерации, можно выделить сле- дующие виды федерализма:
_21. Квази-федерализм.
Федеративное устройство государства существует практически только на уровне законов, которые в реальной жизни не действу- ют. Сохраняется практически полный диктат центра. Субъекты фе- дерации являются обычным уровнем иерархической пирамиды управ- ления в централизованном государстве.
_22. Классический федерализм.
Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каж- дое из них в пределах своей компетенции координирует свои действия самостоятельно в условиях автономии.
_23. Кооперативный федерализм.
Форма федерализма, при которой идет процесс постепенной "при- тирки" и согласования позиций между уровнями управления, при этом не столько законодательным и судебным путем, сколько на- работкой опыта взаимодействия - постоянные консультации и ко- ординация для совместных решений. Для этого типа федерализма характерна фрагментация власти внутри каждого уровня управле- ния, жесткое функциональное разделение, формирование специфи- ческих связей между группами чиновников профессионалов, действующих на различных уровнях государственного управления, в значительной степени закрытый для общественности характер этих связей.
_24. Исполнительный федерализм.
Концентрация и централизация власти на высших органах исполни- тельной власти как федерации в целом, так и ее субъектов, контроль за отношениями между центром и регионами со стороны политиков и официальных лиц с широким кругом функциональных

- 6 -

интересов, крайне формализованные и широко освещаемые средствами массовой информации процедуры налаживания и совер- шенствования отношений между центром и субъектами федерации.
_25. Чрезвычайный федерализм.
Он существует в период глубоких социальных и экономических потрясений (войны, великая депрессия и т. п. ). В этом случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетен- ции центру на определенный период времени.
_26. Федерализм с двойным лицом.
Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном право- вом положении, имеют различный конституционный статус, соот- ветственно их реальные права и возможности в значительной сте- пени различаются.

В принципе ни одно из федеративных государств нельзя в полной мере отнести к какому-либо типу федерализма, скорее можно говорить о тяготении к одной из этих моделей или сочета- нии характерных черт нескольких из них. Так для Российской Фе- дерации в период до августа 1991 года в значительный степени был характерен квази-федерализм (то же самое можно сказать и о доперестроечном СССР), в настоящее же время начинают превали- ровать черты исполнительного федерализма с двойным лицом (сох- раняется реальное различие в статусе республик и областей в составе РФ).

_23. Конгруэнтные и неконгруэнтные федерации_0 _2и

_2национально-культурная автономия.

Одна из целей создания федеративного государства - пре- доставление автономии определенным группам населения, таким как религиозные и этнические меньшинства, особенно в тех слу- чаях, когда они образуют ярко выраженные субобщества в плюра- листическом обществе. Для анализа этой функции федерализма це- лесообразно использовать предлагаемое Чарльзом Тарлтоном раз- личие между _1конгруэнтным и неконгруэнтным федерализмом_0.

_2Конгруэнтные федерации_0 состоят из территориальных единиц, социальный и культурный уровень которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. В полностью конгру- энтной федеральной системе субъекты федерации представляют со- бой своего рода отражение в миниатюре важнейших характеристик федерации в целом.

Соответственно, _2неконгруэнтные федерации_0 состоят из субъ- ектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом.

Другой способ их различения - сравнение политических гра- ниц между субъектами федерации и социальных границ между груп- пами, такими как религиозные и этнические меньшинства. В не- конгруэнтных федерациях эти границы имеют тенденцию к совпаде- нию, в конгруэнтных - к пересечению. Если политические границы определены таким образом, что они примерно соответствуют соци- альным границам, гетерогенность (неоднородность) федеративного государства как целого трансформируется в высокую степень го- могенности (однородности) на уровне субъектов федерации. Дру- гими словами, неконгруэнтный федерализм может сделать плюра- листическое или полуплюралистическое общество менее плюра- листическим путем создания относительно однородных меньших по размеру и численности населения территорий.

- 7 -

К конгруэнтным федеративным государствам можно, например, отнести Австралию, Австрию, Германию, США; к неконгруэнтным -
Россию, Канаду, Швейцарию, формирующуюся федерацию Бельгии.

Следует отметить также, что именно в неконгруэнтных феде- рациях особенно сильно проявляются обычно тенденции сепаратиз- ма. Одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о прин- ципиальной возможности предоставления автономии географически перемешанным группам средствами федерализма, основанного не на чисто географически-территориальном разделении.

В свое время подобные варианты были предложены Отто Бауэ- ром и Карлом Реннером для решения национальных проблем
Австро-Венгерской империи. Их ключевая идея заключалась в том, что каждый индивид имеет право объявить, к какой националь- ности он или она хотели бы относиться, и что эти националь- ность должны образовывать автономные нетерриториальные куль- турные сообщества.

Впервые идея национально-персональной автономии получила детальную разработку в трудах австрийских социал-демократов
К.Реннера и О.Бауэра. В основе их концепции лежала мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны слу- жить не территории, борьба за которые лежит в основе всех меж- национальных распрей, а сами нации, точнее - национальные со- юзы, конструируемые на основе добровольного личного волеизъяв- ления. "Чистый территориальный принцип, - писал О.Бауэр, по- всюду выдает меньшинство в руки большинства... Осуществление территориального принципа в чистом его виде означает, что каж- дая нация поглощает вкрапленные в ее тело меньшинства других наций, но зато жертвует своими собственными меньшинствами, рассеянными в чужих национальных областях..."

Австро-марксисты рассматривали нацию не как территориаль- ную корпорацию, а как личный, персональный союз. Разработанная австро-марксистами программа предусматривала двойную организа- цию многонационального государства: одну - для целей национа- льной культуры, по нациям и на основе персонального принципа, и другую, основанную на территориальном принципе, - для веде- ния остальных дел, не носящих национального характера. Персо- нальную принадлежность граждан к тому или иному национальному коллективу должен был определять институт так называемого на- ционального кадастра (переписи), составляемого на основе лич- ных заявлений совершеннолетних граждан. В системе националь- но-персональной автономии кадастр получал не меньшее публич- но-правовое значение, чем территория для националь- но-территориальной области. Создаваемые на основе кадастров национальные союзы, имеющие статус коллективного юридического лица, обязывались заботиться об удовлетворении культурных по- требностей нации, пользуясь при этом полной свободой, через свой национальный парламент издавая законы в рамках действу- ющей конституции и проводя их через свое министерство, без влияния государства.

Если до 1917 г. национально-персональная автономия рас- сматривалась прежде всего как альтернатива территориальному решению национального вопроса (особенно отчетливо это формули- ровалось бундовцами), то после февраля, когда выявилась тен- денция к решению национального вопроса на основе националь- но-территориальной автономии, к построению России на федера- тивно-автономных началах, персональная (культурная) автономия стала рассматриваться либо как специфическая форма обеспечения прав национальных меньшинств, либо как реальная альтернатива федералистскому движению, как способ сохранения государствен- ной целостности России (кадеты). Кадеты, ставившие во главу угла своей национальной политики сохранение государственного единства России, увидели в национально-персональной автономии способ противостояния разгоравшемуся федералистскому движению.

Первая практическая реализация предложений Бауэра-Реннера была предпринята в Эстонии в 1925 году. Культурные меньшинства определенного минимального размера получили право создавать собственные школы и учреждения культуры, управляемые выборными советами с законодательными правами и правом взимания налогов на эти цели. Юрисдикция этих культурных советов определялась в терминах членства в культурном сообществе вне постоянного гео- графического места жительства. Русское и шведское меньшинства не создали таких культурных советов, главным образом потому, что они были сконцентрированы географически и могли использо- вать обычные институты местного самоуправления. Однако более разбросанные немецкое и еврейское меньшинства использовали возможности нового закона, и их культурные советы быстро дока- зали свою жизнеспособность. Эстонское правительство могло с полным основанием утверждать, что оно нашло образцовое решение проблем своих меньшинств.

Аналогичный вариант национально-культурного федерализма можно обнаружить и в кипрской конституции 1960 года. Поскольку в тот период времени (в отличие от современной ситуации) гре- ческое большинство турецкое меньшинство были в значительной степени перемешаны, отсутствовала возможность создания класси- ческого территориального федерализма. Вместо этого двум этни- ческим сегментам была предоставлена значительная степень авто- номии путем создания двух раздельно избираемых коммунальных палат, обладавших исключительно законодательной властью в сфе- ре религии, образования, культуры и прав личности, и раздель- ных муниципальных советов в пяти крупнейших городах острова.

_24. Региональный уровень управления

_2в унитарных государствах.

_2Причины и цель реорганизации.

Особый интерес с точки зрения соотношения территориально- го и национально-культурного федерализма представляет _1Бельгия_0.
Главная черта проводящихся в Бельгии реформ переход от унитар- ного государства, существовавшего почти 150 лет, к государству федеративному. Изменения отражают конкретно-исторические осо- бенности развития страны, связанные с наличием в составе ее населения двух культурно-лингвистических сообществ: франкоя- зычного (валлоны) и голландско-язычного (фламандцы), а также сравнительно небольшого (примерно 100 тысяч человек) немецко- говорящего меньшинства, район расселения которого (9 коммун)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.