Рефераты. Договорная теория возникновения государства и права






Клисфен уравнял в правах коренное и пришлое население Аттики, а гражданство стало определяться принадлежностью к дему. В соответствии с новым административным делением вме­сто Совета Четырехсот был образован Совет Пятисот. Он со­стоял из десяти секций по пять-десят человек, выбранных по жребию представителей от каждой филы. Члены Совета (прита-ны) исполняли свои обязанности безвозмездно. Ими могли стать граждане, достигшие тридца-ти лет. Каждая секция заведо­вала делами в течение 35-36 дней в году, по очереди, как выпадет жребий. Секция готовила предложения для внесения в Совет, созывала заседания Буле и Эк-клесии и руководила ими. Народный суд также стал избираться по жребию из предста­вителей де-сяти фил, в возрасте свыше тридцати лет. Афинские граждане могли выполнять судейские функ-ции неограниченное число раз.

По реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов. Ее члены выбира-лись сроком на один год. Стратеги осуществляли верховное командование армией и флотом. Председатель этой коллегии, как и председатель Совета Пятисот, ме­нялся ежедневно. Основным критерием для выдвижения в чле­ны коллегии стратегов являлось наличие у кандидата земельной собственности; также учитывался и талант военачальника: «За­коны предупреждают каждого ора-тора и стратега, который стремится приобрести доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами, чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в ка-честве залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить на­родом» [17].

Таким образом, к активному участию в управлении полисом привлекается большинство полноправных граждан Афин. Они получают возможность занимать общественные должности, уча­ствовать в заседаниях народного собрания и суда. Состоятель­ные граждане были обязаны ре-гулярно вносить крупные денеж­ные суммы для организации общественных религиозных празд-ников, содержания и оснащения военных кораблей.

В начале V в. до н.э. над всем греческим миром нависла уг­роза персидского завоевания. Афинская демократия с честью выдержала испытание войной. Победы над войсками Дария I имели важное значение и для развития народовластия. Наряду с сухопутной армией, комплекто-вавшейся из числа двух первых разрядов граждан, большую роль в греко-персидских войнах сыграл флот, где служили беднейшие жители полиса. Оплачива­емая служба на военных судах резко повысила авторитет низ­ших афинских социальных групп. Впоследствии это привело к столь значительному усилению власти Народного собрания, что многие современники стали серьезно говорить о «тирании Со­брания»: «Сократ не одобрял государственного строя своего города, так как усматривал в афинской демократии черты тирании и монархии» [18].

Приблизительно с 462 г. до н. э. начинается новый период истории афинского наро-довластия, в котором ведущую роль играли Эфиальт и Перикл. Им удалось провести в На-родном собрании ряд предложе­ний, в результате которых Ареопаг окончательно утратил ос-татки поли­тической власти. За посещение На­родного собрания и несение государ­ственной служ-бы была введена пла­та, что резко повысило популярность Перикла среди беднейших слоев афинских граждан. Архонты полу­чали за день заседания четыре обо­ла, члены Буле - пять оболов, а су­дьи Гелиэи - два (с 425 г. до н.э. -три обола). Участникам Народного собрания выдавали специальные жетоны, которые потом обменивались на три, а позднее на девять обо-лов. Покупательная стоимость афинского обола (1/6 драх­мы) была относительно невелика. На эти деньги (своеобразный античный прожиточный минимум) взрослый человек мог ку-пить себе пищу на один день.

Эпоха Перикла не случайно названа историками «золотым ве­ком» афинской демокра-тии. Именно в период его деятельности понятие «народовластие» наполнилось реальным содержанием, наиболее полно соблюдались политические права и свободы граж­дан. Историк Фукидид предпринял попытку реконструировать речь Перикла, в которой тот анализирует осо-бенности афинского госу­дарственного строя: «Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш госу­дарственный строй называется народо-правством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определен­ному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общест-венное положение не меша­ют человеку занять почетную должность, если он способен ока­зать услуги государству. В нашем государстве мы живем сво­бодно... Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в обще­ственной жизни мы не нарушаем законов, главным образом из ува-жения к ним и повинуемся влас­тям и законам, в особенности установ­ленным в защиту обижаемых, а так­же законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным.

Одни и те же люди у нас одновре­менно бывают заняты делами и част­ными, и обществен-ными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, так-же хорошо разбираются в поли­тике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общест­венной деятельностью, не благонаме­ренным гражданином, а бесполезным обывателем...»[19]

Расцвет Афинского государства продолжался недолго. Разразившаяся в 431 г. до н. э. Пелопонесская война показала слабость институтов непосред­ственного народовластия. Победи-тели-спартанцы установили в Афинах олигархический режим - «тира­нию тридцати», правив-ший с помощью террора и репрессий. Око­ло полутора тысяч их политических противников бы-ло казнено. Вскоре афиняне восстановили демократические свободы и тщательно сохраняли основные принципы своего государственного устройства. В середине IV в. до н. э. Греция утрачивает полити­ческую независимость и попадает под власть Македонского цар­ства, а впос-ледствии - во II в. до н. э. становится частью Римской империи. Однако падение Афин и дру-гих греческих полисов объ­ясняется в первую очередь неудачами в войнах с более могущест-венными соседями, а не недостатками государственного строя. «Можно с уверенностью ска-зать, что демократический строй в Афинах погиб насильственной смертью, уничтоженный заво-евателями» [20]

Политическая жизнь древних Афин стала для более молодых цивилизаций тем идеалом, принципы которого нередко заимствова­лись для создания основ демократических и свободных государств.


2.2.3.Древний Рим.

К середине VIII в. до н.э. римская община представляла со­бой родо-племенное объедине-ние латинского, сабинского и эт­русского происхождения, разделенное по куриям и трибам –территориальным единицам, сложившимся естественным обра­зом. С переходом к оседлой жизни они были наделены военны­ми, политическими и религиозными функциями. В каждой ку­рии - «союзе мужей» - комплектовались пешие войска, отбира­лись всадники, взимались повинности и распределялась земель­ная собственность. Десять курий составляли одну трибу - «племя», которое выставляло центурию - отряд из ста всадников. По мнению современных исследователей, уже в правление Ромула 753 - 717 гг. до н.э.), одного из легендарных основателей и пер­вого царя Рима, насчитывалось тридцать курий и три трибы. Первичной ячейкой римской общины стали патри-архальные семьи, включавшие несколько поколений детей и внуков. Они возглавлялись отца-ми или патрициями, вели самостоятельную хозяйственную деятельность и владели земельными наделами.

К началу VI в. до н.э. патриархальные семьи были объединены в триста родов, а патри-ции образовали привилегирован­ное сословие, доступ в кото­рое был ограничен. Иммигранты, переселявшиеся в Рим, все те, кто не мог подтвер­дить свое происхождение из числа трехсот родов, не по­лучали полноправного граж­данства и становились пле­беями. Некоторые исклю-че­ния делались только для зна­ти завоеванных городов: при отказе от гражданства своей прежней общины она получала права римского народа (populus Romanus).

Управление в VIII - VI вв. до н.э. осуществлялось посредст­вом нескольких политичес-ких институтов - царя, сената и народ­ных собраний. Система власти еще сохраняла форму военной демократии, но вместе с тем выполняла отдельные государствен­ные функции. По мнению исследователей, Рим этого времени с полным основанием можно назвать архаичес-ким царством.

Царь (rex) до установления в 509 г. до н.э. республиканско­го строя был пожизненно наделен высшей политической, воен­ной, судебной и административной властью. Он возглав-лял кол­легию жрецов и формулировал законы, которые затем утверж­дались народным собра-нием. Как отметил немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903 гг.), царь в римской об-щине имел «совершенно такую же власть, какая принадлежала в доме отцу , семейства, и, подобно этому последнему, властвовал до конца своей жизни» [21]. Должность царя не переда-валась по наследству, а была выбор­ной. Им мог стать каждый совершеннолетний римлянин. Канди­датура царя предварительно выдвигалась сенатом, а затем   утверждалась народным собранием.

Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и соответствовала общему числу рим-ских родов. Сенат был призван сохранять устои римской общины готовил выборы нового ца-ря, имел право кассировать решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначи-тельных преступлениях.

Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, 717 г. до н.э. после убий-ства родовыми старейшинами Poмула, который был обвинен в нарушении общинных поряд-ков. Плутарх сообщает: «А чтобы в этих шатких обстоятельствах раздоры не привели госу-дарство от безначалия к полной гибели патриции... условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шесть дневных часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение обеспечивало равные преиму­щества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов - Прим, авт.) и потому было одобрено; вмес-те с тем частая смена вла­стей лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина» [22]. До вы­боров но-вого царя полнота власти переходила от одного сенато­ра к другому. Каждый из них возглавлял общину в течение не­скольких дней. Только через год после убийства Ромула народное собрание, созванное дежурным сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем тра­диционной. Пери-од междуцарствия не имел определенного ог­раничения по времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры нового правителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.