Рефераты. Договорная теория возникновения государства и права






Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мыс-ли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общест-венного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структу-ру  правления” , охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.

В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к небесам”, применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”. По закону, “изначальному и превосходящему все людские законы” ,  народ  “обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам”. Суверенитет народа , по Локку,  в конечном счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших об-щественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть госу-дарство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

Учение Локка  о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций  со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исто-рического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-пра-вовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуаз-ных революций нового времени на Западе: французской и американской.

 

2.1.2. "Механический материализм" Томаса Гоббса.

Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов

Разроботка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека. В про-тивовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек существо общественное, Гоббс дока-зывает, что человек не общественен по природе. В самом деле, если бы человек любил дру-гого только как человека, почему ему тогда не любить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных своих интересов. "Чем занимаються все лю-ди, что они считают удовольствием, если не злоречие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания и сколько слушателей в аудитории, столько и докторов. Все стремятся не к обшежитию с другими, а к власти над ни-ми и следовательно к войне. Война всех против всех является и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих пор является естественным законом в отношениях между государ-ствами и между  правителями"[8]. По Гоббсу, наш опыт, факты обыденной жизни говорят нам, что существует недоверие между людьми. "Когда человек отправляется в путешествие, чело-век берет с собой оружие и берет с собой большую компанию; когда он ложится спать, он  запирает дверь  на  замок; оставаясь дома он запирает свои ящики. Какое же мнение мы име-ем о своих согражданах, раз мы разъезжаем  вооруженными, раз мы запираем  на замок свою дверь, о своих детях и о прислуге, раз мы запираем свои ящики?  Разве этими своими дейст-виями мы не  обвиняем людей так же,как я их обвиняю своими утверждениями" [9].

Впрочем, добавляет Гоббс, никто из нас не может их обвинять. Желания и страсти людей не являются греховными. Понятие добра и зла может иметь место там, где сущест-вуют общество и законы; там, где нет установленных, не может быть несправедливости. Справедливость и несправедливость, по словам Гоббса, не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковыми человек владел бы ими, даже будучи одиноким в ми-ре, так же как он владеет восприятием и чувствованием. Справедливость и несправедливость суть качества и свойства человека, живущего не в одиночестве, а в обществе.

Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопреки их наклон-ностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Где искать те правила и понятия, на которых базируется человеческое общежитие? По мнению Гоббса таким правилом становит-ся естесвенный закон, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает се-бе воздержание от всего того, что может оказаться вредным ему.

"Естесвенный закон - это правило которое кроется не в согласии людей между собой, а в согласии человека с разумом, это - указание разума относительно того, к чему мы долж-ны стремиться и чего мы должны избегать в целях нашего самосохранения" [10].Так каковы же эти естественные законы человеческого общежития в понимании Гоббса?

Первый основной естественный закон гласит: Каждый должен добиваться мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он не может получить мира, он может искать и использовать все средства и преимущества для войны. Из этого закона вытекает не-посредственно второй закон: Каждый должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого тоже желают, поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и самозащиты. Помимо отказа от своих прав может быть еще (как считает Гоббс) перенос этих прав. Третий естественный закон гласит, что люди должны придерживаться собственных до-говоров. В этом законе находиться функция справедливости. Чрезвычайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных законов закон христианской морали: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". По Гоббсу естесвенные законы, будучи правила-ми нашего разума, вечны. Название "закон" для них не совсем подходит, однако поскольку они рассматриваются как веление бога, они есть "законы".

Теория Государства Гоббса логически вытекает из его  теории  права и морали. Ос-нова  государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопастности. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна  уверенность в своей безо-пасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного кол-личества людей для взаимной  защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и обьединиться  вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства. Гоббс определяет государство следующим образом: "Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения мно-гих людей является законом для них всех, так как оно может употреблять силы и способнос-ти каждого для обеспечения общего мира и защиты. Лицо или собрание, воле которого под-чиняются все прочие, получает название верховной власти; все остальные граждане называ-ются поддаными.

Но каковы права Государства? Государство, в силу перенесения на него прав всех об-ладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства. Нет на земле власти высшей, чем государ-ственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия. "Единственное право на земле есть государственный закон, а государственный закон не что иное, как выраженная внешним образом воля государственной власти"[11]. Так как в государ-стве единственным определяющим началом для воли отдельного  человека становится воля государсвенной власти, то естественно, что подчинение этой власти должно быть безуслов-ным. Ибо всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естествен-ному состоянию "войны против всех". Поэтому тот же самый закон, предписывающий чело-веку желать мира, требует абсолютного подчинения государсвенной власти.

У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние  человека, и водво-рить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существо-вание. Ясно, что для сохранения этого состояния безопасности государственная власть долж-на быть вооружена соответсвующими правами.Эти права следующие:

Первое право Гоббс называет "мечом справедливости"; то есть право наказывать на-рушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена;

Второе право есть "меч войны";  то есть право обьявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедли-вости со стороны другого гражданина.

Четвертое право - право установить законы о собственности, потому что установле-ния государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной вой-ны против всех, но с установлением государства должно быть определено, что кому принад-лежит.

Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью  которых можно было бы осущесвлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти.

Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спо-койствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от законодательной. Такое разделение властей является для него единсвенной причиной гражданской войны бу-шевавшей тогда в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам,- должна быть нера-дельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо су-ду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена во-лей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верхов-ной власти; поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от сво-его обязательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.