Рефераты. Церковь и государство 13 век






p> Десятину от даней в XI-XII вв. есть все основания рассматривать как долю централизованной раннефеодальной земельной ренты, посколько она собиралась с земель, подчиненных государственной власти, где существоаала особая территориальная структура волостей и погостов.

Общее положение о том, что каждый верующий в бога должен отдавать ему десятую часть от выращенного за год скота, ззззерна и других плодов земных, находилось ешё в Ветхом Завете, было принято в христианстве и пропагандировалось отцами церкви в сочинениях, которые были известны на
Руси (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.). Это, несомненно должно было способствовать укреплению в сознании христианина мысли о том, что церковь ждёт от него значительной материальной поддержки. Однако специфика древнерусских условий заключалась в том, что здесь десятина была принята не в частной форме, когда каждый крестьянин или горожанин должен был отдавать часть своих доходов христианскому культу, а в централизованной - это часть платилась княжеской властью от имени всего населения из тех поступлений, которые реквизировались ею у населения, и она сама отвечала за содержание церкви. Поскольку десятина как форма обеспечения культа отсутствовала в римском праве и в Византии, а в Западной Европе в VIII-IXвв. Каролингами была введена система частной, но не централизованной десятины от каждого свободного дворовладельца, это позволило поставить вопрос о том, что древнерусская десятина не была заимствована Владимиром от других христианских образцов, но имеет местное, славянское происхождение.
Что касается десятинной системы счета, то она имеет очень широкое общеевропейское распространение и уходит в глубь веков. Отчисления в виде пошлин и жертв в размере десятой доли известны не только в Передней Азии, но и в Средиземноморье. Поэтому связывать всякую десятину обязательно с христианской или библейской нет оснований.

Общность первоначальной формы церковной десятины на Руси является основанием для того, чтобы видеть в форме обеспечения церкви, принятой
Владимиром, местную, дохристианскую языческую традицию содержания культа.
Подтверждение этого мы видим в том, как обеспечивался культ богов у балтийских славян. Хотя ранних известий нет, но в XII в., по сообщениям
Гельмольда и Саксона Грамматика, святилище Свентовита в Арконе получало десятую долю добычи, передаваемую ему местными племенами.

Система епископских кафедр на Руси тесно связана с возникновением митрополичьей кафедры в Киеве. Сам этот титул кафедры- митрополия
{буквально: "(кафедра) старшего (главного) города }- в Византии предполагал подчинение митрополиту других иерархов, главой которых он был. Митрополия, не имевшая подчиненных ей епископских кафедр,была только титулярной.
Соответственно митрополичья епархия включала себя все епархии епископских кафедр.

Учреждение митрополии на Руси предполагало, таким образом,и одновременное создание епископских кафедр. Источники не сообщают дат основания епископских кафедр,так же как они молчат и о времени создания кафедры митрополичьей. Летописи XVI-XVII вв. указывают на то,что на Русь вместе с митрополитом пришли четыре или шесть епископов. По правилам, принятым в восточной церкви, создание новых епископий, подчиненных митрополиту, находилось в ведении последнего, а не патриарха с синодом.
Практически оно зависело от желания и материального обеспечения местных князей.

В последовательном порядке формирования епископских кафедр можно выделить несколько этапов, соответствующих различным процессом в развитии и
Древнерусского государства, и церковной организации. На первом этапе, относящемся к концу X-первой четверти XI в., при Владимире и в первые десятилетия княжения Ярослава, кафедры создаются в важнейших политических центрах Руси. Среди первых епископий должен быть прежде всего назван
Новгород, бывший историческим центром Северной Руси до объединения её с
Киевской Русью в IX в. Возникновение Новгородской епископии и кафедральной церкви нужно относить ко времени сразу после учреждения Киевской митрополии или одновременно с ним в 996-999 гг. Новгородская епархия в большей степени, чем другие епархии, была миссионерской, и её задачей было распространение христианства не только среди собственного древнерусского населения, но и среди иноязычных племен. Другой рано возникшей епископской кафедрой, по свидетельству источников XI в., является белгородская.
Основание черниговской кафедры также есть основания относить к первому этапу формирования церковной организации.

Среди рано учрежденных на Руси кафедр должна быть названа и туровская.
Тенденции к формированию новых крупных феодальных княжеств, полузависимых и независимых политически от Киева, привели к возобладанию в XII в. полицентрической структуры Руси. В этих условиях каждая столица кнжества претендовала на получение и собственной кафедры, и митрополия шла навстречу таким пожеланиям, понимая, что, чем больше подчинённое ей войско, тем оно сильнее.

К середине XIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части соответствующих крупным русским княжествам, равным по территории западноевропейским государствам. Сравнение этой церковной структуры с византийской, Руси не позволяли прямо воплощать здесь иноземные образцы, но заставляли имходить из местных нужд. В Византии в XI в. существовало около
80 митрополий и несколько сот епископий. Даже учитывая, что население
Византии этого времени, составляло около 20 млн., было в 3-4 раза больше, чем население Руси (от 5 до 8 млн. по различным оценкам), мы видим всё же за этим различием сходную по форме структуру церковного управления, построенную, однако, по другим принципам. Она соответствовала не византийским основам административного деления патриархии, а русской государственной структуре, сложившейся в XI-XII вв. Нужно учитывать, что если разделение одной митрополичьей епархии на несколько зависело от решения Константинополя, то выделение новых епископий было в компетенции князей и митрополита на месте. Инициаторами здесь были киевские и местные князья. Таким образом, формирование церковной структуры на Руси в конце X-
XIIвв. являлось процессом внутреннего пазвития государственного строя Руси.
Сама митрополия в Киеве, объединявшая всю государственную территорию
Древней Руси, была центром национальной церкви.
Основанные великокняжеской властью и местнымикнязьями епископии представляли собой ценрализованную структуру, которая в основном соответствовала политической структуре. В пору феодальной раздробленности и существования самостоятельных княжеств церковная система из 11-16 епископий, подчиненных как местным князьям, так и Киеву, в определенной степени компенсировало недостаток централизации. Сохранены политические роли Киева, за обладание которым боролись практически все княжеские линии, несомненно способствовало среди других факторов и наличие в нём митрополичьей кафедры, ибо обладание древней столицей позволяло сильному князю использовать в своих интересах не только епископа своей епархии, но и главу всей русской церкви. История формирования церковной земельной собственности представляет интнрес и в плане изучения экономических основ существования церковных организаций на Руси, и в общем плане эволюции феодальных отношений от ранних этапов к развитым. Ранние упоминания земельной собственности кафедр и соборов относятся к первой половине XII в.
Это несколько позже, чем первые упоминания монастырской земельной собственности ( киевского Печерского монастыря), но примерно тогда же, когда получают земли другие известные монастыри.
Наряду с кафедральными соборами в прцессе эволюции от центролизованных государственных форм эксплуатации земли к частнофеодальным формам земельными собственниками стали монастыри .Их экономическое положение было иным , ибо десятинная система распространялась на них редко . Ктиторы монастырей должны были изыскивать средства обеспечения учереждаемых ими обителей .
Одним из наиболее ранних и важным в социально - политическом, как и культурном , отношении был Печерский монастырь под Киевом . Он был основан при митрополите Иларионе и князе Ярославе монахом Антонием из г. Любеча .Он возник, по сообщению летописной повести, первоначально в пещере.
В истории формирования Печерского монастыря как феодального собственника выделяется несколько процессов представляющееразные в политическом значении стадии этого формирования . На примере одного Печерского монастыря можно проследить своеобразный процесс зарождения и развития феодальной собственности церкви путем передачи ей государственных земель . Это первый этап ,который состоит в переходе от ранней ,государственной формы феодальной эксплуатации земель с сидящим на ней населением к частнофеодальной форме.
Идеологическими задачами деятельности монастырей определялась их деятельность как высшей школы для подготовки епископов , в компетенцию которых входили практически все вопросы идейной , церковной , семейной жизни населения. Монастыри обладали населенным крестьянами землями и были заинтересованы в увеличении их числа .Передача феодалами монастырям земель вела к постоянному и не ограниченному тогда еще росту церковной собственности . Система церковной и монастырской феодальной собственности строилась на других организационных основах , чем светская . Древнерусская церковная организация , будучи единой по своей структуре , не являлась в лице митрополита верховным собствеником всех принадлежавших отдельным кафедрам , монастырям и церквам земель . Кажддая из церковных организаций , кафедральная или ктиторская церкви , монастырь , была связана с определенной церковью,престолом,которые ибыли номинальными собственниками недвижимых и движимых богатств.Феодальная структура этой организации определялась, с одной стороны , административной структурой с подчинением входящих в неё частей епископскому и митрополичьему центру , из другой - сохранением прав на земли за конкретными монастырями и церквами .
Церковная земельная собственность была раздробленой между множеством церквей и не представляла единства . Её сила была в другом - в религиозном господстве над обществом и в централизованной административной системе.
О значительной хозяйственной деятельности киевского Печерского монастыря ещё в XI в. говорит сообщение Жития Феодосия о том , что он построил при монастыре особое богоугодное заведение , своеобразный и инвалидный дом , на содержание которого он выделил десятину со всех монастырских доходов .
Здесь монастырь выступает не только как монашеская община , но и как хозяйственный организм, который отдает часть с доходов ,которые он получает со своих имений .
Определяя место монастырей в социальной структуре Руси 11-12вв. , следует указать , что они являлись формой социальной организации людей на основе отказа от принятых в светском обществе норм жизни . На монастырях лежала в средневековье социальная функция обеспечения нетрудоспособных . Наряду с сельскохозяйственным и ремесленным производством монастыри, как ,например ,
Киево-Печерский , занимались и торговлей . Крупные монастыри были центрами идеологической жизни Руси. Здесь жили историки и агиографы , составлялись жития , летописные труды , существовали скриптории , снабжавшие книгами читателей . Традиционной для высших деятелей церкви была деятельность их в качестве послов . Такая их роль определялась , во-первых, их духовным статусом , представлением о том ,что духовенство имеет особую поддержку
Бога , и, во-вторых , их большей отстранённостью от земных конфликтов.
Однако сама функция духовенства , как парламентёров ограничевалась только технической деятельностью по представлению интересов борющихся сторон .
Требует специального рассмотрения вопрос об участии духовенства в феодальных представительных органах решавших государственные вопросы , как княжеских съездов , так и собраний с более широким составом.
В.Т Пашуто в своей работе "Древнерусское государство и его международное значение "( стр.14) выделяет в качестве одной из форм сословного собрания собор с участием князя , представителей города , епископов и церкви, " своего рода расширенный совет , созванный для обсуждения сравнительно второстепенного законодательного вопроса". Епископы, попы ,городские организации белого и черного духовенства принемают участие в широком соборе в том случае , когда обсуждаются вопросы о передаче княжеского стола в обход существующих традиций , евангельских принципах или норм права . К церковной поддержке прибегали при назначении наследника княжеской власти при живом князе и в другой форме - объявлением княжеского завещания в кафедральном соборе.
Известно о сотрудничестве князей с церковными иерархами при создании новых юридических норм , при кодификации права . По Повести временных лет ,
Владимир Святославич выработывал новые христианские нормы уголовного права вместе с епископами и " старцами ". Устав о церковных судах был составлен
Ярославом Владимировичем вместе с митрополитом Иларионом , о чём свидетельствует его текст ( " А се аз , князь великыи Ярослав ,сын
Володимеров , по данию отца своего сгодал есмъ с митрополитом киевскым и всея Руси Иларионом ....") и его содержание .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.