Рефераты. Церковь и государство 13 век






p> Вместе с тем в Византии сложилась удивительная традиция. Она сложилась не сразу, лишь к концу Iтысячелетия, всех государей стали миропомазывать на царскую власть. Это было церковное таинство, которое предполагало, что всякий государь, вступающий на престол, получает не только благославлениние и молитвенное предстательство Церкви за свою деятельность, но и получает особую благодатную помощь от Бога для осуществления своей деятельности.

Вместе с тем Церковь всегда; исходя из реального видения этого отпавшего от Бога мира, предполагала то, что употреблять силу по отношению к творящему насилие часто оказывается неизбежным.

В истории достаточно определенно подтверждается русскими церковными иерархами своё представление о государстве как о сфере профанной, которая никогда не может быть полностью в глубинах своих сакрализована
Церковью.Однако церковь сосуществовала с государством, продолжая воспитывать среди подданных Риссийского государства достойных христиан.

Церковь и её отношение к войне.

Проблема войны и мира является актуальной проблемой наших дней. Война недопустимое средство выяснения отношений между народами. Веками, даже тысячелетиями формировались представления о международных отношениях, основанных на применении силы. Раньше среди наиболее распространённых представлений о международных отношениях бытовала формула Клаудевица:"Война есть продолжение политики, только другимисредствами''. Анализируя связь религии с государственной машиной в классовом обществе, К.Маркс показал, что отличительная черта православия, отождествление гсударства и церкви, гражданской и церковной жизни. Связь эта была настолько тесной, что невозможно и сегодня изложить историю страны отдельно от истории церкви. В основе отношения церкви к войне лежало библейская "теория" происхождения войн. Библия являлася тем фундаментом. на котором строилась и строится православное учение о войне и мире. Согласно священному писанию, с одной стороны, человеку свыше были даны такие мирные заповеди морали,как "не убий"(Исх. 20, 13); " возлюби ближнего своего, как самого себя" (Мф. 22,
39);" Бог запретил низводить огонь с неба на неприемлющих его"( Лк. 9, 54-
56) и повелел апостолу Петру возвратить меч свой в его место (Мф. 26, 52).
С другой стороны, в Библии содержатся и прямо противоположны советы, рассказы о массовых убийствах десятков тысяч людей. В Первой Книге Царств повествуется о том , что бог потребовал от царя Саула начать войну против народа Амалика:" Так говорит Господь Саваоф:... иди и порази Амалика.."

( 15, 2-8). Во- второй Книге Царств идёт речь о войнах царя Давида, его жестоких расправах с жителями г. Раввы: " А народ, бывший в нём, он вывел и положил под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросил их в обжигательные печи..." ( 12, 31). В Книге Судей израилевых рассказывается как плохо вооруженные израильтяне разбили близ горы Фавор ханаанского полководца Сисару, у которого была сильная армия. Израильтянам помогал бог,который "...привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчения его..." ( 4, 15 ). Более того, в Библии содержатся так же рекомендации, как надо воевать, убивать, грабить, разрушать: "... Осади его(город) ... и когда Господь Бог твой передаст его в руки твои , порази в нем весь мужской пол остриём меча:..не оставляй в живых не одной души".
(Второзаконие 20, 12-16). Временами Бог личным примером показывает как надо воевать . В Книге Иисуса Навина рассказывается, как помог Бог израильтянам завоевать город. Он бросил на их врагов " ... с небес большие камни..., и они умирали ; больше было тех, которые умерли от камней града , нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом " ( 10, 11). Подобные ссылки на священный авторитет давали церковникам возможность истолковывать характер войны так, как было угодно власть имущим. Если война была выгодна правящему классу, церковь её оправдывала, если война переростала в освободительную и грозила вылиться в вооружённую борьбу народных масс за освобождение от классового и национального гнета , церковные деятели призывали на помощь авторитет Иисуса Христа , говорившего, что " ... взявшие меч, мечом погибнут." ( Мф. 26, 52 ). И так. мы видем , что пока церковь была тесно связана с правящими классами в эксплуататорском обществе, она выступала в вопросах отношения к войне на его стороне . Итак, война объяснялась наказанием за грехи. Это якобы то крайнее средство, к которому пришел Бог , чтобы обеспечить торжество добра над злом. Истоки "
Богословия мира , как идеологии, лежат в " теологии мира " " Августино
Блаженного ( 354-430 гг. н.э.), христианского богослова и философа. Мир он представлял с одной стороны . как универсальное духовно- нравственное понятие, отожествляя его с богом, а с другой стороны ,как элемент общественно- политической жизни людей, объявляя мир целью человеческого общества и задачей государственной деятельности . Его концепция была положена в основу хритианской теологии мира. Мир , как покой , Августин противопоставлял войнам , которые считал " величайшем злодеянием ".
Признавая несправедливость войн , он оправдывал " справедливые ", которые ведутся с целью восстановления мира и наказания его нарушителей. Всё же войну он считал крайнем средством, применяемым тогда. когда исчерпаны все мирные средства. Однако Августин допускал что, христианин обязан участвовать и в несправедливой войне, выполняя свой воинский долг, ответственность за это несет не он, а его начальство. Согласно " Богословию мира , мир- это не просто альтернатива в войне , а богоустановленный порядок жизни, основанный на союзе бога и людей .Мир-это прежде всего осуществление Завета , то есть мир с Богом и,как следствие этого , мир в собственной душе человека как благо и гармония .

Система церковных органов .

Положение церкви в государственной и общественной жизни .

Для понимания деятельности древнерусской церкви как социально- политической организации важно изучение не только её общехристианских и византийских традиций и истоков, но и условий её экономического положения на Руси как при самом учреждении, так и в процессе эволюции в течение интересующего нас времени .

За это время Русь прошла два периода социально- экономического развития
, которые в современной советской науке принято обозначать , раннефеодальный период ( IX-XI вв.) и период развитого феодализма ( с XII в. и далее ).

Церковная организация была создана на Руси в конце X в., т.е. в условиях первого периода существования феодального общества, что и определило способ её материального обеспечения - княжеской властью и в виде отчислений от государственного бюджета .

Активная роль государственной власти при формировании на руси церковной организации сказалась не только в создании её структуры - митрополичьей и епископских кафедр , но и в обеспечении материальных условий их деятельности. В период раннего развития феодального строя , когда не могло быть речи не только о приобретении путем покупки земельных владений , но и о получении их от князя на основе лена , новая организация должна была существовать за счет князя , государственного бюджета , путем отчислений от собираемых им даней и других поступлений на княжеский двор.
Таким же образом в X в. обепечивалось существование дружины , государственного аппарата , тесно связанных с князем.

Особой формой , в которой происходило отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви , была десятина . Это православянское слово , общее всем славянским языкам , обозначает одну десятую часть чего- либо. Церковная десятина на Руси средство обеспечения христианского культа известна с первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов ,
Десятинной церкви Богородицы и некоторых других , причем она имеет централизованную форму и дается князьями из тех поступлений , которые они получают с территории государства , Десятина давалась не всем вновь основанным церквам , а только соборным . Десятина была отчислением в пользу церковной организации от поступлений князю . Каков был её состав ? Прежде всего это десятая часть от княжеских даней (" от всякого стада и всякого живота " , " отвсего имения", " от всих скот своих...и от жита на вся лета". Структура десятины "от даней" хорошо видна в Смоленской уставной грамоте 1136 г. , данной одной из " соборных церквей " : она взимается с каждой из 34 административных единиц княжества , города или волости, которые выплачивают на княжеский двор установленную сумму , начиная от 1000 гривен в Вержавлянах и 400 гривен с Торопца и кончая 10 гривнами с мелких волостей .

Посколько в X-XI вв. дани собирались княжеским дружинниками и зависимыми людьми княжеского двора , отчисление десятины производилось непосредственно в центре , куда поступали дани ., В приведенных выше свидетельствах о десятине XI-XIII вв. слово "полюдье " не упоминается.

Наряду сданями церковная десятина отчислялась от поступлений откняжеского суда . Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в Краткой Правде XI в. (ст.41) , где при расчете долей судебных пошлин вместе с долями мечника в одном случае и емца в другом указана и " десятина" .

Десятину получала церковь также от княжеских торговых пошлин . Хотя сведениями об этом виде отчислений церкви в конце X-XI вв. мы не располагаем - они относятся только к XII в. , -нет оснований считать , что торговая десятина появилась только в XII в. Торговые пошлины существуют со времени образования государства , нуждающегося в пополнении бюджета , при обеспечении новой организации отчисления от этих пошлин также должны были поступать церкви . Другое дело , что с ростом внутренней торговли и развитием города торговые пошлины должны были играть всё большую роль в бюджете городов и стал вопрос об ограничении их поступлений церкви .

Слово " десятина" предполагает , что доля в пользу церкви от тех поступлений,которые подлежат разделу , составляет одну десятую , 10 % . каков размер десятины в действительности ? Не всегда она составляет на самом деле эту долю. Так, расчеты судебной десятины в Краткой правде показывают , что там она представляет одну пятую долю князя , т.е. 20%.
Что собой представляет древнерусская церковная десятина с политэкономической точки зрения? Есть основания оценивать сущность каждого из трёх видов десятины отдельно, поскольку она отчисляется от разных источников. Торговая десятина представляет собой отчисление от торговых пошлин, получаемых местными и центральными органами управления от внутренней и внешней торговли. Формула "из торгу десятая неделя" и "десятый торг" говорят, скорее, о том, что эти пошлины собирались в городах, во время самой торговли и могли относиться как к импортным товарам, так и к внутренним, создаваемым в городе и привозимым из деревни. Цена товара определялась затратами не только на его транспортировку и продажу, но и на его создание, и изымание торговых пошлин было формой эксплуатации со стороны феодального государства труженика, хотя относить такие пощлины к формам ренты и нет оснований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.