Рефераты. Церковь и государство 13 век






p> Процесс христианизации Руси проходил параллельно объединению территорий разрозненных княжеств под эгидой Киева. Исповедание православия бы служило обязательно для занятия определенного места в государственной структуре Киевского государства. Поэтому первой целью при вымещении гнева язычников служили государственные чиновники, как правило разбогатевшие общинники.

Земледельческие магические обряды не изменились и после принятия христианской веры и не только в деревне, но и в городе. Древнерусское общество явно предпочитало церкви " трубы и скоморохов, гусли и русалии".
Языческие праздневства были обычными для городской и сельской жизни. "
Видим то игрища утолчена, и людий много множество на них, яко упихати начнуть другу друга, позоы деюще от беса замышленаго дела. а церкви стоять", - жаловались церковники в конце XI века.

В своем практическом воплощении аграрно-языческое средневековое мировозрение проявлялось не только в дни праздников. Не менее ощутимо оно было и в " лихую годину" . В не урожайную голодную пору языческая обрядность должна была способствовать преодолению "напасти", благополучию всей общины для чего необходимо было ритуальное избавление коллектива от индивидуумов, по архаичеким представлением, беды и неустройства. Летописи рисуют нам картины народных волнений, возникавших- особенно в северных регионах Древней Руси- на такого рода почве в XI-XIII веках. В них
,безусловно. присутствует социальная окраска борьбы различных по имущественному и общественному положению групп населения(однако эта борьба неносила классового характера, ибо в обществе того ремени ещё только шёл процесс, клссообразования., но не менее ярко видны в них и языческие магические мотивы.

Об одном из них рассказывается в летописи под 1024 год. " В сеже лето взсташа волзсви в Суждали, избиваку старую чадь по дьяволю наущению и бесованью, глаголюще, яко си держать гобино. Бе мятежъ велик и голод по всей той стране..." Сразу же необходимо заметить, что "мятеж" происходитвнутри единой классово не расчлененной общины:кроме волхвов , старой чади, летопись в числе активно действующих лиц упоминает и "всих людьев". Все они входят в свободную общину. Конфликт был обусловлен голодом, возникшим в результате неурожаев, длившиеся несколько лет подряд.
В этой экстремальной- при большой зависимости человека от природных условий- ситуации, волхвы-лидеры общества, традиционно совмещавшие общественные и
(в данном случае- языческие) функции. По языческим нравам , чтобы восстановить благополучие общины, людей, скрывающих урожай или отрицательно влияющих на него (или на приплод скота и т.д.), убивали или изгоняли, предворительно разорив.

В 1071 году неурожай разразился в Новгороде. Обеспокоенные этим и
"прельщённые" волхвом новгородцы выступили против княжеской и епископской администрации. " И разделишася надвое,- рассказывает летописец, - князь бо
Глеб и дружина его идоша и сташа у епископа, а людье вси идоша за волхва."
Весь Новгород, вся городская община, куда входила не только " простьцы" , но и местные бояре , и богатые купцы ( по отношению к ним князь , епископ и дружина были пришлыми, решили "погубити епископа". Епископ ,будучи одним из общественых лидеров, нес, как и полагается ему по языческим меркам , ответственность за процветание народа. В данном же случае он предстаеткак не справишийся с обязанностями по обеспечению благополучия новгородской общины. В подобной ситуации обычай требовал человеческой жертвы. И только благодаря решительности Глеба, зарубившего волхва, епископ Федор не был убит. Но этим лишь было отсрочено осуществление языческого обряда, так как с уничтожением волхва не устранялась главная причина конфликта, состоявшая в недостатке жизненных припасов.

Отягощенный грузом языческих представлений народ продолжал по традиции, причины всех бед искать в "плохих" управителях, и пятался пересилить их с помощью старого средства- смены или уничтожения своих руководителей.

Осмысливание вышеизложенных данных приводит нас к выводу, что Древняя
Русь и после принятия христианства являла собой и в мировозренческом отношении, и в практических действиях языческое общество лишь с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большенство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в XI и в XII, и в XIII вв., а иногда и в более позднее время.

В Ростове ещё в конце XI века в Велесовом конце стоял каменный идол
Велес, которому поклонялись многочисленные язычники. По Новгородской земле разбросаны селения с названиями, производными от Волоса(Велеса) . Культ
Волоса сохранился в новгородской земле и в XII-XIIIвв. Об этом свидетельствует одна из новгородских грамот того времени. Автором которой являлся дружинник, а речь шла видимо о подготовке языческого праздника посвящённого Велесу.
Русский автор-переводчик " Слова об идолах св. Григория" (XIIIв). с горечью константировал, что "иныне по украинам (окраинам) их молятся проклятому богу их Перуну , Хърсу и Мокоши и вилами, нъ то творять якы отай".
В " Слове христолюбца" (XIV в.) к именам богов добавляется ещё и имя
Симаргла. От языческих "кумиров" долго не могли отойти и сами ревнители новой веры."Даже попове и княжниде" веруют в Перуна и Хорса, "подкладывают им требы и куры им режут",- писал один из церковных авторов XIII века.

Под своим именем жила в народе ещё в нашем столетии Мокошь. В одной из церковных книг XVI века говорится, что у исповедующейся в церкви спрашивали: " Не ходила ли еси к Мокоше?". При стрижке овец в ножницы вкладовали клок шерсти - жертва Мокоше , как божеству, " ответственному " за женские работы, в частности прядение.
Мотивы культа предков звучат на протяжении XII-XIIIвв. и в летописных записях. Последние фиксируют бытование в княжеской среде культа княжеских родоначальников .В критических ситуациях князьям чудесно помогают по- язычески вызываемые ими предки- отец, дед или прадед. А исследование "По- учения" Владимира Мономаха- одного из популярнейших князей Киевской Руси- позволяет сказать. что он " во многом стоит на точке зрения язычества". в его миропонимании божество сливается с природой. В быту Мономах продолжает руководствоваться исключительно житейской целесообразности и здравым смыслом, присущими языческим нравам.

Слияние язычества и православия

Синкретическое смещение языческой и христианской религий происходит уже в Московской Руси. Именно источники послемонгольского периода говорят нам о
"двоеверноживущих". Определенную роль в повороте к христианству сыграло монголо-татарское нашествие и установление ига над русскими землями.
Отвлеченный, а потому и чуждый ранее догмат искупления за грехи в условиях ужасных последствий завоевания хищных степняков становится реальностью.

Древнеславянское верования в несколько измененном виде и, будучи частично переосмысленными, вошли в православном вероучение и культ РПЦ. На христа, богородицу и святых были перенесены многие черты древнеславянских богов-покровителей( Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.) , а на крест , иконы и мощи- функции языческих идолов. Многие элементы древнеславянского земледельческого уклада и скотоводческого культа вошли в христианский церковный календарь. Так, промежуток между рождеством и крещением заняли дохристианские святки, за ними следует масленница. которую церковь превратила в преддверие великого поста. В христианскую пасху вплелись языческие плминальные обряды, а также древнеславянский культ хлеба, в троицу- культ березы и другие элементы древнеславянского праздника семика.

СЕМИК- древнеславянский праздник в честь окончания весенних полевых работ, щироко отмечавшийся в прошлом на Руси. Ритуалы Семика были связаны с верой в растительных духов, от которых . по бытовавшим верованиям. зависело плодородие земли, а следовательно и урожай. Многие из обрядов Семика вошли в культ христианской троицы (традиции украшать дома зеленью , плести венки, водить хороводы вокруг молодых березок и т. д. ). Да и само название
Семик сложилось после введения христианства на Руси. т. к. праздник отмечался в четверг седьмой недели после пасхи.

Преображание господне стали отмечать как праздник сбора полдов- яблочный спас. Следы древнеславянских верований продолжают сохраняться и в современном русском православии, так и не изжившем до конца фактического двоеверия.

Влияние церкви на государство.

Взгляды церкви на государство и народные выступления против порядка правления .

Сущесвуя в рамках самых различных государственных систем, православная
Церковь всегда пыталась найти богословное обоснование этому явлению в земной человеческой истории.

С точки зрения православного церковного вероучения, государство как таковре не было изначально предусмотрено промыслом Божиим. Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь не установил государство как форму взаимоотношений между сотворенными им людьми.
Грехопадение- отпадение первых людей от Бога, привело к глубоким изменениям не только в человеческом обществе, но и во всем мироздании в целом, сделало возможным появление государственной власти как формы взаимоотношений людей в уже отпавшем от Бога мире, людей, которые несли на себе печать первородного греха. Этот древнейший тезис,существовавший в церковном вероучении, предполагает восприятие природы государства как природы в истоках своих ущербной.

Государства не было до грехопадения и, соглпсно учению Церкви, в тот момент, когда Христос прейдет в этот мир второй раз, когда произойдет тот самый Страшный Суд о котором многие, даже не церковные люди, наслышаны как об акте, завершающем процессе земного бытия, когда произойдет преображение мира и человека, государства не будет. Государство- это нечто временное.преходящее в истории человечества, с церковной точки зрения.
Будучи достаточно реалистичной по отоношению к отпавшему от Бога миру и человеку. Церковь всегда знала, что государство было, есть и будет до тех пор, пока существует этот самый мир и этот до конца не преобразовавшийся человек.

С церковной точки зрения воля Божья возвещается только через Церковь, и только лишь Церкви она может быть явлена в полной мере. Поэтому с самого начала ещё Ветхозаветная Церковь резко проводила грань между собой и всеми существовавшими тогда, до прихода Спасителя, формами государственности, в которых на самом то деле утверждалась воля человеческая или даже воля дьявольская.

Приход в мир Спасителя позволил Церкви более конкретно,но достаточно сдержанно оформить своё отношение к государству.

Отношение церкви и государства выражается через лаконичные определения : Церковь-это царство не от мира сего, в то время как государство исключительно от мира сего, и Богу богово, кесарю кесарево.
Христиане были гонимы, были мучимы и убиваемы, но вместе с тем они продолжали исполнять свои общественные обязанности. История Церкви знает многих святых мучеников, погибших в этих гонениях, которые занимали весьма высокое положение в Римском обществе и которые весьма добросовестно исполняли свои государственные обязанности. И вместе с тем христиане, оставляли для себя одно очень важное право- не поклоняться императорам римского государства как высшей ценности в этом мире. Они молились за императора, они служили императору, но никогда , даже под угрозой смерти
.не поклонялись императору, ибо государство, воплощенное в лице императора, представлялось для них ценностью преходящей, временной, которую можно было учитывать в своей деятельности и которую нужно было учитывать, но которую нельзя было обожествлять. Церковь никогда не ставила на один уровень с ней самой,Церковью как Богочеловеческим установлением, языческую государственность, даже принявшую на себя атрибуты христианства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.