31. Понятие и структура политической системы общества. Особенности эволюции современных политических систем. Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.). Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. Структура политической системы. Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы. Эволюция политической системы. Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Сейчас: эволюционирует в сторону правовой, демократической политической системы. Демократизация общества, формирование гражданского общества.
22. Понятие, основные черты и виды правоотношений. Структура правоотношений. Правоотношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юрид.правами и обязанностями, охраняемыми гос-вом. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права. Можно выделить следующие признаки правоотношений: 1) идеологический характер, т.к. их возникновение, изменение и прекращение проходит через сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание 2) волевой характер, т.к. правоотношение всегда является результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон; 3) двусторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юрид.обязанности; 4) взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.к. эти отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях; 5) наличие правосубъектности как отличительной черты сторон в правоотношении; 6) регулирующая роль, заключающаяся в том, что правоотношения определяют конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формируя или определяя общественную волю. Структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента: субъект, объект, право и обязанность. 1) Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юрид.прав и обязанностей. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это признаваемое гос-вом право быть носителем юрид.прав и юрид.обязанностей. Дееспособность – это возможность лица своими действиями самостоятельно реализовывать свои права и исполнять обязанности. 2) Объект правоотношения – это фактическое поведение его участников. 3) Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая гос-вом возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. 4) Юридическая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая гос-вом необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, гос-ва в целом). Виды правоотношений. По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, или гос-венно-правовые, гражданские, гражданско- процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно- исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т.е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов. Соответственно основным юрид.функциям права выделяются регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения являются результатом осуществления регулятивных юрид.норм, закрепляющих опред.порядок отношений, создающих в обществе правопорядок, т.е. тот результат, ради которого принимаются юрид.нормы. Охранительные правоотношения возникают как реакция гос-ва и общества на неправомерное поведение субъектов права. Они служат защите существующего в обществе нормального порядка отношений и наказанию правонарушителя. Регулятивные правоотношения бывают двух видов: активные и пассивные. Первый вид выражает динамическую функцию права и складывается на основании обязывающих норм. Второй вид выражает статическую функцию права и складывается на основе запрещающих и некоторых управомочивающих норм права. В юрид.литературе также существует деление правоотношений на абсолютные и относительные. В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения. В относительных правоотношениях точно определены обе стороны: и лица управомоченные, и лица обязанные. В абсолютных правоотношениях точно определяется лишь одна сторона – носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица – всякий и каждый. Считается, что к таким правоотношениям относятся отношения собственности, авторские и изобретательские отношения. Различают также общие и конкретные правоотношения. Общие правоотношения возникают на основе конституционных норм, определяющих права, свободы и обязанности личности, уголовно-правовых и административно-правовых запретов. Если права, свободы и обязанности реализуются, а запреты нарушаются, то возникают конкретные правоотношения, которые могут быть как регулятивными, так и охранительными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12