10. Англо-саксонская правовая система, ее основные черты и особенности развития. В отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в гос-вах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. А-А общее право включает прежде всего группу английского права с характерным для Англии прагматически- рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких странах, где никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных социально- философских теорий и где в то же время в силу исторических особенностей развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей власти, к ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной системы. Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в жизни США и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью также входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 гос- в – членов Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями права справедливости, оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали начиная с XIII в. В ходе деят-сти королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Характерные черты правопонимания в этой семье выражается формулой: «Средство судебной защиты важнее права», т.к. основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд. В XIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке опред.процедуры споры по обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось право справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших общее право существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных случаев. Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи являются: 1) индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; 2) приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5) отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем.
12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт. Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма гос- венного устройства – это национальное и административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают. Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1) Предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 3) Составные части унитарного гос-ва (области, департаменты, округа, провинции, графства) гос-венным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то же время местные органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном гос-ве все внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами гос-венной власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12