Рефераты. Закономерности развития этносоциальных общностей






В этом и была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима) ворот, его душа была уже мертва».

Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», - утверждал он. Национальное сознание трактуется им как сознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Теоретически национальное сознание есть сознание того, что я и мои соплеменники продукты одной и той же истории.

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру…достоянием всего народа и таким, единственно возможным образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность».

Определяющим признаком в развитии нации является экономический. История свидетельствует о том, что на конкретных территориях сменилось множество народов, угасли цивилизации. Четко фиксируемым пространством жизни территория становится тогда, когда в ее границах формируется определенный социально-экономический организм.

Особое место в формировании и развитии нации играет язык. Он относится к этническим признакам нации и возникает в процессе развития предшествующих ей этносоциальных общностей. Изменяются социальные функции языка как средства административно-политического и социокультурного общения. Суть дела не в том, на каком языке говорит та или иная нация, а в том, что нация не может существовать без общности языка.

С данной точкой зрения согласны далеко не все российские авторы. В.А. Тишков, В.Б. Пастухов считают, что нация является продуктом государственной деятельности, в силу чего она идентична гражданскому сообществу. На такой же точке зрения стоит и классик российской социологии П.А. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ, - писал Сорокин, - можно определить нацию как солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многочисленными связями, которая состоит из индивидуалистов, которые:

1) являются гражданами одного государства;

2) имеют общий и сходный язык и род культурных ценностей, впрочем, и то и другое является результатом прошлой истории их предков и этих людей;

3) занимают общую площадь, рассматриваемую как их территорию».

Таким образом, различия в определениях касаются в основном пониманием государственного статуса нации.

При изучении наций социологи обращают внимание на такой важный, но не обязательный признак, как доминирующая религиозная конфессия. По мнению большинства исследователей, мировые религии скорее определяют различия цивилизаций или суперэтносов: мусульманского, православного, христианского западноевропейского и т.п. Таким образом, отдельный человек может быть носителем нескольких уровней этносоциальной общности. Например, гражданин России (этнос) окажется католическим христианином (суперэтнос). Под субэтносами понимают этнические группы в составе нации, которые отличаются особенностями говора, бытовой фольклорной культуры, традициями и т.п.

2.4 Малые компоненты этнической структуры

Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы, то есть такие группы людей, которые сохраняют этнические признаки какой-либо нации, и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых вообще.

Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, сохраняя непосредственные социокультурные связи, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой.

Наконец, в России имеется довольно значительное число малых этнических групп, которые насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, самосознание, некоторые бытовые традиции и территорию населения. Это ороки, живущие на Сахалине (170 человек), энцы - на полуострове Таймыр (200 человек) и другие.

Итак, во втором параграфе мы рассмотрели основные типы этносоциальных общностей, живущих на территории России. Они входят в этносоциальную структуру общества - сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства.

Этническая структура общества

Национальные

группы

Малые

этнические

группы

Народности

Нации

-

Субэтносы

3. Взаимодействие этносоциальных общностей

Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов, в том числе проблем территории, языка, традиций, духовной жизни в целом. Объективной основой возникновения и развития национально-этнических отношений является сосуществование отдельных этносов на единой территории (соседних территорий). Как правило, эти отношения не существуют в чистом виде, они вплетены в сложившиеся экономические, социальные, политические отношения, однако их субъектами являются этносоциальные общности.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этносов в работе, определенном уровне потребления, собственности. Социальные отношения этносов реализуются в быту, семейной структуре, в структуре производственных коллективов и т.д. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия этносов в осуществлении политической власти, в национально-государственном устройстве, в практике осуществления гражданских прав.

Взаимодействие этносоциальных общностей характеризуется следующими социальными процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация (адаптация), аккультурация.

Под миграцией понимается передвижение этносоциальных групп в пределах этнической территории или переселение на территорию других титульных этносов.

Интеграция характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-экономической и политической общности.

Консолидация - это процесс слияния относительно самостоятельных этносов и групп, обычно родственных по языку и культуре в единую этносоциальную общность.

Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносоциальных общностей, значительно различающихся по происхождению, культуре, языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса. Как правило, при этом они утрачивают прежнюю национальность и растворяются в социокультурной среде другого этноса.

Аккомодация - это приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного существования и взаимодействия в экономической и социальных сферах.

Аккультурация - это процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей.

Проблемы национального равноправия и справедливости являются исключительно сложными и не всегда поддаются успешному решению даже в развитых демократических государствах. А под национальным вопросом чаще всего понимают вопрос об угнетении одной нации другой, об их неравноправии и социально-экономическом неравенстве, освобождении и самоопределении этноса.

Российская империя, в отличие от западных государств, насильно вытеснявших и уничтожавших коренные этносы (аборигенов) на завоеванной территории, создавала условия для сохранения этносов и обеспечивала им военно-политическую защиту. Большинство народов вошли в состав России добровольно. Тем не менее, уровень социально-экономического и культурного развития большинства этносов значительно отличался, что приводило к периодическим обострениям национального вопроса.

Сейчас национальные отношения внутри Российской федерации характеризуются многоликостью и усилением центробежных явлений. Это становиться понятным, если оценить тот факт, что в течение многих десятилетий шло разрушение индификации этносов за счет унификации и абсолютизации тенденций к сближению наций. Серьезный анализ проблем этносов был невозможен, а национальные отношения сводились к классовым.

Движение к свободе сопровождается появлением многих разъединительных процессов, в ходе которых идет разрушение весьма длительных культурных, экономических и иных связей между этносами. Российский центр зачастую не в состоянии влиять на распределения благ, вести согласование интересов, хотя отмечается определенная тенденция к созданию новой системе управления. Нуждается в упрочнении форма национально-культурной автономии, особенно для народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров)

Будущее России может быть связанно лишь с объединением этих этносов, проживающих в России, но с объединением добровольным, гибким, учитывающим тот существующий факт суверенизаций республик и автономий.

Попытки игнорировать национальные образования вообще, создание унитарного государства, как и попытки утверждения понятий “коренной нации” и подчинения всех интересов, в т.ч. интересов личности, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страну, и нации, и их лидеров.

Поскольку существует серьезный объективный, прежде всего экономический интерес сохранения целостности России, дополненный длительной исторической традицией, то разъединительная тенденция как выражение стремления этносов к возрождению, может обрести созидательное начало на основе нового баланса интересов и баланса сил.

Заключение

Итак, изучая данную тему, мы узнали, что существует такой раздел в социологии как этносоциология. Что данная самостоятельная наука изучает возникновение и развитие этносоциальных общностей, а также очень актуальные вопросы, касающиеся взаимоотношений этносоциальных обществ и один из важнейших вопросов о национальном равноправии, возникающий во все времена и во всех странах. Что содержание этносоциологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке - интерес лишь к экзотическим странам и народам. Этносоциология изучает практически все стороны жизни этнических общностей. Рассматривая историческое развитие этносоциальных обществ, мы узнали, что этнос как таковой начал свое существование с племен, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых социальных связях. А с переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу. С переходом к капитализму возникают нации, в определении которых на первое место выходят экономические отношения. Существуют малые элементы этнической структуры общества: суперэтносы, субэтносы, национальные группы, малые этнические группы. Все они входят в этносоциональную структуру общества - сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства (в нашем случае рассмотрена структура общества Российской Федерации). Проблемы национального устройства СССР всегда была очень важной: на территории бывшего СССР проживало 128 этносов, составляющих 40 наций, около 50 народов, 30 национальных и этнических групп. При распаде СССР оказалось, что четверть населения, т.е. около70 млн. человек, живут за пределами своих национальных государственных образований (25млн. из них составляют русские).

Список литературы

1. Основы социологии: учеб. пособие/ В.И. Золотов; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008. - 224с.

2. Регионоведение: учеб. пособие для вузов/ (Е.Ю.Баженова и др.); отв. ред. Ю.Г. Волков. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 442с.

3. Национальное самосознание русских: (Социол. Очерк)/ З.В. Сикевич. - М.: Механик, 1996. - 205с.

4.Образование в этносоциальном ракурсе государственной кадровой политики / Л.В. Вагина, Б.Т.Пономаренко // Образование и общество. - 2006. -№ 4.

5. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л,В., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М.: Наука, 2000. - 225с.

6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. - М.: Наука, 2000. - 367с.

7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Наука, 1990. - 343с.

8. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.: Наука, 1987. - 334с.

9. Иванов В.Н., Котов А.П., Ладодо Н.В., Назаров И.Н. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации // Социологические исследования. - 1995. - № 6. - С.51-60.

10. Пуляев В.Т. Этносы и национальные интересы России // Социально-гуманитарные знания. -2002. - № 1. - С.18-40.

11. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозревание. - 1994. - № 6. - С.35-49.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.