Рефераты. Закономерности развития этносоциальных общностей






Закономерности развития этносоциальных общностей

21

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова»

Кафедра ТиПС

Вечерний факультет

Курсовая работа

По предмету «социология»

На тему: «Закономерности развития этносоциальных общностей»

Выполнила: ст-ка гр.5СР-61

Турпанова Мария

Проверила: Степанова

Лариса Михайловна

Оценка:

Барнаул, 2008 г.

Содержание

Введение

1. Определение понятия «этнос» в теория ученых

2. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

2.1 Этническая общность

2.2 История развития этносоциальных общностей

2.3 Нация

2.4 Малые компоненты этнической структуры

3. Взаимодействие этносоциальных общностей

Заключение

Список литературы

Введение

Этносоциология или, иначе говоря, социология межнациональных отношений, направление в социологии, изучающее сущность, общие закономерности развития и функционирования этнических общностей, взаимоотношения между ними и разрабатывающее методологические основы исследования этнических общностей. Всесторонне и целостно рассматривая жизнедеятельность народов, этносоциология исходит из соотношения общего, особенного и единичного, раскрывает своеобразие труда и быта, культуры и ценностных ориентаций различных этнических групп, анализирует социально-экономические и политические процессы, происходящие как внутри этнических общностей, так и между ними, разрабатывает основные пути управления развитием этносов.

Этносоциология очень актуальна для изучения, она изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений, которые касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей, устанавливает различия между терминами «этнос», «народ», «нация», значения которых мы часто путаем и не до конца понимаем.

Цель моей работы разобраться в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решения в современных условиях, а также установить существенное различие в определении таких терминов, как «нация» и «народ», и разобраться в их значении.

Объектами изучения курсовой работы являются этносы или этнические общности. Следует принять во внимание, что в отечественной и мировой науке не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. В обществе издавна возникли и имели устойчивое бытование религиозно-идеалистические способы объяснения многообразия этнического состава населения Земли. Один из них - библейский рассказ о попытке возведения Вавилонской башни, завершение которого Бог остановил, разделив строителей по языковому принципу: в результате этого разделения будто бы и возникли различные языки и народы.

Хотя проблемы изучения этнических общностей подвергались и подвергаются изучению всей мировой этнологией, все же теория этноса в относительно большей мере привлекла к себе внимание российских ученых. Свой вклад в ее разработку внесли многие отечественные исследователи. В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют. Это обстоятельство и теперь остается сильной стороной отечественной этнологии.

Этносоциология, подобно любой другой науке, существует и функционирует не только в виде теорий, концепций, идей, методов, фактических данных и т.п., но и в виде сообществ и организаций ученых, проводящих научные исследования.

Современная мировая прогрессивная этносоциология выполняет следующие главные функции.

Первая (и главная из них, представляющая собой основу для выполнения всех остальных функций) - научно-познавательная. Этнологическая наука в лице составляющих ее научных сообществ и социальных институтов осуществляет познание этнографических реальностей, формирует конкретное знание этнической картины мира в различные исторические эпохи и в наше время, исследует характер и особенности этнических процессов во всех регионах нашей планеты. Этнологи стремятся выяснить закономерности происхождения, развития, строения и функционирования этносов, а также определить тенденции их развития в будущем. Без таких знаний едва ли, например, удалось бы удовлетворительно объяснить процессы формирования иммигрантских наций в Новом Свете или же понять природу трудностей становления государственности в ряде стран, недавно освободившихся от колониальной зависимости.

Другая важная функция этносоциологии отвечает потребности самопознания каждого отдельного народа-этноса. Научные знания о происхождении, этнической истории, современном функционировании и перспективных тенденциях развития каждого народа нередко противостоят обыденным представлениям и этническим предрассудкам.

Специалисты изучают такие вопросы как:

¦ возникновение этносов (этногенез),

¦ историческую эволюцию этносов (этническую историю),

¦ современную жизнь этносов,

¦ возможные пути развития этносов (проблемы этнического прогнозирования).

А также такие актуальные направления как:

- расселение народов, их этнонимию и другие аспекты динамики размещения этносов;

- социальные группы в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев и институтов;

- демографические процессы, происходящие в этносах;

- субэтнические группы и образования;

- обряды, обычаи, нравы и верования народов;

- языковое поведение и его влияние на этнос;

- политические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими отношениями и т.п.

Говоря обобщенно, этносоциология изучает разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

1. Определение понятия «этнос» в теориях различных ученых

Человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, развивается по общим социальным законам и распадается на множество исторически сложившихся общностей. Особое место среди подобных общностей занимают этносы (в переводе с греческого - народы). Этническая терминология появилась в социологии во второй половине 19 века в работах Л.Моргана, К.Маркса и других исследователей.

Дискуссии, связанные с определением понятия «этнос», еще не завершены, что отчасти определяется предметом соответствующих научных дисциплин (социология, этнология, этнография, этнопсихология, антропология), а отчасти различаем методологических принципов изучения этнического. В западной социологии этносами и этническими группами зачастую называют такие общности, которые обладают специфическим самосознанием, этноцентризмом. Термин «этноцентризм» был введен в научный оборот американским социологом У. Самнером, который полагал, что существует резкое различие между отношениями внутри этнической группы и межгрупповыми отношениями.

К эмпирическому исследованию институтов культуры и этнического самосознания фактически сводили изучение этносов представители функционалистического направления английские социологи Б.Малиновский и А. Радклифф-Браун.

Х. Гарфинкель - американский социолог феноменологического направления предложил термин «этнометодология», образованный по аналогии с этнографическим термином «этнология». Центральное место в этнометодологии занимает изучение способов интерпретации явлений окружающего мира в соответствии с групповыми нормами обыденного сознания, морали, идеологии.

Поклонники субъективистской, идеалистической интерпретации этнических общностей есть и среди общественных деятелей. Например, теоретики исламского фундаментализма мусульманский этнос расширяют до границ распространения религиозной конфессии.

Оригинальную концепцию этносов и этногенеза предложил Л.Н. Гумелев, согласно которому развитие этноса определяется не социальными, а биофизическими процессами, действием второго начала термодинамики, космическими излучениями. Человек есть часть биосферы, находившаяся под воздействием трех видов энергии: 1) энергии солнца; 2) энергии распада внутри земли; 3) космической энергии. Взаимодействие данных видов энергии и создает этнос - поле биофизических колебаний с определенным ритмом. Поэтому этнические общности отличаются друг от друга не способом производства и культурой, а стереотипами поведения, условными рефлексами, обусловленными адаптацией к географической среде. «Этнос, - считает Л.Н.Гумелев, - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, существующих как этническая энергетическая система, противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно изменяется в историческом времени».

Сам по себе ландшафт и климатические условия по Л.Н.Гумелеву не создают этноса. Для этого необходимо соседство и взаимодействие двух этносов, живущих на территории с разными ландшафтами. Этнос в своем развитии (1200 - 1500 лет) от пассионарного толчка до исчезновения проходит несколько фаз: подъема, акматическую (пиковую) фазу, надлома, инерционную и т.д. Самые тяжелые моменты в жизни этноса - смены фаз, когда ломка психологических стереотипов. Чрезмерное упрощение природы этноса, по сути дела, сведение закономерностей этнической жизни к закономерностям природных объектов (редукционизм), отрицает возможности социального воздействия на этнические процессы, логическая несогласованность ряда основополагающих идей теории - таков далеко не полный перечень слабостей и погрешностей этой концепции.

Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуются дуалистические представления об этносе. Их сущность полнее всего изложена в трудах Ю.В. Бромлея. Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим деление этнос получает якобы двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла - узкий и широкий. Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, в том числе и в Канаде - это этникос (узкий смысл), а украинцы, обитающие в пределах Республики Украины - этносоциальный организм (широкий смысл). Заслугами дуалистической концепции можно считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этносоциальной науки, а во-вторых, одну из серьезных попыток теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.