Рефераты. Закономерности развития этносоциальных общностей






Итак, отметим, что в составе описанных выше этнологических теорий и концепций имеется немало идей, соображений, гипотез и догадок, критическое освоение которых, несомненно, пойдет на пользу науке. Из сказанного также вытекает, что содержание этносоциологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам.

2.Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

2.1 Этническая общность

Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

Общность территории - важнейшее условие формирования всех типов этносов. Причем, будучи условием становления этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором его последующего воспроизводства. Сложившееся самосознание, идеология и культура могут оказаться конституирующими и воспроизводящими этнос даже при потере территориальной общности. Это отчетливо видно на примере этнической истории евреев.

Длительная совместная жизнедеятельность ведет к формированию хозяйственного единства, специфической материальной культуры, бытовой культуры, социальной стратификации. По мнению некоторых исследователей, характерной чертой этноса является эндогамный брак. Эндогамия - это брачные связи внутри определенного сообщества, которое обычно сочетается с экзогамией - запрещением близкородственных браков, входящих в него родов. Однако эндогамия характерна скорее для примитивных этносов, например племен, и нетипична для современных наций.

На основе территориальной и социально-экономической общности возникает духовная культура этноса: обычаи, обряды, нормы поведения, язык. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего - общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. Может измениться этническая территория, некоторые части этноса откажутся от языка, часть этноса отколется от ядра, но сознание общности происхождения и исторической судьбы, то есть этническое самосознание у представителей этноса остается.

Этнос - целостная система, в которой систематизирующую роль выполняют различные признаки (при определяющей роли материального). Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от подобных общностей (самосознанием).

В отличие от этносов, в узком смысле слова этносоциальные общности не только обладают самосознанием, языком и размещены на определенной территории, но и создают особый социально-экономический организм и полную социальную структуру. Как правило, этносоциальные общности состоят из нескольких классов, слоев, групп или сословий.

2.2 История развития этносоциальных общностей

К наиболее древним этносоциальным общностям относятся племена, в которых социальная структура основана на принципе кровного родства, а родовая экзогамия сочетается с племенной эндогамией. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой - от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом - названием. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, которая в различные исторические эпохи существовала на разных континентах земли. Сегодня племена сохраняются в развивающихся странах Африки и Азии.

С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народности. Их образование в период феодализма ведет к замене кровнородственных связей территориальными, к усилению хозяйственных связей и развитию торговли, миграции населения, возникновению частной собственности и сословий. Некоторые племенные языки низводятся до уровня диалектов или исчезают, а один из них превращается в общий язык народности. Современные народности, в том числе и в России, как правило, отличаются преобладанием аграрной экономики, слабым разделением труда, неполнотой социальной структуры, явным доминированием этнических черт в ущерб социально-этнической общности. Еще один важный признак народности - существование во взаимосвязи (в составе) с крупной нацией. Чукчи, ханты, манси, коряки - во взаимосвязи с русской нацией. Уэльская народность (валлийцы) - во взаимосвязи с английской нацией. Этносоциологии и демографы учитывают и такой количественный критерий, как численность этноса. Обычно у народности она не превышает ста тысяч человек, хотя могут быть исключения. Народности - это исторически сложившиеся общности людей, характеризующиеся общностью этнического самосознания, языка, территории, единством хозяйственной и культурной жизни.

Итак, в отличие от племен, народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами - нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

2.3 Нация

Переход к капитализму становится важным этапом в развитии этносоциальных общностей. Складывается единый внутренний рынок, стандартизированное товарное производство с развитым разделением труда, связывающим население государства, прежде всего экономически. На место сословий приходят классы. В горниле социально-экономических преобразований модифицируются собственно этнические признаки новой этносоциальной общности: язык, культура, самосознание. Возникают нации. Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.

Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние - в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую - народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных отечественных этнографов М.В.Крюков небезосновательно утверждает, что, например Ленин, употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921г. в тезисах «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вредным», ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других - к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания «народы Советского Союза», подобно тому, как это обозначено в известной «Декларации прав народов России». В том и другом случаях термин «народы» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное.

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Э.Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…»

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны - Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешена». Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

Нация - это исторически сложившаяся общность людей, возникающая и развивающаяся на основе общности экономических связей, территории, языка, а также особенностей психологии и культуры, которые отражают относительное единство интересов, составляющих данную нацию классов, их общее историческое прошлое.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К.Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая по утверждению К.Каутского, стала складываться еще в XIVв., т.е. в Средние века, и завершилось при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обуславливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация - это душа», - заявляет Э.Ренан.

Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г.Лебон (1841-1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она…сохраняет нацию». Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. Этот идеал - величие Рима - абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.