Рефераты. Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект






Желание сделать карьеру преследуют 18,6 % опрошенных. В основном это студенты достаточно хорошо материально обеспеченные; менее обеспеченные стремятся получить диплом и овладеть специальностью. Как показали результаты исследования, мотивационные позиции пятикурсников и первокурсников отличаются. Первый курс воспринимает получение диплома как недосягаемую перспективу, а пятикурсники, находящихся на завершающей стадии обучения, интересует, прежде всего, получение специальности и будущая карьера.

Для того чтобы сопоставить полученные в ходе исследования результаты и выявить самооценку самих студентов в нашем интервью мы предложили им ответь на вопрос «Кто такой современный студент?». Результаты были получены самые разные. В таблице 1 и на рисунке 7 представлены наиболее популярные ответы.

Таблица 1.

Наиболее популярные ответы ставропольских студентов на вопрос «Кто такой современный студент?»

п/п

Варианты ответов

Доля, %

1.

Это те, кто стремится получить достаточно хороший уровень знаний, чтобы обеспечить достойную карьеру в будущем

23

2.

Это веселые, жизнерадостные люди

20

3.

Это те, кто обучается в высшем учебном заведении

14,9

4.

Это оригинальные, интересные люди

12,1

5.

Это будущая интеллигенция

9,6

6.

Это умные, всесторонне развитые люди

8,4

7.

Это те, кто любят весело провести время

7,5

8.

Это бедные и вечно голодная молодежь

6,7

9.

Это молодые люди, которые сами строят свое будущее

5,3

10.

Это молодые, хорошие люди

3,5

Опираясь на полученные ответы можно составить самоидентификационный портрет студенчества ставропольского края. Современные студенты - это умные, интересующиеся люди, нацеленные на получение хорошего образования. Преследуя данную цель, они стремятся реализоваться в будущем как интеллигенция. Студенческая молодежь отличается жизнерадостностью и беззаботностью, любит весело провести время, но не в ущерб основному виду деятельности - учебе.

Характеризуя самоидентификационный образ современного студента необходимо обратить внимание на то, о чем говорилось немного выше, а именно о том, что ценностные приоритеты студентов, обучающихся на технических специальностях, несколько иные, чем ценности студентов-гуманитариев. При проведении нашего исследования мы пытались проследить данный момент и, анализируя полученные данные, попытались провести аналогию. Таким образом, оказалось, что более прагматичными, четко настроенными на получение знаний оказались студенты, обучающиеся по техническим специальностям в отличие от гуманитариев.

В тоже время гуманитарии более чувственны, эмоциональны, оригинальны и интересны. Именно среди студентов гуманитарных специальностей большинство охарактеризовало себя как умных и всесторонне образованных людей.

Как показало исследование, на технических специальностях вузов обучается большинство молодых людей, поэтому их ответы на вопрос: «Кто такой современный студент?» ответили, что это веселые, беззаботные и жизнерадостные люди, любящие хорошо провести время. Среди гуманитариев учится больше девушек, которых в большей степени затрагивают социальные проблемы, именно это, на наш взгляд, дало основание на образ современного студента как бедного и голодного молодого человека.

Возрастная специфика студенческой молодежи подчеркнута в ответах и гуманитариев, и технарей. Поскольку и те, и другие обозначили такую позицию, как «студенты - это молодые, хорошие люди. Кроме того, обе категории студентов самоидентифицировали в равной степени себя с частью молодежи, которая сама строит свое будущее.

Несмотря на представленные различия в существующих представлениях о самих себе все студенты единодушно подчеркнули корпоративность, гордость за принадлежность к студенчеству (83 % опрошенных) и верят в настоящую студенческую дружбу (87,5 % респондентов).

Для формирования целостного представления о самоидентификационном портрете студенчества целесообразно обратиться к психологическим и нравственным характеристикам студенческой молодежи. Наглядно результаты представлены на рисунке 8.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно констатировать, что весьма интересной является позиция «расчетливость», выбранная 31,5 % респондентов. На наш взгляд, данная позиция обусловлена, прежде всего, спецификой учебной деятельности, а именно сдачей экзаменов, зачетов, контрольных и курсовых работы. В условиях нехватки времени студенты стараются воспользоваться помощью сокурсников и каким-то образом приспособится к ситуации. Так считает большая часть студентов первых - третьих курсов. Хотя с родными и друзьями студенты весьма искренни и открыты. Это подтвердили 21,5 % опрошенных. Студенты-пятикурсники имеют несколько иное представление о самих себе и идентифицируют себя с серьезными и рассудительными людьми (27 %). В то время как 17 % опрошенных отметили безответственность и легкомыслие в качестве отличительных признаков студенчества, подчеркнув тем самым возрастную специфику данной идентификационной группы.

Такие позитивные личностные качества, как бескорыстие и доброта занимают самую низкую позицию и выбраны в качестве приоритетных всего 7,5 % опрошенных. На основе принципов морали, являющихся тем идентификационным кодом, который определяет духовные качества личности, детерминирует поведение личности в обществе.

Для анализа внеучебных интересов и увлечений студенчества в анкете были запланированы такие вопросы: «Как, по Вашему мнению, обычно проводят свободное время студенты?» и «Каковы, на Ваш взгляд, основные увлечения студентов?». Здесь мы также постарались учесть отдельно мнение студентов, обучающихся по техническим специальностям и по гуманитарным. Для большей наглядности результаты были преобразованы в столбчатую диаграмму. (Рис. 9)

Анализируя полученные данные, можно проследить, что обе группы студентов (гуманитарии и технари) на первое место поставили общение с друзьями в свободное время (65 % и 61 % соответственно). Из диаграммы видно, что по всем указанным позициям различия несущественные, кроме таких позиций, как «игра в компьютерные игры» и «чтение художественной литературы».

В полнее естественно, что студенты технических специальностей в большей степени предпочли проводить свободное время, играя в компьютерные игры (51,5 %), в то время как только 15,7 % гуманитариев предпочитают этот вид отдыха. Зато, что касается чтения художественной литературы, здесь наблюдается обратная ситуация, выражающаяся в следующем соотношении: 41 % гуманитариев и 4 % технарей. Оказалось, что профессиональные интересы студентов переносятся и на свободное время и обусловливаются особенностями факультетов, на которых они обучаются.

Вместе с тем, одинаковыми для всех студентов стали предпочтения посещения дискотек, дружеских компаний и просмотра телевизионных передач, например, занятиям спортом, походам в театр, музей, на выставки и др.

В целом круг увлечений студентов очень широк: это и прослушивание музыки, и игра на музыкальных инструментах, и просмотр телевизора, и видео, выезды за город, и Интернет и многое другое.

В дополнение самоидентификационного портрета студента необходимо некоторое внимание уделить вопросу социализации, оказывающей непосредственное влияние на формирование социокультурной самоидентификации. Социализация включает в себя два основных аспекта: первый - это усвоение социального опыта, то есть отражение того, как окружающая социоприродная среда воздействует на человека; второй аспект - это характеристика момента воздействия человека на окружающую социоприродную среду посредством отношений, деятельности и общения. Как отмечают социологии, именно в процессе социализации происходит формирование идентификационных предпочтений молодого человека. Непосредственное влияние на данный процесс оказывают родные, то есть семья, близки друзья. В этой связи важное значение имеет анализ ответов на вопрос «На кого Вы бы хотели быть похожим?». (Рис.10)

Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что просматривается определенная тенденция - ориентация на собственную индивидуальность (25 %). Ориентация на авторитет родителей тоже занимает достаточно высокое место и составляет 23,5 %. Третью позицию занимает образ популярного человека (13,5 %), что, по нашему мнению, обусловлено влиянием, прежде всего средств массовой информации. Остальные позиции в той или иной степени занимают примерно равные позиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.