Рефераты. Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект






4) доброжелательные отношения в семье (56 %);

5) удовлетворенность в любви (53 %) См.: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. - 2000. - № 2. - С. 56-64; Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - СПб., 1995; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 1998. .

Второстепенные позиции заняли такие ценности, как слава, власть, хорошие связи и другие.

Анализируя ценностные ориентации ставропольского студенчества (Рис. 4), следует подчеркнуть, что приоритетной ценностью современных студентов является желание иметь хороших, верных друзей. Этот выбор можно объяснить, прежде всего тем, что каждый человек стремится жить по законам группы, поскольку он нуждается в группе и зависит от нее. Как писал Т. Гоббс «…без языка люди жили бы одиноко, каждый из них замыкался в себе и не общался бы с другими» Гоббс Т. Левиафан. - М., 1990..

Здоровье было выбрано 75 % опрошенных и занимает второе место, понимая, что здоровье дает возможность получить высококачественное образование и найти достойную работу. На третье место был поставлен интеллект - 74 % опрошенных.

Такие традиционные ценности, как любовь, родственные отношения занимают по-прежнему достаточно высокие позиции - 70, 56 % соответственно.

Немаловажную роль в структуре ценностей занимают деньги. Возрастание денег как ценности коррелируется с развитием рыночных отношений в России. Для современного российского общества характерно формирование нового члена социума - собственника. Деньги становятся для молодежи одновременно и целью, и средством.

Весьма интересным, на наш взгляд, оказались низкие показатели религиозной веры (20%) и национальных традиций (18 %). Это объясняется рядом факторов, в том числе и тем, что современная молодежь оказалась под натиском большого количества религиозной информации секуляризационного и атеистического характера, что усугубляется реальным дефицитом религиозной литературы.

Современная молодежь, живущая в век информации, характеризуется отсутствием каких-либо мировоззренческих ориентиров. Процесс деидеологизации, затронувший российский социум в начале 90-х гг. ХХ века, привел к разрушению фундамента, на котором происходит формирование определяющих ценностей. Поэтому неслучайно такая ценность, как национальные традиции приоритетна лишь для 18 % респондентов. Таким образом, сама собой определяется значимость и необходимость введения в учебные планы национально-регионального компонента, способствующего пробуждению национального самосознания. Это весьма актуально в настоящее время, когда наблюдается массовое проникновение контркультуры и значительная часть граждан игнорирует веками устоявшиеся традиции. Тем не менее, тот факт, что респонденты дополняли анкету такими ценностями, как патриотизм, верность, порядочность, дает надежду на хорошее будущее См.: Тимерманис И.Е. Профессионально-ценностные ориентации будущих специалистов // Политехник. - 2006. - 29 сентября. .

Анализируя данные анкеты можно увидеть, что молодежь желает учиться и получить хорошее образование, поскольку за углубление специализации высказался 51 % опрошенных, за усиление общенаучной специализации - 32 %.

Несмотря на растущую дифференциацию молодежи среди студентов превалируют общие социально-психологические установки и ориентации. Современное поколение отличается плюралистичностью в идейных позициях и оптимистичностью взглядов на будущее.

Таким образом, полученное распределение студентов по типам ценностных предпочтений, отражает противоречивость современных социальных процессов. Студенты пытаются найти себя, выразить свою индивидуальность, что является непременным условием для полноценной самореализации.

По нашему мнению, не совсем оправданно утверждать о единой системе ценности всей студенческой молодежи в целом, поскольку ценностные приоритеты студентов-гуманитариев несколько отличны от ценностей студентов-естественников, или сдентов-технарей.

По результатам проведенного нами опроса студентов вузов г. Ставрополя нами были выделены следующие типы ценностных ориентаций студенчества:

· гуманитарно-художественный тип - включает духовные ценности студентов-гуманитариев, идентифицирующих себя с «эстетами», при этом ориентации «эстетов» могут быть различными, поскольку мир искусства очень разнообразен (22 % опрошенных);

· компьютерно-технический тип - включает ценностные ориентации студентов технических вузов, которые считают, что современный человек - это человек, находящий общий язык с компьютером и автомобилем (18 % опрошенных);

· гедонистический тип - студенты, которые хотят наслаждаться жизнью без особых усилий (18 % опрошенных);

· гармоничный натуралистический тип - студенты, осознающие реальность экологической катастрофы, любящие природу и слышащие ее голоса (17 % опрошенных);

· мобильный тип - включает ценностные стратегии студентов, считающих, что ведущее место в жизни должны занимать следующие качества: предприимчивость, мобильность в условиях рыночной экономики, деловитость (15 % опрошенных). (Рис. 5).

Анализируя профессионально-ценностные ориентации современного студенчества следует остановиться на следующих определяющих моментах.

По данным последних социологических опросов, упомянутых выше См.: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. - 2000. - № 2. - С. 56-64; Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - СПб., 1995; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 1998., в конце 90-х годов планировали работать в государственном секторе 25 % опрошенных, 42 % респондентов предполагали связать с коммерческими структурами, примерно 16 % хотели заняться дальнейшей научно-исследовательской деятельностью, учиться и работать за рубежом желало 16% опрошенных, посвятить себя дому и семье - 14 % респондентов.

В нашей анкете студентам было предложено назвать три наиболее популярные профессии. На первом месте была названа профессия юриста (41,3 %), экономиста (32,5 %) - на втором месте и профессию психолога выбрали 7,7 % опрошенных.

Данные нашего опроса подтвердили исследование, проведенное социологами Санкт-Петербургского госуниверситет в 1998 году. В результате исследования было опрошено 2710 молодых россиян из 20 городов, и установлено, что список престижных профессий возглавляют экономические и юридический профессии; третье место занимает профессия предпринимателя, а четвертое - менеджера См.: Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 125. .

По данным исследования, проведенного под руководством В.Т. Лисовского, профессию юриста выбрали 51,8 % респондентов, врача - 33,2 %, экономиста - 30, 2 %, предпринимателя - 28,0 %. В этой связи сделан вывод о том, что иерархия престижных профессий значительно расходится со структурой спроса на труд См.: Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 41..

Согласно результатам нашего исследования, на первом месте оказалось желание получить престижную работу (48 %), нежели социальная установка на учебу как средство получения интересной работы.

В тоже время около 56 % студентов только приблизительно представляют профессию, по которой им реально предстоит работать после окончания вуза. Именно это, по нашему мнению, является одной из важнейших проблем не только вузов, но и страны в целом. Примерно 50 % студентов высказали опасение по поводу трудоустройства после окончания вуза, а 28 % - сомневаются в самореализации себя как специалистов.

Большую заинтересованность студенчества вызывает вид будущей деятельности. Так, управленческий вид деятельности выбрали 38 % опрошенных, инженерную предпочли - 33 %, коммерческую - 31 %, научной работой хотели бы заниматься 28 %, педагогической - всего 6 %. (Рис. 6)

В настоящее время в условиях социальных перемен система образования также переживает кризис, проявляющийся в том, что изменились как сами потребности общества, так и преобразовались финансово-экономические условия существования вузов. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что среди студентов наблюдается падение престижа науки и авторитет педагогической деятельности. Следовательно, возникает проблема кадров, которые будут готовить будущих специалистов в нашей стране. Для решения данной проблемы необходима серьезная государственная политика в области образования, обеспечивающая социальный престиж образования и науки. На наш взгляд, именно университеты должны стать главными инновационными центрами, выступающими в качестве главных проводников идей социального развития, а также «выпускников» подлинной интеллигенции XXI века.

Для выявления мотивации студенчества к обучению в высшем учебном заведении в анкету было включено несколько вопросов, позволяющих составить представление об этом. Результаты исследования представлены на рисунке 7.

По мнению опрошенных студентов, поступление в высшее учебное заведение - это значимый и важный этап в жизни, позволяющий перейти на одну ступень выше в вертикальной социальной стратификации общества.

Общей целью поступления в вуз для всех респондентов было получение диплома о высшем образовании (42 %). Как отмечают социологи, в представлениях большинства респондентов цель получить диплом представляет собой формальную примету высшего образования в целом.

Вторую по значимости мотивацию составляет желание респондентов получить выбранную специальность, то есть овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками для того, что бы в будущем работать по профессии (33,7 %). Следует обратить внимание на то, что среди опрошенных мужчин цель получить специальность несколько ниже, чем у женщин, поскольку там есть другая позиция - это желание избежать службы в рядах вооруженных сил. Следовательно, у студентов технических специальностей данные показатели выше, нежели у гуманитариев, так как технические специальности предпочитают в большей степени мужчины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.