Рефераты. Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект






Большая часть теоретических исследований студенчества представлена в работах таких российских социологов, как А.С. Ваторопина, Ю.Р. Вишнеского, С.Н. Иконниковой, О.И. Карпухина, Ю.С. Колесникова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского, Б.Г. Рубина, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого, В.Т. Шапко, В.Ф. Пугач и др. См.: Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 39-43.; Вишневская Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. - 2000. - № 2. - С. 56-64; Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. - Ростов-на-Дону, 1968; Иконникова С.Н., Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - Л, 1976; Иконникова С.Н. Сочетание структурно-функционального и генетического анализа при изучении личности студентов // Студент в учебном процессе. - Канаус, 1972; Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - СПб, 1995; Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. - М., 2000. - № 3. - С. 124-129; Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. - СПб., 1999; Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. - М., 1990; Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности. - СПб., 2000; Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001; Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. - СПб., 1996.

Вопросы социокультурной самоидентификации личности освещены весьма фрагментарно и преимущественно в рамках исследований, посвященных проблемам социальной самоидентификации в целом. Исследований, в которых бы был представлен именно социокультурный аспект самоидентификации молодого поколения, студенчества, в частности, незначительное число, что обуславливает актуальность выбранной к анализу проблематики.

Несмотря на то, что в вышеперечисленных работах затрагиваются различные аспекты изучаемой проблемы, тем не менее, работ, в которых был бы представлен комплексный, обобщающий анализ проблем самоидентификации личности в условиях современных социокультурных перемен, нет, что обусловливает актуальность данного научного исследования.

Объект исследования - современное российское студенчество как особая идентификационная группа.

Предмет исследования - сущность, основные направления социокультурной самоидентификации российских студентов в региональном контексте.

Цель диссертационного исследования - выявить особенности социокультурной самоидентификации студенчества в условиях российской действительности. Данная цель предполагает решение следующих задач:

· рассмотреть понятие самоидентификации как категории социологии культуры;

· раскрыть социокультурный аспект идентификационных процессов;

· определить студенчество как особую идентификационную группу;

· выявить основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в Ставропольском крае;

· сконструировать самоидентификационный портрет современного ставропольского студента.

Гипотеза исследования. Современный этап развития российского общества способствовали разрушению прежней системы социальной регуляции и соответствующих матриц социального поведения и вызвали феномен массового поиска идентичности, в частности обусловив приоритет адаптивно-защитного характера личностной самоидентификации.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, философии, культурологии, психологии, а также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением процессов самоидентификации личности, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений современной социологии. В основу исследования были положены социологические теории П. Бурдье, Э. Дюркгейма, К. Дюбара, И. Гофмана, Т. Лукмана, Дж. Мида, Дж. Марсиа, Т. Парсонса, Э Фромма, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.

В основу исследования был положен социокультурный подход, позволяющий рассматривать изучаемые явления культуры и личность во взаимосвязи и взаимозависимости. Использование системного и структурно-функционального подходов позволило дать определение социокультурной самоидентификации личности, проанализировать социокультурные механизмы данного процесса.

Проблемы, заявленные в диссертационном исследовании, обусловили необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно исследование проблемы в комплексе, и обусловливающего необходимость использования методов, применяемых в социологии, культурологии и психологии. Сравнительный метод, примененный в данной работе, позволил рассматривать явления и процессы в сравнении.

На отдельных этапах исследования были применены общенаучные принципы и методы: принцип системности, всесторонности, дополнительности и преемственности, а также такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, структурно-функциоанльный, сравнительно-исторический, деятельностный и др.

В качестве методов сбора социологического материала были использованы: контент-анализ документов, содержащих информацию о процессах социокультутрной идентификации студенчества; социологический опрос студентов методом анкетирования для получения первичной информации о проблемах самоидентификации; вторичный анализ социологических данных. При анализе полученных результатов социологического опроса примялись методы группировки, эмпирической типологизации, ранжирования, классификации и сравнения.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы социологических исследований, проведенных научно-исследовательским центром при Институте молодежи в 2000-2005 гг.; результаты ряда репрезентативных эмпирических всероссийских социологических исследований, опубликованных в научной периодике и монографиях последних лет; данные статистики; материалы прикладного социологического исследования, проведенного диссертантом среди студентов ряда государственных и негосударственных вузов г. Ставрополя с целью выявления специфики личностной самоидентификации в условиях транзита российского социума.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля социологии культуры, дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений анализа идентификационных процессов в студенческой среде.

Практическая значимость исследования Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и представлять интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, занимающихся исследованием идентификационных процессов в современной России.

Основные положения и выводы работы могут использоваться в учебном процессе и служить теоретико-методологической основой при разработке и чтении учебных курсов по социологии, социальной психологии, социологии личности и других дисциплин, а также при подготовке вариативных и факультативных курсов по проблемам социокультурной самоидентификации молодежи.

Материалы исследования могут представлять интерес для средств массовой информации, формирующих общественное мнение; использоваться органами федеральной и региональной власти для совершенствования молодежной политики и условий социокультурной среды в целом, оказывающих непосредственное влияние на состояние идентификационных предпочтений молодежи, а также в дальнейшей подготовке и проведении социологических исследований по проблемам самоидентификации.

Апробация исследования. Диссертационная работа обсуждена на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни.

Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях на: Международной научно-практической конференции «Конфликты и сотрудничество на Серном Кавказе: управление, экономика, общество» (г. Ростов-на-Дону - г. Горячий Ключ, 2006 г.); X годичном научном собрании Северо-Кавказского социального института «Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития» (г. Ставрополь, 2003 г.); на 52 научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2007 г.).

Основные положения и выводы диссертации отражены в 7 публикациях общим объемом около 3 п.л., в том числе в статье, опубликованной в журнале из перечня, утвержденного ВАК Министерства образования Российской Федерации.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 166 источников, в том числе 7 на иностранном языке. Общий объем работы - 150 страниц машинописного текста.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

1.1. Самоидентификация личности как объект социологического
анализа

В условиях социокультурных трансформаций, характеризующих современный этап развития российского общества, весьма актуальным становится необходимость социального самоопределения личности. Глобальные перемены в жизни российского общества создали уникальные механизмы формирования новых социогрупповых идентификаций общества, возросла потребность в отнесении себя к чему-либо, что и привело к идентификационному синдрому, благодаря которому возросла способность формирования новых механизмов социогрупповых идентификаций, а именно активизировался процесс социальной идентификации личности.

Проблема сохранения идентичности индивида представляет собой очень актуальную задачу для современного общества, требующую детального анализа. В этой связи представляется важным изучение феномена социальной самоидентификации личности как в теоретическом, так и эмпирическом аспектах. Поэтому проблема самоидентификации как процесса отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящего в ходе социализации, посредством которого приобретаются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремиться принадлежать индивид См.: Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. - М., 1999. - С. 34-37., носит, прежде всего, междисциплинарный характер, это вызывает интерес к ней многих научных дисциплин, в том числе и социологии.

Специфика социологического подхода к определению процесса самоидентификации состоит в рассмотрении того, какие социальные институты, и почему именно эти, а не другие, оказывают наибольшее влияние на самоопределение личности, и каковы последствия наличия или отсутствия процесса идентификации. Тогда как в психологии исследуются психические механизмы процесса самоидентификации. В философии и культурологии для определения самоидентификации требуется выработка специального категориального аппарата. Идентичность в этом плане выступает как осознание субъектом принадлежности к той или иной системе объектов при сохранении представлений о целостности и уникальности собственного «Я».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.