Анализ численности малообеспеченного населения округа показывает, что нет резкого отличия в доле малообеспеченных граждан в общей численности населения по районам. Доля малообеспеченных граждан в Агинском районе - 79,7 %, Дульдургинском - 75,0 %, Могойтуйском - 75,2 %, что позволяет сделать вывод об отсутствии дифференциации уровня жизни населения по территориальному признаку.
Материальное неблагополучие большинства населения округа требует дальнейшего развития и укрепления системы его социальной защищённости и поддержки.
Исходя из этого, необходимо создание условий для вовлечения негосударственных организаций в систему социальной защиты населения путём дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, постепенный переход к частичной оплате социальных услуг гражданами, имеющими достаточный уровень дохода, повышение эффективности государственных целевых программ в снижении доли бедных, приоритет семейной политике, целенаправленный подход по укреплению и развитию системы социальной защиты населения, её адресности, концентрации финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи реально нуждающимся социально уязвимым группам населения, созданию подразделений малой вместимости на территориальном (муниципальном) уровне; упорядочению системы приема нуждающихся в социальных услугах; расширению перечня предоставляемых социальных услуг; созданию необходимых условий для активного формирования негосударственной системы социальных услуг в соответствии с ранее принятыми законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Агинского Бурятского автономного округа, Федеральными законами “О государственной социальной помощи” и “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
Для решения проблем особо нуждающейся части граждан система социальной защиты населения располагает сетью учреждений и структур социального обслуживания: 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
За последние 10 лет в Агинском Бурятском автономном округе произошли ощутимые изменения в сфере социальной защиты населения. Возник целый комплекс новых разнообразных учреждений, которые реализуют социальную политику. Но в силу ряда обстоятельств, этот процесс носит эмпирический характер, порой она осуществляется путём простого переноса тех или иных форм без предварительного проведения каких-либо научно-исследовательских разработок, апробаций, экспериментов и адаптации. В связи с этим реальная эффективность учреждений, которые реализуют социальную политику, а также система управления ими весьма далеки от желаемого.
Эти обстоятельства побудили автора провести исследование реализуемой социальной политики в автономном округе.
Исследование проводилось в марте 2006 года в п.Агинское. Выборочная совокупность составила случайная выборка. Генеральная совокупность- 74,2 тыс. человек, выборочная - 50 человек.
I. Возрастные группы обследованной совокупности расположились следующим образом:
1.до 30 лет - 12 %;
2.от 31 до 50 лет 32 %;
3.старше 51 года - 56 %.
II. По полу: 24 - мужчины; 26 - женщины.
III.По основному роду занятий:
1. студенты;
2. рабочие;
3. безработные;
4. экономически неактивное население (инвалиды, пенсионеры)
Эффективность рассматривается как функция двух переменных: затрат на обеспечение деятельности и её результатов. Применительно к социальной политике понятие её эффективности можно сформулировать следующим образом: эффективность социальной политики - это максимальное удовлетворение потребностей населения при оптимальных затратах. Это определение ориентирует не столько на добывание дополнительных материальных, финансовых средств, а скорее всего на организацию, управление, технологии, профессиональное мастерство. В современных условиях это наиболее правильный путь поиска направления организационной работы персонала учреждений, которые реализуют социальную политику.
При проведении анкетирования было задано 10 вопросов.
На вопрос “Является ли наше государство социальным?” 88 % опрошенных ответили, да, наше государство является социальным; 12 % ответили - нет не является.
На вопрос анкеты: “Как Вы считаете, изменилась ли социальная ситуация в Агинском округе в лучшую сторону за последние два-три года?” - ответы распределились следующим образом: 36 % опрошенных считают, что можно говорить о социальной стабильности в округе, 42 % опрошенных считают, что улучшение в социальной области особенно заметно в сравнении с другими территориями, и более 12 % опрошенных полагают, что хотя изменения в социальной области не столь заметны, но есть надежда на улучшение в будущем. Следовательно, основная часть жителей 90 % опрошенных считает, что за последние два-три года в социальной жизни округа произошли положительные изменения. Только 4 % опрошенного населения утверждают, что в социальной жизни округа никаких положительных изменений не наблюдается, еще 6 % опрошенных не смогли дать оценку социальным изменениям в округе.
Так на вопрос “Что Вы ждёте от социальной политики и социальной защиты?” большинство людей ждут от социальной политики дополнительные денежные выплаты - 62 %, менее важны для респондентов натуральная помощь - 25 % (востребована только престарелыми, пенсионерами), уход и обслуживание на дому - 13 % важны для одиноких и преста-релых инвалидов.
Все остальные виды социальной помощи, о которых мы надеялись услышать от респондентов (информационно-консультативная помощь, профессиональная переподготовка и обучение, помощь в ведении домашнего хозяйства и другие) остались невостребованны. Причинами этой невостребованности может быть недостаток информации о разнообразии форм помощи раз-личным категориям населения или отсутствия у населения четкого понима-ния содержания и характера предлагаемых видов социальной помощи.
На вопрос анкеты: “К какому материальному слою Вы относите себя и свою семью?” - ответы были таковы высокообеспеченный слой 2%, среднеобеспеченный слой 50 %, критический уровень достатка 11 %, ниже черты бедности 5 %. Респонденты относящие себя к среднеобеспеченному слою, являются самой многочисленной частью сообщества и составляют 52% опрошенных. К группе людей живущих ниже черты бедности, и к группе людей с критическим уровнем достатка относится 16% от числа опрошенных. Вместе с тем достаточно многочисленной является группа, чей уровень достатка ниже среднего, - 32 %.
На вопрос анкеты “Пользуетесь ли Вы правом на меры государственной социальной поддержки населения?” 69 % опрошенных ответили, что пользуются этим правом (в основном пожилые люди, инвалиды), 31 % не пользуются этим правом.
На вопрос анкеты “Достаточно ли полно получаете информацию о деятельности учреждений, которые реализуют социаль-ную политику?” выразили следующие мнения: вполне достаточно - 4 %, не совсем достаточно - 32 %, совсем не достаточно - 74 %.
Таким образом, одним из путей повышения качества функционирования учреждений, которые реализуют социальную политику, является повышение уровня информированности населения о своей деятельности.
Анализ ответов на вопрос “Удовлетворяет ли уровень и качест-во работы учреждений, которые реализуют социальную политику?” свидетельству-ет о недостаточной удовлетворенности населения деятельностью данных уч-реждений: удовлетворяет - 3 %; не совсем удовлетворяет - 78 %; совсем не удовлетворяет - 9 %.
Распределение ответов на вопрос “Что Вам, прежде всего не нравится в их работе?” таково: структурные связи внутри системы социальной политики и защиты - 50 %; культура обслуживания - 26 %; срок исполнения - 24 %. При этом характерно, что на вопрос “Назовите наиболее важные факторы улучшения работы учреждений, которые реализуют социальную политику?” отве-ты были такие: более совершенную структуру и организацию труда - 20%; жесткую дисциплину -18 %, организацию непрерывной профессиональной подготовки работников 8 %. Отсюда можно сделать вывод, что особое недовольствие вызывают организационные аспекты учреждений системы соци-альной политики и управления ее деятельностью. Мероприятия по совершен-ствованию структуры и организации труда могли бы повысить качество дея-тельности этих учреждений.
Так же следует отметить, что такой фактор, как культура обслуживания, оставляет желать лучшего. Интересна такая взаимосвязь: 54% ответивших указывают на то, что им не нравится культура обслуживания, относят к фак-торам улучшения работы непрерывную профессиональную подготовку ра-ботников, реализующих социальную политику. Еще одним фактором повы-шения качества деятельности данных учреждений является организация и совершенствование программ повышения квалификации должны разрабаты-ваться с учетом необходимости повышения культуры обслуживания клиен-тов; особое место должно уделяться этическим и психологическим основам работы с клиентами. Данный подход представляется вполне реальным, так как не требует больших материальных вложений. Причиной же неудовлетво-ренности культурой обслуживания клиентов может быть высокая психологи-ческая, физическая напряженность работы.
На вопрос “Оцените качество работы учреждений, реализующих социальную политику в целом?” ответы распределились следующим образом: высокая - 7 %; среднее - 82 %; затруднились - 11 %. Никто из респонден-тов не оценил качество работы данных учреждений как низкое. На основе от-ветов на данный вопрос, можно сделать следующий вывод: население в це-лом положительно оценивает социальную политику, хотя часто она их не со-всем удовлетворяет, не полностью оправдывает их надежды.
К отрицательным факторам, влияющим на состояние и пути решения исследуемой проблемы, относят, прежде всего, несовершенную законодательную и нормативно-правовую базу. Создание предпосылок для наиболее результативной деятельности всех звеньев социальной политики является очень важным ус-ловием повышения качеством их деятельности. К таким предпосылкам мож-но отнести повышение уровня образования и квалификации социальных ра-ботников в соответствии с требованиями, которые предъявляются, рацио-нальную организацию их деятельности, устранение в ней отвлекающих мо-ментов, их собственное стремление к повышению качества оказываемых ус-луг.
Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования результаты подтверждают гипотезу о том, что социальная поли-тика Агинского Бурятского автономного округа за последние годы изменяется в лучшую сторону.
В итоге можно предложить следующие рекомендации по повышению качества работы учреждений реализующих социальную политику:
1. Разработать программу повышения квалификации с учетом повыше-ния уровня культуры обслуживания, особе место в ней должно уде-ляться этическим и психологическим основам работы с клиентами.
2. Разработать мероприятия, которые направлены на повышение информированности населения о деятельности учреждений, реализую-щих социальную политику.
3. Оптимизировать структурные связи внутри учреждений, реализующих социальную политику с учетом требований населения.
4. Выработать и внедрить программу систематической и психологической реабилитации для работников отделов социальной защиты на-селения, чтобы избежать эффекта “выгорания” работников.
Постоянно меняющиеся условия современной жизни приводят к необходимости систематического анализа социальной политики.
Агинский Бурятский автономный округ - это динамично развивающийся российский регион. Процессы, проис-ходящие в России, характерны и для Агинского Бурятского автономного округа. Отсюда можно сделать вывод о том, что социальная политика как России, так и Агинском Бурятском автономном округе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, социальная политика регионов Российской Федерации по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственное начало и региональные особенности. Компетенция краев, областей, республик, округов очень широка, но и ограничена ресурсными возможностями территории.
Проблема социальной политики не сводится к финансовому обеспече-нию, которое должно улучшиться по мере экономического роста. Сложной проблемой является рациональное использование денежных средств. Необходимы также изменения в организации социальной сферы, в технологиях обеспечения социальных нужд, в социальной политике, которые бы увеличи-ли социальную отдачу затрачиваемых ресурсов. Уже идет реформирование многих механизмов функционирования социальной сферы. Предстоит осваивать новые механизмы решения социальных проблем на основе социального партнерства. Современная рыночная экономика предпола-гает отказ от централизованного решения некоторых социальных проблем, чтобы решать их на уровне регионов.
На сегодняшний день социальная политика Агинского Бурятского автономного округа активно разрабатывается, дополняется и модернизируется, а значит она находится в стадии активного, позитивного становления и изменяется в лучшую сторону.
Социальная политика, сегодня, - это главная стратегическая цель. Это обеспечение социальной безопасности населения в регионе. Поэтому программа регионального социального обеспечения социальной безопасности должна найти свое достойное место в региональной и федеральной социаль-ной политике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6