На государственном уровне следует однозначно определить-ся по вопросу идеологии детских пособий, либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности - тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рас-сматривать такие пособия как проявление государственной по-литики поддержки отечественного генофонда и рождаемости -- в таком случае выплата пособий не должна зависеть от достат-ка семьи.
Шестое направление - политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодёжная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.) Семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохране-ния и развития семьи, -- это неотъемлемая часть социальной за-щиты населения.
Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полно-ценными, не унижающими человеческое достоинство, макси-мально ориентированными на профилактику и способы поло-жительного разрешения отдельной личностью сложных крити-ческих ситуаций. Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негатив-ных влияний на человека и способствовать как предупрежде-нию, так и ликвидации этих влияний. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы со-циальной защиты или возникают нестандартные, непредусмот-ренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявить о том, что нуждается в социальной помощи или услуге, в соответствующие органы.
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям: определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов; нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством; разработка государственных стандартов услуг в здравоо-хранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспро-изводства рабочей силы и населения) для их адресного исполь-зования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения; нормативно-правовое регулирование профилактики свер-шения социальных рисков; разработка стратегических сценариев развития социально-го комплекса; разграничение полномочий между федеральными органа-ми и органами власти субъектов Российской Федерации по со-циальным вопросам; разработка структурного реформирования государствен-ного управления социальным комплексом, включая норматив-но-правовое обеспечение его развития; институциональные и организационные преобразования социального комплекса: демонополизация; развитие инфра-структуры, приватизация социальных объектов, регулирование платных социальных услуг; инвестиционная политика в социальной сфере; определение приоритетов развития социальной сферы; инновационная политика в отношении социальных тех-нологий; формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами; формирование федерально-региональных, межрегиональ-ных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения; создание системы информационного обеспечения населе-ния, доведение до него информации о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли го-сударства в этом процессе.
Финансирование расходов на социальную защиту населения округа производится за счёт различных источников финансирования: средств федерального бюджета, окружного бюджета, местных бюджетов, фондов страхования, благотворительных общественных фондов, а также предприятий, учреждений и организаций.
Одна из приоритетных задач деятельности администрации Агинского Бурятского автономного округа - это обеспечение устойчивости и динамики развития социальной сферы жизни региона, сохранение и наращивание уровня социальной защищённости населения.
Администрация округа заботится об укреплении материально-технической базы учреждений социальной сферы. Средства на эти цели нам дают увеличившиеся количественно и качественно статьи расходов окружного бюджета, а также расширение финансирования из федерального центра.
В числе немногих российских регионов уже в начале 2002 года в округе удалось погасить всю задолженность по детским пособиям и заработной плате. В округе своевременно и в полном объёме выплачиваются пенсии и все остальные социальные выплаты. Агинский Бурятский автономный округ входит в небольшое число субъектов Российской Федерации, где наблюдается прирост населения, и характеризуется как национальное образование с традиционно распространенной многодетностью.
Численность населения округа на 01.01.06 составила 74,2 тыс. человек. За 5 лет численность населения увеличилась на 3,1 тыс. человек или на 4,4 %.
Если в 2000 году родилось 1098 детей, то в 2005 году - уже 1235. Коэффициент рождаемости составил в 2000 году 15,4 на 1000 человек населения, в 2005 году - 17,4.
За последние годы отмечается тенденция увеличения общей смертности. Показатель же младенческой смертности уменьшается (в 2004 году составлял 13,0 % в 2005 год - 8,0 %).
Естественный прирост составляет 4,6 на 1000 человек. Суммарный показатель рождаемости согласно переписи населения 2002 года в округе составил 2,4, а по Сибирскому Федеральному округу - 1,5. Рост рождаемости связан с увеличением численности возрастной группы 18-24 лет, т.е. возрастов интенсивного деторождения.
В 2001-2005 годах в округе наблюдался экономический рост. Основными факторами роста валового регионального продукта округа в 2001-2005 годах стали:
рост производства товаров и услуг;
создание благоприятных институциональных условий для развития
экономики округа;
По темпам роста валового регионального продукта в период 2001-2005 годы Агинский Бурятский автономный округ (11,3 %) входил в группу регионов-лидеров по Сибирскому федеральному округу (средний по Сибирскому федеральному округу - 7,0 %) и значительно опережал средне российские показатели (6,7 %)11 Основные итоги социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа в 2001-2005 годы..
Социально-экономическое положение Агинского Бурятского автономного округа в 2003 году по отношению к 2002 году характеризовалось ростом производства во всех отраслях производства, за исключением промышленности.
Положительные сдвиги отмечаются в социальной сфере. Продолжается рост реальных денежных доходов населения. В 2003 году по сравнению с 2002 годом среднедушевые денежные доходы возросли на 22,6 процента средняя заработная плата - на 18, средний размер назначенных
месячных пенсий - на 9,8 процента. Нет задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. Сократилась общая численность безработных.
Возросла покупательная способность населения, и как следствие увеличился оборот розничной торговли, общественного питания, объём платных услуг. Индекс потребительских цен составил 108,8 %11 Экономика и социальная сфера Агинского Бурятского автономного округа в 2003 году: Статистический сборник / Окркомстат. - Агинское: 2004. - 44 с.
В категорию малообеспеченных помимо традиционно уязвимых групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) попадают новые большие группы экономически активного населения, которые способны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей; безработные; военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6