Рефераты. Социальная политика в Агинском Бурятском автономном округе






- осуществление мер по льготному пенсионному обеспече-нию инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инва-лидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развитие их творческих способностей, беспрепятственный доступ к социальной инфраструктуре, а также для медицинской, профессиональной и социальной ре-абилитации;

- проживание в семье;

- сохранение денежных сбережений и ценных бумаг;

- имущественные интересы;

- достойное обеспечение ритуальными услугами.

Второе направление - обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо-дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль-ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы-держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу-тем реформ и революций.

Проблемы социальной устойчивос-ти в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антаго-низма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт сило-вой консервации антагонизмов, подавления восстаний и рево-люций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания меха-низмов социальной направленности антагонистически проти-воречивых процессов. Примеры известны: социальное рыноч-ное хозяйство, социальное государство, международная по-мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в та-ких случаях всегда является крупномасштабное властное (госу-дарственное) перераспределение части эффекта в пользу соци-альных доноров, что и компенсирует их потенциальное массо-вое недовольство социальной несправедливостью эксплуата-торской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяй-ства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: “История напоминает о том, что социальный упадок и унижение большинст-ва народа было слишком высокой ценой за благополучие эли-тарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих спо-собностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы про-гресс мог осуществиться. Она напоминает о том, что расшире-ние индивидуальной свободы остается фразой, пока из нее мо-жет извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне равномерно в пользу этого меньшинства.

Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, ког-да оно возлагает обязанность заботиться об этом на государст-во, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматри-ваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...”11 Брандт В. Демократический социализм: Статьи и речи. М., 1992. С. 345. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задачей остаётся обеспечение социальной устойчивости, динамизма социального развития.

Третье направление - обеспечение права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии.

Обобщив трактовки категории “социальная защита”, можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать свои способности к экономической самостоятельности, не ущемляя при этом интересов сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбереже-ния, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благопо-лучия человека, и никто не имеет право посягать на них. Чело-век труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации, будь то болезнь, временный период безработицы, другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоя-тельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, для чего в стране и в кон-кретных регионах есть все условия.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препят-ствующих:

- эффективной занятости человека;

- предоставлению регламентированных дополнительных га-рантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудно-сти в поиске работы, в том числе: молодежи; одиноким и много-детным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лицам предпенсионного возраста; во-еннослужащим, уволенным в запас; бывшим воинам - участни-кам военных конфликтов; инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пост-радавшим в военных конфликтах; лицам, продолжительное вре-мя не имеющим работы; лицам, отбывающим наказание или на-ходящимся на принудительном лечении по решению суда;

- выплате и получению заработной платы и всех видов соци-альных пособий в размерах и сроках, предусмотренных россий-ским законодательством;

- охране здоровья работающих и профилактике неблагопри-ятных условий их труда;

- оказанию материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации, и получению этой помощи;

- равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образова-нию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры по расширению участия жен-щин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, а также меры содействия повышению их деловой активности. Особое внимание необхо-димо уделять женщинам-матерям и готовящимся стать матеря-ми. У этих женщин многократно возрастают социальные рис-ки, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

- реализации молодежью своего потенциала в образователь-ном, научном, культурном и спортивном плане.

Четвёртое направление - социальная защита детей, детства и отрочества. Она должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они роди-лись и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, для материального благополучия, свободного, до-ступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Особое внимание необходимо уделять детям сиротам, а так-же детям из неблагополучных семей. Надо заботиться об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужден-ными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным. Необходимо искоренить такие явления, как бродяжничество и безнадзор-ность детей, попрошайничество вместе со взрослыми или под их давлением. У каждого ребенка должен быть дом, как бы он официально ни назывался, -- родительский, социальный или по-иному. Но это должен быть дом - теплый, добрый и вместе с тем строгий.

Однако вышеназванные проблемы не исчерпывают круг за-бот государства о детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, нарушенность семейных связей поколений привели к практической бесконтрольности в отношении детей. Уменьшилась значимость школы в деле воспитания. Сложившаяся ситуация требует срочного вмешательства. Необходимо провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программ-ных документов, касающихся проблем детей, выявить степень их исполнения и необходимость корректировки.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, прежде всего в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образова-ние, имущественных интересов детей крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохрани-тельных органов, а также разнообразных структур, подведомст-венных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Одним из основных принципов социальной защиты и социальной полити-ки в целом должен стать “детоцентризм”.

Социальная защита детей, детства и отрочества призвана эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также пери-одов развития от социальных рисков, обусловливающих: мертворождение и патологические роды; врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания; голо-дание и нерациональное для детей питание; безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуата-цию; пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакоку-рению, наркотикам и др.); негативное психологическое воздей-ствие, дискриминацию по национальным, половым, имущест-венным или любым другим критериям; вовлечение в политиче-скую активность и военные действия; проживание в экологиче-ски неблагополучной среде; вовлечение в антигуманные рели-гиозно-культовые организации и движения; препятствующих: охране здоровья; пребыванию ребенка в семье; получению образования и духовно-нравственного вос-питания; формированию комфортного психологического кли-мата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в реги-оне проживания, в стране; развитию потенциальных професси-ональных, творческих и иных общественно полезных способ-ностей; приобщению к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом; созданию условий для игр, дру-гих форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания; целевому использованию пособий и денеж-ных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.