Рефераты. Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века






1915 год стал тяжелейшей вехой ее жизни. Ей шел уже восьмой десяток, она погрузнела, обычно дерзкое выражение ее глаз смягчилось, и ей начинало казаться, что наступает старость, хотя сердце ее было по-прежнему молодо. И вдруг -- болезнь, сопровождаемая убийственным вердиктом врачей чтобы спасти жизнь, она должна была решиться на ампутацию ноги.

Чувствуя, что ее жизнь неуклонно катится к закату, Бернар как-то шутливо поинтересовалась, не износился ли ее знаменитый красный гроб, и тут же сама «назначила» молодых актеров, которые понесут ее на кладбище.

...26 марта 1923 года Сара Бернар покинула этот мир. Мир же в свою очередь лишился одной из величайших в его истории актрис и удивительной женщины. Выбранный ею еще в детстве девиз «Во чтобы то ни стало...» был не только путеводной звездой, но и принципом всей ее жизни.

Cара Бернар завоевала широчайшее признание и всемирную славу как великая театральная актриса. Ее игра на сцене была гениальна, зрители ее обожествляли, критики писали о ней восторженные рецензии, а поэты посвящали ей стихи.

Глава 3. Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.

XIXв - век индустриализации общества повлиял на бытовую жизнь Европы, произошли изменения в укладе семейной жизни. Так как Европа была обществом с доминировавшим крестьянским образом жизни, поэтому вначале выясним роль женщины в крестьянской семье.

Супружеская крестьянская пара, как правило, возглавляла до-мовое сообщество. Это объясняется не в последнюю очередь повсю-ду чётко выраженным половым разделением труда в животноводче-ских и земледельческих хозяйствах. Крестьянин был высшей ин-станцией для всех подчинявшихся ему работающих мужчин (сыно-вей, батраков, , подёнщиков), все работницы подчиня-лись крестьянке. Внутри "мужской" и "женской" сфер, однако, спе-циализация труда была незначительной. По сути дела все, кто счи-тался "взрослыми", должны были владеть работами, соответст-вующими их полу. Исключение составляли крупные, прежде всего животноводческие хозяйства, в которых установилась функциональ-ная иерархия работников.

Если говорить о разделении труда между мужчиной и женщиной в общем, то мужчинам предназначались те виды деятельности, ко-торые требовали пребывания вдали от дома, более высокого риска и большей физической силы. Сильно упрощая, можно сказать, что первейшей сферой внимания и работ крестьянина были пашня, луг, лес и упряжные животные. На крестьянку, напротив, в первую оче-редь ложились заботы о коровах, молодняке, свиньях, молочном хозяйстве, домашней птице, огороде, а также о выращивании кор-неплодов (картофеля), мака и льна. К ним добавлялись приготовле-ние пищи, выпечка хлеба, переработка молока в масло и сыр, кон-сервирование мяса, плодов и капусты. Ежедневные варка обеда и стирка белья (основная работа в домашнем хозяйстве, не отягощён-ном производительным трудом) составляли в ХУШ-Х1Х вв. лишь небольшую часть домашних забот крестьянки. Только в XX в. в Центральной Европе значительно возросла доля времени, которое она проводила на кухне[5,117].

Разделение труда между крестьянином и крестьянкой, работни-ками и работницами, подёнщиками и подёнщицами в Западной и Центральной Европе в Х1Х вв. определялось прежде всего степенью связи крестьянского хозяйства с рынком и уровнем его технического развития. В тех регионах, где близость к крупным го-родским рынкам или важным путям сообщения способствовала ранней товаризации сельского хозяйства, важнейшие производ-ственные процессы всё явственнее становились мужскими. Таковы-ми стали, например, процессы доения в районах товарного молоч-ного хозяйства Швейцарии, Форарльберга, Зальцбургского Пинцгау или косьбы хлебов в остэльбских помещичьих имениях и круп-ных землевладельческих комплексах северо-запада Германии. Здесь близость к большим портовым городам и развитие ганзейского со-общения стали причинами более раннего, чем в других областях, развития крупного сельскохозяйственного производства, ориенти-рованного на межрегиональный сбыт и широкий рынок. Напротив, в семейных хозяйствах Южной Германии и Австрии, основанных на соответствовавшем традиции самообеспечении и связанных лишь с местными рынками, дойка и жатва остались женскими заня-тиями. Повсюду в Европе, где на уборке зерновых пользовались серпами, среди жнецов преобладали женщины или они работали наравне с мужчинами. С переходом на косы косьба хлебов, требо-вавшая больших затрат сил, перешла к мужчинам. Это произошло прежде всего в северогерманских областях, где развитие поме-щичьих имений и крупных хозяйств сопровождалось рационализа-цией земледелия. В районах, где женщины вплоть до 30-х годов XX в. убирали зерновые серпами, находились исключительно семейные крестьянские хозяйства, малотоварные, ориентированные на само-обеспечение или в лучшем случае на местные рынки (в альпийских деревнях Австрии, Тюрингском лесу, Шварцвальде, Зигерланде).

Гюнтер Вигельманн обобщил "принципы" полового разделения труда в крестьянских хозяйствах в виде следующих пяти тенденций.

Во-первых. Чем ближе вид деятельности стоит к центру эконо-мических интересов, чем больше он рассматривается как профессия и чем больше он связан с региональной торговлей, тем выше уча-стие мужчин в основных работах. Чем теснее деятельность связана с работой по дому, тем более вероятно, что её будут выполнять жен-щины.

Во-вторых. Чем сложнее используемые для работы орудия и машины, тем значительнее участие мужчин.

В-третьих. Чем большей затраты сил требует работа, тем веро-ятнее она будет выполняться мужчинами.

В-четвёртых. Чем тоньше работа, чем больше ловкости она тре-бует и чем монотоннее, тем вероятнее, что её будут делать женщины.

В-пятых. Чем больше хозяйство и чем больше рабочей силы в нём занято, тем дифференцированное организация и половое разде-ление труда и вероятнее выполнение главных работ исключительно мужчинами[12,70].

Ни в коем случае нельзя, однако, рассматривать эти тенденции как не имевшие нарушений и исключений. Женщины постоянно участвовали в луговых и полевых работах: они размельчали комки за плугом, пололи сорняки, косили кормовые травы, сгребали сено и помогали его укрывать. Женщины нередко участвовали и в мо-лотьбе -- одной из немногих действительно "раздельных" работ в крестьянском хозяйстве. С другой стороны, в считавшейся "жен-ской" обработке льна наиболее тяжёлую операцию по его трёпке часто выполняли мужчины. В целом можно сказать, что скорее женщины осваивали типично мужские работы, чем мужчины ис-полняли типично женские.

Характер полового разделения труда должен объясняться в пер-вую очередь исходя из частых беременностей крестьянок, необхо-димости грудного вскармливания и ухода за младенцами. Тем не менее разделение труда нельзя "механически" выводить из биоло-гических различий между полами и социальной установки на уход за маленькими детьми. Это видно уже из того, что работы, которые в одних регионах считались типично "мужскими", в других обычно выполнялись женщинами. Посев и пахота-- мужские для Цент-ральной Европы занятия-- в некоторых скандинавских регионах выполнялись женщинами. Это было принято, например, в тех рай-онах Финляндии, где земледелие оставалось экономически мало-значимым и мужчины занимались преобладавшим по значению лесным хозяйством, а также рыбной ловлей и охотой. Посев зерно-вых по его хозяйственной роли был здесь сравним с огородни-чеством в Центральной Европе, которым там также занимались женщины[8,164].

Нельзя, наконец, не видеть, что женщины постоянно выполняли тяжелейшие физические работы, хотя требование большей физи-ческой силы, которой обладали мужчины, вело ко всё более широ-кому отстранению женщин от некоторых занятий, например, от ле-созаготовок (хотя даже здесь встречаются упоминания о подёнщи-цах, работавших на лесоповалах, и женщинах, заменявших одного из мужчин при распилке деревьев двуручной пилой).

Разделение труда между мужчиной и женщиной, очевидно, определялось критериями близости к дому и социально обуслов-ленной ролью, связанной с уходом за маленькими детьми, с одной стороны, хозяйственным значением самой работы -- с другой. Не в последнюю очередь оно отражало отношения власти и подчинения между мужем и женой Крестьянка самостоятельно вела часть хозяйства и это могло обеспечивать ей определённое властное влияние в доме. Но в поло-жении женщин имелись значительные региональные особенности. Они вытекали из различий в характере влияния крестьянской эко-номики и рынка, действия норм наследственного и семейного пра-ва, а также из региональной специфики культурных традиций. Мартин Сегален, исследовавшая крестьянские семьи различных ре-гионов Франции XIX в., обнаружила значительные различия в по-ложении женщин центральной и северной (Бретань, Лотарингия) и южной (Прованс, Лангедок) Франции[5,71]. Для средиземноморской культуры юга было характерно, по-видимому, более выраженное доминирование мужчин в крестьянском обществе, чем на севере. Мужское превосходство здесь не в последнюю очередь обеспечи-валось также физическим насилием над женщинами. "Мужествен-ность" была тесно связана с умением взять власть над женщиной. Так, чуть ли не единственная распространённая в Южной Франции пословица гласит: "Недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены"[5, 171]. Другая пословица звучит несколько ме-нее агрессивно, но тем не менее однозначно: ("Шляпа должна командовать чепцом"). Эта идеоло-гия, как считает Сегален, значительно ограничивала прежде всего место крестьянок в обществе. В Бретани, напротив, пословицы и поговорки скорее указывают на необходимость участия девушек в деревенской жизни: "Девушки, покажитесь, кто себя не покажет, ничего не увидит"[5,71]. Это отражает, вновь следуя интерпретации Се-гален, более сильное вовлечение крестьян в рыночные отношения на севере Франции. В Бретани и Лотарингии крестьянки прини-мали участие и в решении вопросов, связанных с управлением де-ревенским обществом, публично улаживали многие проблемы кре-стьянских семей[5,79].

В традиционной крестьянской семье жена распоряжалась на-личным доходом от продажи молочных продуктов, яиц и домашней птицы. Он служил для покупки необходимых предметов потребле-ния (соли, ткани) и для удовлетворения нужд женщин и детей. Продажей этих про-дуктов женщина устанавливала регулярные контакты с рынком. Раз в неделю или в месяц она приходила с яйцами, молочными про-дуктами, птицей на ближайший городской еженедельный или ежемесячный рынок. Выручка от продажи была её единственным регу-лярным денежным доходом. Дорога на рынок выводила крестьянок вновь и вновь за пределы родного местечка. Рынок знакомил жен-щин с городской культурой. Вероятно, именно эти, с рынком свя-занные, контакты с недеревенским миром возвращались уходившим в конце ХIX в. в города крестьянским дочерям доброй долей того необходимого оптимизма, который был им свойственен. Многих подбадривали их матери, знавшие, что в городах есть жизнь, не ху-же их собственной[5,82].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.